Решение б/н Реклама медицинских услуг учреждения санаторий «Качалинский»... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 09-03-24-02/256-ВО
16 июля 2009 года г. Волгоград
Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2009 года.
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 09-03-24-02/256-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг в печатном издании «Галерея здоровья и красоты» за февраль 2009 г., содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - учреждение санаторий «Качалинский»
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-24-02/256-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в печатном издании Галерея здоровья и красоты» за февраль 2009 г. рекламы медицинских услуг, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: указанные в рекламе медицинские услуги не сопровождаются предупреждением о наличии противопоказаний к их применению или использованию и необходимости получения консультации специалиста.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области по собственной инициативе была проведена проверка рекламы, размещенной в печатном издании «Галерея здоровья и красоты» за февраль 2009 г.
По результатам проверки установлено, что на стр. 2 журнала размещена статья, содержащая, в том числе, следующую информацию: «Санаторий «Качалинский» ждет Вас! …Профиль санаторно-курортного лечения: кардиология, неврология, эндокринология, гинекология, педиатрия. К вашим услугам – кабинеты функциональной диагностики: ЭКГ, УЗИ, велоэргометрия, клинико- и химические исследования, парафинолечение. В кабинете электросветолечения проводятся: электросон, электрофорез лекарственных средств, ультразвук, д'Арсонваль, диадинамические токи, амплипульс, лазеротерапия, магнитотерапия, аромотерапия, ионотерапия. В санатории можно получить кислородные коктейли, фиточаи, ингаляции, массаж, сухие углекислые ванны, аутотренинги, лечебную физкультуру…Заявки в санаторий «Качалинский» принимаются по тел…, а также на сайте… санаторий «Качалинский».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (санаторию «Качалинский» и медицинским услугам, оказываемым санаторием) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы является учреждение санаторий «Качалинский», рекламораспространителем – индивидуальный предприниматель Ц.. Данная реклама размещалась в печатном издании на основании договора.
Учреждению санаторий «Качалинский» Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия № 34-01-000666 от 9.08.2007 г. на осуществление медицинской деятельности.
Статья 1 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений, в том числе при рекламировании медицинских услуг.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.
Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.
В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» массаж, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика включены в перечень услуг при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года № 113) ЭКГ (электрокардиография), парафинолечение, д'Арсонваль кожи, массаж, электросон, электрофорез лекарственных средств, ультразвук, лазеротерапия, ионотерапия, магнитотерапия относятся к простым медицинским услугам.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) согласно Отраслевому классификатору «Сложные и комплексные медицинские услуги» 91500.09.0002-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 16 июля 2001 года № 268) отнесена к комплексной медицинской услуге.
В нарушение требований рекламного законодательства реклама медицинских услуг (ЭКГ (электрокардиография), парафинолечение, д'Арсонваль кожи, массаж, электросон, электрофорез лекарственных средств, ультразвук, лазеротерапия, ионотерапия, магнитотерапия, ультразвуковое исследование (УЗИ)) не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению или использованию и необходимости получения консультации специалиста.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг учреждения санаторий «Качалинский», размещенную в журнале «Галерея здоровья и красоты» за февраль 2009 г. на стр. 2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать учреждению санаторий «Качалинский» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ в отношении рекламораспространителя ненадлежащей рекламы - учреждение санаторий «Качалинский».
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
по делу № 09-03-24-02/256-ВО
16 июля 2009 года г. Волгоград
Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Управления,
член Комиссии - старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
на основании своего решения от 16 июля 2009 г. по делу № 09-03-24-02/256-ВО о признании ненадлежащей рекламу медицинских услуг учреждения санаторий «Качалинский», размещенную в журнале «Галерея здоровья и красоты» за февраль 2009 г. на стр. 2, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Учреждению санаторий «Качалинский» в течение 7 (семи) дней с момента получения настоящего предписания прекратить размещение рекламы медицинских услуг в печатном издании «Галерея здоровья и красоты» с нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе и сопровождать в дальнейшем рекламу медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению или использованию и необходимости получения консультаций специалистов, и отводить данному предупреждению не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства) в печатном издании.
2. Учреждению санаторий «Качалинский» представить в Управление ФАС по Волгоградской области письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 августа 2009 года.