Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о... от 3 мая 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 09-03-24-02/53-ВО

5 марта 2009 года                                                                                                         г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2009 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,

член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

рассмотрев дело № 09-03-24-02/53-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских (стоматологических) услуг в печатном издании «Новые деловые вести» № 3(491) от 7.02.2009 г., содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- от ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83), - Виношкин В.И., директор,

- от ООО «Новые деловые вести» (400078, г. Волгоград, пр. Ленина, 65к), - Нефедова И.В., директор,

УСТАНОВИЛА:

16 февраля 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-24-02/53-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в печатном издании «Новые деловые вести» № 3(491) от 7.02.2009 г. рекламы медицинских (стоматологических) услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: обозначенные в рекламе медицинские (стоматологические) услуги не сопровождаются предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.

Согласно объяснениям директора ООО «Новые деловые вести» Нефедовой И.В. по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, главным объектом рекламирования в спорной рекламе является медицинское учреждение ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ», имеющее необходимые лицензии на осуществление медицинской деятельности, штат специалистов, вследствие чего оно не может указывать в рекламе медицинских услуг предупреждение о необходимости получения консультации специалиста, поскольку такое предупреждение может направить потенциальных потребителей данной рекламы к специалистам других медицинских учреждений.

Директор ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» Виношкин В.И. пояснил, что Общество в рекламном модуле объектом рекламирования определяет стоматологическую клинику, а перечень работ и услуг, входящих в разрешенную лицензией медицинскую деятельность, служит для привлечения внимания к клинике. «Лечение зубов с эстетической реставрацией», «зубосберегающая хирургия», «все виды протезирования», «имплантация» в соответствии с действующей номенклатурой работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 12.07.2004 г.) являются работами (видами деятельности), а не услугами.

Медицинскими услугами в соответствии с Номенклатурой являются:

- лечение парадонта «Вектором» (А 12.07.001);

- клининг – профессиональная чистка полости рта (А 12.07.002);

- лечение галитоза – неприятного запаха изо рта (А 16.07.055).

Стоматологические медицинские услуги осуществляются ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения – стоматологической клиники.

При этом, медицинская услуга представляет собой совокупность профессиональных возмездных целесообразно необходимых действий исполнителя, в отдельных случаях – встречных со стороны пациента (заказчика, потребителя), направленных на удовлетворение потребностей последнего в форме определенного состояния здоровья.

Выбору того или иного метода лечения предшествует обязательная консультация специалистов, ознакомление пациента с возможными осложнениями, заключение договора, составление плана лечения. Таким образом, пациент не может получить востребованную им медицинскую услугу, ориентируясь на рекламу. Только специалист клиники может предложить пациенту те или иные методы лечения. Учитывая неудовлетворительное состояние здоровья полости рта у населения, Общество полагало неккоректным писать в рекламе традиционный текст – «имеются противопоказания», поскольку лечение зубов и полости рта не только всегда показано, но и настоятельно необходимо. Индивидуальные же особенности пациентов учитываются специалистами при выборе определенных методов лечения. Указанные в рекламе медицинские услуги (лечение парадонта «Вектором», клининг – профессиональная чистка полости рта, лечение галитоза – неприятного запаха изо рта) относятся к разряду гигиенических и противопоказаний не имеют. Они были специально выделены из перечня работ, так как являются составной частью мероприятий по поддержанию здорового образа жизни.

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. по собственной инициативе была проведена проверка рекламы, размещенной в газете «Новые деловые вести» № 3(491) от 7.02.2009 г.

По результатам проверки установлено, что на стр. 6 данного печатного издания размещена реклама «Медсервис СБТ. www.medsbt.ru». ПОЛНЫЙ СПЕКТР СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. Американские технологии. Лечение зубов с эстетической реставрацией. Зубосберегающая хирургия. Имплантация. Лечение пародонта «Вектором». Все виды протезирования. Клининг – профессиональная чистка полости рта. Лечение галитоза – неприятного запаха изо рта. Ул. Хользунова, 36/3 с 9-00 до 19-00. Без перерыва и выходных дней, тел. 28-89-93. пр. Маршала Жукова, 83. Тел. 36-53-83. Лицензия ДО58755 от 12.05.2003 года комитета по здравоохранению Волгоградской области».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (стоматологической клинике «Медсервис СБТ» и медицинским услугам, оказываемым клиникой) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что объектом рекламирования в спорной рекламе является только рекламодатель (стоматологическая клиника «Медсервис СБТ», оказывающая услуги в области медицины), поскольку содержащаяся в рекламе информация привлекает внимание неопределенного круга лиц также и к медицинским стоматологическим услугам, оказываемым потребителям клиникой «Медсервис СБТ».

Рекламодателем спорной рекламы является ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83), рекламораспространителем - ООО «Новые деловые вести» (400078, г. Волгоград, пр. Ленина, 65к).

Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» выдана лицензия № ЛО-34-01-000091 от 14.05.2008 г. на осуществление медицинской деятельности сроком до 14.05.2013 г., в соответствии с которой Общество осуществляет следующие работы и услуги:

- при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: рентгенологии, сестринскому делу.

- при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической.

В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.

При этом, под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер экономического, политического, социального, правового, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активности, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

В связи с изложенным особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих медицинских противопоказаний. В частности, на основании статьи 19 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, об условиях предоставления и получения медицинских услуг.

ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений, в том числе при рекламировании медицинских услуг.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.

Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.

В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур.

Согласно «Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности» ОК 034-2007, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. № 329-ст (Раздел «Услуги в области здравоохранения и услуги социальные»), Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении от 12.07.2004 г., Приложению к Постановлению Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» стоматологические услуги (лечение зубов с эстетической реставрацией, хирургическая стоматология, дентальная имплантация, протезирование, клининг, лечение галитоза, лечение парадонта) включены в перечень услуг при осуществлении медицинской деятельности.

В нарушение требований рекламного законодательства реклама медицинских стоматологических услуг по лечению зубов с эстетической реставрацией, хирургической стоматологии, дентальной имплантации, протезированию, клинингу, лечению галитоза, лечению парадонта не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских (стоматологических) услуг «Медсервис СБТ. www.medsbt.ru». ПОЛНЫЙ СПЕКТР СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. Американские технологии. Лечение зубов с эстетической реставрацией. Зубосберегающая хирургия. Имплантация. Лечение пародонта «Вектором». Все виды протезирования. Клининг – профессиональная чистка полости рта. Лечение галитоза – неприятного запаха изо рта. Ул. Хользунова, 36/3 с 9-00 до 19-00. Без перерыва и выходных дней, тел. 28-89-93. пр. Маршала Жукова, 83. Тел. 36-53-83. Лицензия ДО58755 от 12.05.2003 года комитета по здравоохранению Волгоградской области», размещенную в печатном издании «Новые деловые вести» № 3(491) от 7.02.2009 г., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.

2. Выдать ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Выдать ООО «Новые деловые вести» (400078, г. Волгоград, пр. Ленина, 65к) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя ненадлежащей рекламы – ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83).

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя ненадлежащей рекламы - ООО «Новые деловые вести» (400078, г. Волгоград, пр. Ленина, 65к).

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

по делу № 09-03-24-02/53-ВО

5 марта 2009 года                                                                                                          г. Волгоград

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,

член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

на основании своего решения от 5 марта 2009 г. по делу № 09-03-24-02/53-ВО о признании ненадлежащей рекламу медицинских (стоматологических) услуг «Медсервис СБТ. www.medsbt.ru». ПОЛНЫЙ СПЕКТР СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ. Американские технологии. Лечение зубов с эстетической реставрацией. Зубосберегающая хирургия. Имплантация. Лечение пародонта «Вектором». Все виды протезирования. Клининг – профессиональная чистка полости рта. Лечение галитоза – неприятного запаха изо рта. Ул. Хользунова, 36/3 с 9-00 до 19-00. Без перерыва и выходных дней, тел. 28-89-93. пр. Маршала Жукова, 83. Тел. 36-53-83. Лицензия ДО58755 от 12.05.2003 года комитета по здравоохранению Волгоградской области», размещенную в печатном издании «Новые деловые вести» № 3(491) от 7.02.2009 г., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а именно: сопровождать в дальнейшем рекламу медицинских (стоматологических) услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и получения консультации специалистов, и отводить данному предупреждению не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

2. ООО «Лечебно-диагностический центр «Медсервис СБТ» (400107, г. Волгоград, пр. Маршала Жукова, 83) представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 апреля 2009 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны