Решение б/н Решено признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете «... от 10 августа 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 09-03-28-02/330-ВО

8 октября 2009 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 октября 2009 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Кащавцева Людмила Вадимовна, государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 09-03-28-02/330-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в газете «Областные вести» № 33 от 21-27 августа 2009 года и № 35 от 4-10 сентября 2009 года, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе,
- от ООО «П-Сервис», Неживов А.В. (доверенность от 18.07.2008 г.),
- от Волгоградской городской общественной организации «Творческое объединение работников независимой прессы «Свободное слово» (400137, г. Волгоград, ул. Симонова, 36Б), Климов А.С. (доверенность № 229 от 29.12.2008 г.),

УСТАНОВИЛА:

17 сентября 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместителем руководителя Управления А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-28-02/330-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Областные вести» № 33 от 21-27 августа 2009 года, № 35 от 4-10 сентября 2009 года рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: в данной рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего кредит.
Согласно пояснениям представителя ООО «П-Сервис» и письменным объяснениям директора ООО «П-Сервис» П.И. Потапова по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в тексте спорной рекламы действительно имелось слово «кредит». ООО «П-Сервис» предоставляет своим покупателям рассрочку платежа, а также имеет заключенные соглашения о сотрудничестве с банками о предоставлении клиентам Общества кредит на приобретение автомобиля. Менеджеру, который занимался размещением рекламы в СМИ, было дано указание о размещении информации о возможности предоставления рассрочки платежа при приобретении автомобиля в автосалоне ООО «П-Сервис». Менеджер при размещении рекламного макета из-за неправильного толкования произвольно приравнял значения понятий «кредит» и «рассрочка».
Согласно объяснениям представителя Волгоградской городской общественной организации «Творческое объединение работников независимой прессы «Свободное слово» по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, объектом рекламирования в рекламе является автосалон, а не финансовая услуга. Кредит, как финансовая сделка, имеет иную правовую природу и не является финансовой услугой, на основании чего Общество считает, что реклама ООО «П-Сервис» соответствует рекламному законодательству.

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. по собственной инициативе была проведена проверка рекламы, размещенной в газете «Областные вести» № 33 от 21-27 августа 2009 года, № 35 от 4-10 сентября 2009 года, на соответствие требованиям рекламного законодательства.
По результатам проверки установлено, что в газете «Областные вести» № 33 от 21-27 августа 2009 года на стр. 10 и № 35 от 4-10 сентября 2009 года на стр. 16 размещена реклама: «Дистрибьюторский центр П-Сервис. Большой выбор автомобилей. Продажа, гарантия, сервис, кредит. Антикоррозийная обработка, коврики, сигнализация, ОСАГО. Волгоградская область, р.п. Николаевский, тел. (84444)6-55-53. Волгоградская область, филиал, р.п. Чернышковский, тел. (84474)6-11-44. Волгоград, тел.: (8442)90-30-72, 90-30-14, 94-44-99. www.p-servis.com. Реклама».
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются:
1. ООО «П-Сервис» как продавец автомобилей LADA.
2. Предоставление кредита потребителям на приобретение автомобилей в салонах ООО «П-Сервис».
Рекламодателем обозначенной рекламы является ООО «П-Сервис» (400067, г. Волгоград, ул. Никитина, 4), определившее объекты рекламирования и содержание рекламы - договор на оказание рекламных услуг № 5-61 от 24 апреля 2009 г. с рекламораспространителем (Общественная организация «Творческое объединение работников независимой прессы «Свободное слово» (400137, г. Волгоград, ул. Симонова, 36Б).
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рамках дистрибьюторского соглашения б/н от 31.01.2009 г. с ОАО «Автоваз» ООО «П-Сервис» осуществляет продажу покупателям (потребителям) автомобилей LADA и запасных частей к ним, обеспечивает техническое обслуживание автомобилей LADA на территории Волгоградской, Астраханской областей и Республики Калмыкия.
Согласно письму директора ООО «П-Сервис» П.И. Потапова на запрос Управления о предоставлении информации № 02-8/4769 от 2.09.2009 г., а также информации, размещенной на сайте ООО «П-Сервис» www.p-servis.com, Общество сотрудничает с 9 банками, предоставляющими автокредит на покупку транспортных средств физическими лицами (в частности, ООО «Русфинанс Банк», ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Собинбанк», ЗАО «Кредит Европа Банк»). ООО «П-Сервис» не предоставляет потребителям товарные и коммерческие кредиты. Между тем, согласно письменным объяснениям директора ООО «П-Сервис» П.И. Потапова, представленным на заседании Комиссии представителем Общества по факту возбуждения дела № 09-03-28-02/330-ВО по признакам нарушения законодательства о рекламе, ООО «П-Сервис» предоставляет покупателям рассрочку платежа (коммерческий кредит).
Статья 1 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ предусматривает 3 вида кредита:
1. Кредит, предоставляемый банком или иной кредитной организацией, по которому кредитор обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819).
2. Товарный кредит, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822).
3. Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом (ст. 823). Предоставление данного кредита неразрывно связано с тем договором, условием которого является. Коммерческим кредитом может считаться всякое несовпадение во времени встречных обязанностей по заключенному договору, когда товары поставляются (работы выполняются, услуги оказываются) ранее их оплаты, либо платеж производится ранее передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Учитывая вышеназванные нормы права, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе товаров, предлагаемых ООО «П-Сервис».
Часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускает распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рекламы сведений о том, какой кредит (товарный, коммерческий или кредит, предоставляемый финансовой организацией), искажает смысл информации, т.к. одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, поскольку из текста рекламы не ясно, кто предоставляет кредит и какой именно кредит (ООО «П-Сервис» - товарный или коммерческий кредиты или финансовая организация (банк) – банковский кредит).
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, несет рекламодатель.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Дистрибьюторский центр П-Сервис. Большой выбор автомобилей. Продажа, гарантия, сервис, кредит. Антикоррозийная обработка, коврики, сигнализация, ОСАГО. Волгоградская область, р.п. Николаевский, тел. (84444)6-55-53. Волгоградская область, филиал, р.п. Чернышковский, тел. (84474)6-11-44. Волгоград, тел.: (8442)90-30-72, 90-30-14, 94-44-99. www.p-servis.com. Реклама», размещенную в газете «Областные вести» № 33 от 21-27 августа 2009 года, № 35 от 4-10 сентября 2009 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать ООО «П-Сервис» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать Волгоградской городской общественной организации «Творческое объединение работников независимой прессы «Свободное слово» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламодателя ненадлежащей рекламы.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны