Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о... от 3 июня 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 09-03-24-02/73-ВО

6 марта 2009 года                                                                                                         г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 марта 2009 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,

член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

рассмотрев дело № 09-03-24-02/73-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских (физиотерапевтических) услуг в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» № 6 от 2-8 февраля 2009 г., содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- от муниципального учреждения здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11), - Панкратова О.В. (доверенность от 4.03.2009 г.), Иванникова О.А. (доверенность от 4.03.2009 г.),

- от ООО «Медиа Резерв» (400131, г. Волгоград, ул. Мира, 19, оф. 414), - Решетова И.Э. (доверенность № 00000047),

УСТАНОВИЛА:

3 марта 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-24-02/73-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» № 7 от 9-15 февраля 2009 г. рекламы медицинских (урологических) услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: указанная в рекламе медицинская услуга не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению и необходимости получения консультации специалиста.

Согласно письменным объяснениям главного врача МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника» Яковлевой О.И. и пояснениям представителя Учреждения Панкратовой О.В. по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при разработке макета рекламы под фразой «прием ведется без предварительной записи по полису ОМС» подразумевалось получение услуги после консультации врача, который назначает рекламируемые услуги, в данном случае урология, с учетом противопоказаний. Учреждение согласно с фактом нарушения требований ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», поскольку реклама медицинской услуги (урологии) не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний.

Согласно Правилам и стандартам, установленным в сфере здравоохранения, в каждом лечебно-профилактическом учреждении, в том числе и в МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника», назначение любых медицинских услуг производится только после осмотра пациента врачом-специалистом с учетом противопоказаний к процедуре. Следовательно, при отсутствии назначения врача, медицинская услуга, в том числе урологическая, не будет оказана. Таким образом, указанные в рекламе медицинская услуга не представляет угрозы охраняемым общественным интересам и здоровью потребителей рекламы. Учреждение обязуется изменить рекламный макет и привести его в соответствие с требованиями ФЗ «О рекламе».

Представитель ООО «Медиа Резерв» Решетова И.Э. пояснила, что Общество признает факт нарушения законодательства о рекламе. Данное нарушение являлось непреднамеренным, и произошло вследствие невнимательного прочтения требований ФЗ «О рекламе», предъявляемых статьей 24 данного Закона к рекламе медицинских услуг.

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. по собственной инициативе была проведена проверка рекламы, размещенной в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» № 7 от 9-15 февраля 2009 г.

По результатам проверки установлено, что на стр. 4 данного издания размещена реклама: «МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника» предлагает. Урология: диагностика и комплексное лечение воспалительных заболеваний почек, мочевого пузыря; мочекаменной болезни, недержания мочи с применением немедикаментозных методов лечения.

Андрология: диагностика и комплексное немедикаментозное лечение заболеваний мужской половой сферы:

- эректильной дисфункции;

- бесплодия, мужского климакса;

- аденомы предстательной железы;

- простатита, уретрита, везекулита, орхита;

- болезни Пейрони,

С применением полостных методик:

- лазеротерапии, ВЛОК;

- УФО крови;

- магнитотерапии МАВИТ;

- грязелечения (природная грязь о. Эльтон);

- процедур электролечения, водолечения;

- массажа предстательной железы,

Позволяющих уменьшить сроки лечения, период реабилитации, частоту обострений; увеличить длительность ремиссии; снизить риск оперативного лечения при аденоме предстательной железы; способствующих восстановлению эректильной и репродуктивной функций.

Прием ведется на платной основе. Ул. Порт-Саида, 11. Тел. регистратуры: 38-30-38, 38-29-79».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;

рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинской услуге (урологии, в том числе и андрологии), оказываемой МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника») формирование или поддержание интереса к ней и ее продвижение на рынке.

Рекламодателем обозначенной рекламы является муниципальное учреждение здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11), рекламораспространителем – ООО «Медиа Резерв» (400131, г. Волгоград, ул. Мира, 19, оф. 414).

Спорная реклама размещалась в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» согласно договору № 103/р от 30.12.2008 г.

Муниципальное медицинское учреждение «Физиотерапевтическая поликлиника» создано на основании постановления администрации Центрального района Волгограда от 25.01.1993 г. № 23-п. Постановлением администрации Волгограда от 20.12.2002 г. № 1498 «О дальнейшем совершенствовании управления здравоохранением Волгограда» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника».

В соответствии с Уставом целью создания МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника» является охрана здоровья граждан. Предметом деятельности Учреждения является осуществление доврачебной, амбулаторно-поликлинической помощи (в том числе специализированной), медицинской помощи населению.

Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника» выдана лицензия № ЛО-34-01-000115 от 11.06.2008 г. на осуществление медицинской деятельности сроком до 11.06.2013 г., в соответствии с которой Учреждение осуществляет следующие работы и услуги:

- при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинской статистике, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностике;

- при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:

а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: контролю качества медицинской помощи, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, педиатрии, терапии, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности;

б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: акушерству и гинекологии, контролю качества медицинской помощи, неврологии, оториноларингологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, рефлексотерапии, сексологии, терапии, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.

Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.

В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.

Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур.

Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» урологические услуги включены в перечень услуг при осуществлении медицинской деятельности.

В нарушение требований рекламного законодательства реклама медицинской услуги (урологии) не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению и необходимости получения консультации специалиста.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу урологической медицинской услуги, размещенную в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» № 7 от 9-15 февраля 2009 г. на стр. 4, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.

2. Выдать муниципальному учреждению здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Выдать ООО «Медиа Резерв» (400131, г. Волгоград, ул. Мира, 19) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя ненадлежащей рекламы – МУЗ «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11).

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя ненадлежащей рекламы - ООО «Медиа Резерв» (400131, г. Волгоград, ул. Мира, 19).


 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

по делу № 09-03-24-02/73-ВО

6 марта 2009 года                                                                                                          г. Волгоград

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,

член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,

на основании своего решения от 6 марта 2009 г. по делу № 09-03-24-02/73-ВО о признании ненадлежащей рекламу медицинской услуги (урологии), размещенную в печатном издании «ТЕЛЕСЕМЬ» Волгоград» № 7 от 9-15 февраля 2009 г. на стр. 4, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,

и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Муниципальному учреждению здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а именно: сопровождать в дальнейшем рекламу медицинской услуги (урологии) предупреждением о наличии противопоказаний к ее применению и получения консультации специалистов, и отводить данному предупреждению не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

2. Муниципальному учреждению здравоохранения «Физиотерапевтическая поликлиника» (400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, 11) представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 апреля 2009 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны