Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о... от 5 мая 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 09-03-5-02/157-ВО

5 мая 2009 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 мая 2009 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 09-03-5-02/157-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Ломбард «Серебряный шар» рекламы, содержащей признаки нарушения п.п. 2, 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Ломбард «Серебряный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5), Готадзе Е.Г.(доверенность от 5.05.2009 г.),

УСТАНОВИЛА:

13 апреля 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-5-02/157-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Ломбард «Серебряный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5) посредством отдельно стоящей переносной рекламной конструкции – штендера, установленном возле входа в помещение ломбарда «Серебрянный шар» по адресу: 400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5, рекламы «Ломбард «Серебряный шар». Ссуды под залог золота, сот. телефонов, автомобилей. Скупка золота. Продажа ювелирных изделий. Принимаем вклады от населения 26% годовых», содержащей признаки нарушения п.п. 2, 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
Согласно объяснениям представителя ООО «Ломбард «Серебряный шар» Е.Г. Готадзе по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Общество согласно с фактом нарушения требований ФЗ «О рекламе», которое произошло вследствие того, что до вступления в действие с 1 января 2008 года Федерального закона «О ломбардах» № 196-ФЗ от 19.07.2007 г., ломбардам разрешалось заниматься деятельностью по скупке-продаже ювелирных изделий (золота). С 1 января 2008 года данным видом деятельности занимается ИП Гулиева Т.А., а не ООО «Ломбард «Серебряный шар».
Использование в рекламе информации о принятии ломбардом «Серебряный шар» вкладов от населения являлось непреднамеренным и не преследовало целью введение потребителей в заблуждение относительно порядка приема денежных средств. ООО «Ломбард «Серебряный шар» принимает займы от населения, в срок возвращая займодавцам денежные средства и выплачивая проценты за их использование в полном объеме. Сотруднику ломбарда, занимавшемуся изготовления рекламного штендера, вследствие чего были нарушены требования законодательства о рекламе, объявлен выговор (приказ № 6 от 28.04.2009 г.). В настоящее время проводится работа по приведению рекламы в соответствие с требованиями ФЗ «О рекламе».

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. по собственной инициативе при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 4.03.2009 г. на территории Тракторозаводского района г. Волгограда был проведен мониторинг распространения наружной рекламы на соответствие требованиям ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
В ходе проверки установлено, что на отдельно стоящей переносной рекламной конструкции – штендере, установленном возле входа в помещение ломбарда «Серебрянный шар» по адресу: 400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5, размещена информация «Ломбард «Серебряный шар». Ссуды под залог золота, сот. телефонов, автомобилей. Скупка золота. Продажа ювелирных изделий. Принимаем вклады от населения 26% годовых».
Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 ФЗ «О рекламе).
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (деятельности ООО «Ломбард «Серебрянный шар» по выдаче ссуд под залог золота, сотовых телефонов, автомобилей, скупке золота, продаже ювелирных изделий, принятию вкладов от населения), формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Факт распространения обозначенной рекламы зафиксирован актом № 4 от 4.03.2009 г. и ее фотографированием (3 фотографии).
В соответствии с договором от 1.01.2009 г. с ИП Гулиевой Т.А. ООО «Ломбард «Серебрянный шар» арендует часть нежилого помещения площадью 10 кв.м. по адресу: 400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5.
В соответствии с Уставом ООО «Ломбард «Серебрянный шар» Гулиева Т.А. является также учредителем Общества и в качестве индивидуального предпринимателя осуществляет деятельность по скупке золота и продаже ювелирных изделий в одном помещении с Ломбардом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ломбардах» № 196-ФЗ от 19.07.2007 г.).
Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О ломбардах» № 196-ФЗ от 19.07.2007 г.).
В то же время из распространенной рекламной информации следует, что ООО «Ломбард «Серебрянный шар» привлекает вклады от населения.
Между тем ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) отнесено к банковским операциям.
Согласно абз. 2 ст. 1 названного Закона исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц имеет кредитная организация - банк.
Статьей 36 этого же Закона определено, что вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России.
Таким образом, исходя из положений приведенных правовых норм, организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять, в том числе такой вид банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
В действительности, ООО «Ломбард «Серебрянный шар» заключает с гражданами договора займа, в соответствии с которыми выступает заемщиком денежных средств, что не запрещено действующим законодательством, в том числе ФЗ «О ломбардах». В частности, ООО «Ломбард «Серебрянный шар» представлена копия договора займа № 33 от 15.06.2006 г., согласно которому займодавец (гражданин) передал в собственность заемщику (ломбарду) денежную сумму.
В силу ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
Таким образом, в отличие от договора вклада заемные средства поступают в собственность заемщика. Кроме того, процедура привлечения денежных средств Банками и принятия займов иными юридическими лицами (в частности, ООО «Ломбард «Серебрянный шар»), их сохранность значительно отличаются. Так, в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков за функционированием системы страхования вкладов осуществляется государственный контроль Правительством РФ и Банком России. Кроме того, для всех банков, привлекающих во вклады денежные средства физических лиц, обязательно участие в системе страхования вкладов.
Возвращение суммы займа займодавцу согласно п. 5 представленного договора обеспечивается чистыми активами ООО «Ломбард «Серебрянный шар». Данным договором не предусмотрена обязанность Ломбарда по страхованию внесенного займодавцем суммы займа.
На основании изложенного рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающей недостоверной рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о такой характеристике товара (услуги), как его характеристика и природа.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не указано, поскольку в ней отсутствует информация о том, что ООО «Ломбард «Серебрянный шар» принимает займы от населения, а не вклады, что вводит потребителей в заблуждение относительно порядка приема и возврата денежных средств.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе нарушены требования пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», признающей недостоверной рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (услуги), поскольку деятельность по скупке золота и продаже ювелирных изделий осуществляет не ООО «Ломбард «Серебрянный шар», а ИП Гулиевой Т.А.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5).
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных п.п. 2, 20 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Ломбард «Серебряный шар». Ссуды под залог золота, сот. телефонов, автомобилей. Скупка золота. Продажа ювелирных изделий. Принимаем вклады от населения 26% годовых», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5), поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя ненадлежащей рекламы – ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
по делу № 09-03-5-02/157-ВО

5 мая 2009 года                                           г. Волгоград

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
на основании своего решения от 5 мая 2009 г. по делу № 09-03-5-02/157-ВО о признании ненадлежащей рекламу «Ломбард «Серебряный шар». Ссуды под залог золота, сот. телефонов, автомобилей. Скупка золота. Продажа ювелирных изделий. Принимаем вклады от населения 26% годовых», рекламодателем и рекламораспространителем которой является ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5), поскольку в ней нарушены требования пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы видов деятельности (по скупке золота, продаже ювелирных изделий и привлечению денежных средств физических лиц во вклады), осуществление которых запрещено законодательством для ломбардов.
2. ООО «Ломбард «Серебрянный шар» (400033, г. Волгоград, ул. Н. Отрады, 5) представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 28 мая 2009 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны