Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 09-03-24-02/173-ВО

16 июня 2009 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2009 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 09-03-24-02/173-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг (хирургии, косметологии (хирургической))  в телеэфире на Первом  Волгоградском  канале в СМИ: МУП «Редакции телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ) 19 января 2009 г., содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Волгоград-1 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7), - Шамко И.Г. (юрисконсульт НУЗ Отделенческая клиническая б-ца на ст. Волгоград-1),
- от муниципального унитарного предприятия «Редакции телепрограммы «Волгоградское городское телевидение» (400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7), - Висков Н.В. (доверенность от 11.01.2009 г.),

УСТАНОВИЛА:

20 апреля 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-24-02/173-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в телеэфире на Первом  Волгоградском  канале в СМИ: МУП «Редакции телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ) 19 января 2009 г.             рекламы медицинских услуг (хирургии, косметологии (хирургической)), содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», а именно: указанные в рекламе медицинские услуги не сопровождаются предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.
Согласно письменным объяснениям директора НУЗ «Отделенческой клинической больницы на станции Волгоград-1 ОАО «Российские железные дороги» директора В.Н. Плохова по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с выводами Управления ФАС по Волгоградской области о том, что данная реклама была размещена в нарушении ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» не согласны. Объектом рекламы в видеоролике является видом деятельности предоставляемой стационарным подразделением больницы. Сообщение о показании услуг пластического хирурга и дополнительная информация не должны сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний  к их применению и использованию или получения консультации специалистов. Выражение пластическая хирургия подразумевает услуги врача определенной медицинской специальности и не требует консультации каких-либо специалистов для получения данного вида услуг. Согласно ст. 32 «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ» необходимым предварительным  условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина, которое подразумевает предоставление полной информации о той или иной манипуляции, ее рисках и последствиях и обязательной воли пациента.
Представитель МУП «Редакции телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ)  Висков Н.В. присоединяется к позиции НУЗ ОКБ. Полагает, что осуществление, какого бы то ни было медицинского вмешательства, тем более проводимого по инициативе самого гражданина, как в случае оказания услуг пластической хирургии, невозможно без проведения предварительной консультации со специалистом и предупреждения о риске, связанным с указанным вмешательством и прочих негативных последствиях. Отсутствие в рекламном ролике предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, поскольку любой потребитель рекламы, обращающийся или желающий обратиться за соответствующей медицинской услугой, в любом случаи до медицинского вмешательства получит консультацию  специалиста, включая сведения о возможных противопоказаниях, рисках и пр.
Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:
Государственным инспектором отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы Управления ФАС по Волгоградской области Кащавцевой Л.В. по собственной инициативе была проведена проверка рекламы, распространяемой в телеэфире на Первом Волгоградском канале в СМИ: МУП «Редакция телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ) 19 января 2009 г.
По результатам проверки установлено, что в видеороликах, транслируемых в телеэфире на Первом Волгоградском канале размещена реклама: «Пластическая хирургия при железнодорожной больнице предлагает: пластику молочной железы, живота, коррекцию ушных раковин, липосакцию, подтяжку лица, пластику век, пластику при избытке мягких тканей плеч, бедер, нехирургическую коррекцию морщин лица. Тел. 47-96-39. г. Волгоград, ул. Автотранспортная, 75.».
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинским услугам (хирургии, косметологии (хирургической), оказываемым   НУЗ «Отделенческой клинической больницы на станции Волгоград-1 ОАО «Российские железные дороги» формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы является негосударственное  учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград -1» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7), рекламораспространителем – МУП «Редакция телепрограмм «Волгоградское городское телевидение» (МТВ) (400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7).
Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Волгоград- 1 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» создано на основании решения совета директоров открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (протокол заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 26.01.2004 г. № 1).
В соответствии с Уставом основными целями  Учреждения являются: охрана здоровья граждан. Предметом деятельности Учреждения является:
-медицинская деятельность (деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ);
- фармацевтическая деятельность.
 Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «РЖД»» выдана лицензия № ЛО-34-01-000021 от 05.03.2008 г. на осуществление медицинской деятельности сроком до 05.03.2013 г., в соответствии с которой Учреждение осуществляет следующие работы и услуги:
- при осуществлении стационарной  медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: косметологии (хирургической).
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.
Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.
В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур, услуги косметические, пластическая хирургия и др.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» хирургическая косметология включена в перечень услуг при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 г. № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги»» медицинская услуга – мероприятия  или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику  и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Указанным приказом определено понятие «простая медицинская услуга», понятие «медицинская помощь» (под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно- противоэпидемиологические мероприятия, лекарственное обеспечение и т.д.), направленный на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья), а также перечень простых медицинских услуг.
В нарушение требований рекламного законодательства реклама медицинской услуги по хирургической косметологии  не сопровождаются предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской услуги по хирургической косметологии, размещенную в телеэфире на Первом Волгоградском канале в СМИ: МУП  «Редакция телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ) 19 января 2009 г., поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Выдать негосударственному учреждению здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «РЖД»» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать МУП «Редакции телепрограмм «Волгоградское городское телевидение» (МТВ) (400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя ненадлежащей рекламы – НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «РЖД»» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя ненадлежащей рекламы - МУП «Редакции телепрограмм «Волгоградское городское телевидение» (МТВ) (400131, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7).




ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
по делу № 09-03-24-02/173-ВО

16 июня  2009 года                                           г. Волгоград

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
на основании своего решения от 16 июня 2009 г. по делу № 09-03-24-02/173-ВО о признании ненадлежащей рекламу медицинской услуги по хирургии и хирургической косметологии, размещенную   в телеэфире на Первом  Волгоградском  канале в СМИ: МУП «Редакции телепрограммы «Волгоградское городское телевидение»» (МТВ) 19 января 2009 г., поскольку в ней нарушены требования  части 7 статьи 24 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»,
и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Негосударственному учреждению здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «Российские железные дороги»» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7) в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а именно: сопровождать в дальнейшем рекламу медицинской услуги по хирургии и хирургической косметологии предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и получения консультации специалистов, и отводить данному предупреждению в рекламе, распространяемой в радиопрограммах не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

2. Негосударственному учреждению здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на ст. Волгоград-1 ОАО «Российские железные дороги»» (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 7) представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 24 июля 2009 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны