Решение б/н Реклама, размещенная в журнале «Я покупаю. Волгоград» за окт... от 3 октября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 09-03-28-02/508-ВО

10 марта 2010 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2010 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Чупахина Анна Дмитриевна, заместитель руководителя Управления,
член Комиссии – Зинченко Надежда Петровна, заместитель начальника отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии – Хилимов Сергей Анатольевич, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 09-03-28-02/508-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуальный предприниматель В.О.А.,
- И.Э.В. (доверенность),

УСТАНОВИЛА:

22 декабря 2009 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместителем руководителя Управления А.Д. Чупахиной, по собственной инициативе возбуждено дело № 09-03-28-02/508-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 28 «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
Рассмотрение дела № 09-03-28-02/508-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе откладывалось 28 декабря 2009 года по ходатайству ИП В.О.А. в связи с невозможностью явки по причине болезни и 28 января 2010 года – в связи неявкой ИП В.О.А. и с отсутствием доказательств её извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно письменным объяснениям ИП В.О.А. (далее – ИП В.О.А., Предприниматель) и пояснениям представителя И.Э.В. по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, согласно условиям договора с рекламораспространителем оригинал-макеты рекламы могли быть изготовлены как Предпринимателем, так и рекламораспространителем, но в любом случае должны были быть утверждены Предпринимателем до выхода журнала в печать. Между тем спорный рекламный макет ИП В.О.А. письменно не согласовывался. ИП В.О.А. покупателям предоставляется коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа. Помимо этого у потребителей также имеется возможность получить банковский кредит на приобретение товаров в ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ОАО «Альфа-Банк».

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. при осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была проведена проверка рекламы, размещенной в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года, на соответствие требованиям рекламного законодательства.
По результатам проверки установлено, что в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года на стр. 27 размещена реклама: «Nappa». Магазин кожи и меха. Новая коллекция. Кредит. Г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7, г. Волжский, пр. Ленина, 51, 33-02-02, 31-02-32».
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются:
1. Изделия из кожи и меха торговой марки «Nappa».
2. Предоставление кредита потребителям на приобретение изделий из кожи и меха «Nappa».
Рекламодателем обозначенной рекламы является ИП В.О.А., определившая объекты рекламирования и содержание рекламы - договор на оказание рекламных услуг № 082/РБ-ЯПВГ от 3 июля 2009 г. с рекламораспространителем (ООО «Рекламное бюро»).
По договору № 082/РБ-ЯПВГ от 3 июля 2009 г. рекламораспространитель принимает на себя обязательства по размещению рекламно-информационных материалов рекламодателя в издании «Я покупаю. Волгоград», а рекламодатель обязуется в установленный срок передать рекламно-информационные материалы и оплатить в установленном порядке оказанные услуги (п. 1.1 договора). В рамках исполнения обязательств по настоящему договору, по соглашению сторон, рекламораспространитель может изготовить оригинал-макет рекламно-информационных материалов на основании информации, представленной рекламодателем (п. 2.5 договора). В случае изготовления оригинал-макета рекламораспространителем, последний размещает его в издании только после письменного утверждения рекламодателем (п. 2.6 договора). Рекламораспространитель в течение 3 рабочих дней после размещения рекламных материалов рекламодателя в издании направляет акт приемки оказанных услуг (п. 2.7 договора). Рекламодатель обязан подписать акт приемки оказанных услуг и направить подписанный акт либо мотивированный отказ от его подписания рекламораспространителю в течение пяти рабочих дней с момента его получения. В случае, если в указанный срок рекламодатель не направил рекламораспространителю подписанный акт или мотивированный отказ от его подписания, то услуги считаются оказанными надлежащим образом (п. 3.5 договора).
Согласно информации, представленной рекламораспространителем, реклама магазина кожи и меха «Nappa» на стр. 27 журнала «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года была размещена по договору на оказание рекламных услуг № 082/РБ-ЯПВГ от 3 июля 2009 г. Рекламный макет был предоставлен рекламодателем в готовом виде и распространялся только один раз в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года, что подтверждается Приложением № 5 от 21.08.2009 г. к договору № 082/РБ-ЯПВГ, в соответствии с которым рекламодатель предоставляет оригинал-макет в распечатанном виде для размещения в журнале «Я покупаю. Волгоград» № 10 за октябрь 2009 года. При этом, ИП В.О.А. подписан акт № РБ-229554 от 5.10.2009 г., что услуги рекламораспространителем выполнены полностью и в срок, а рекламодатель претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет. ИП В.О.А. платежным поручением № 106 от 9.10.2009 г. оплачены услуги рекламораспространителя по размещению рекламы в журнале «Я покупаю. Волгоград» № 10 за октябрь 2009 года.

Материалами дела (объяснениями ИП В.О.А. и представленными Предпринимателем документами) установлено, что ИП В.О.А. имеет заключенные договора с ЗАО «Банк Русский Стандарт» от 24.11.2006 г. № 34-8-00000-95620 и ОАО «Альфа-Банк» от 13.01.2007 г. № АП34020137 по кредитованию покупателей в торговой точке Предпринимателя на приобретение товаров. Также ИП В.О.А. предоставляет покупателям коммерческий кредит в виде отсрочки и рассрочки платежа.
Статья 1 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ предусматривает 3 вида кредита:
1. Кредит, предоставляемый банком или иной кредитной организацией, по которому кредитор обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819).
2. Товарный кредит, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (ст. 822).
3. Договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом (ст. 823).
При этом товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.
Учитывая вышеназванные нормы права, каждый из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг, в том числе услуг, предлагаемых ИП В.О.А.
Согласно объяснениям ИП В.О.А. Предприниматель предоставляет своим покупателям коммерческий кредит в виде рассрочки или отсрочки платежа.
Часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускает распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Отсутствие в тексте рекламы сведений о том, какой кредит (товарный, коммерческий или кредит, предоставляемый финансовой организацией), искажает смысл информации, т.к. одно лишь включение в рекламу слова «кредит» не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг), и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, т.к. не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
В тексте спорной рекламы не указано, какой именно кредит может получить потребитель и кто его предоставляет, так как кредит может быть предоставлен и Банком, и Предпринимателем.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Таким образом, в нарушение требований рекламного законодательства в рассматриваемой рекламе не указаны наименования лиц, предоставляющих банковский кредит на приобретение изделий из кожи и меха в магазинах «Nappa», а именно: ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ОАО «Альфа-Банк».

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Nappa». Магазин кожи и меха. Новая коллекция. Кредит. Г. Волгоград, ул. Краснознаменская, 7, г. Волжский, пр. Ленина, 51, 33-02-02, 31-02-32», размещенную в журнале «Я покупаю. Волгоград» за октябрь 2009 года на стр. 27, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать индивидуальному предпринимателю В.О.А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления ФАС по Волгоградской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны