Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Росс... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-03-24-02/129-ВО

16 апреля 2010 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 апреля 2010 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела органов власти,
член Комиссии, начальник отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 10-03-24-02/129-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Жизнь» (Волгоградский выпуск) № 7 от 16-22 февраля 2010 г. на стр. 15 рекламы Государственного учреждения Санаторий «Ергенинский», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от Государственного учреждения Санаторий «Ергенинский» (400023, г. Волгоград, ул. Строительная, 1), - извещен (уведомление № 40000523014865 о вручении 5 апреля 2010 года заказного письма), не явился,
- от ООО «Ньюс медиа-Рус» (125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 80, корпус 32, офис 15), - А.М.Ю. (доверенность от 01.01.2010 г.),

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2010 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, В.В. Бурбой, по собственной инициативе возбуждено дело № 10-03-24-02/129-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Жизнь» (Волгоградский выпуск) № 7 от 16-22 февраля 2010 г. на стр. 15 рекламы Государственного учреждения Санаторий «Ергенинский»: «ГУ Санаторий «Ергенинский». Мы поможем восстановить здоровье людям с заболеваниями нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы и эндокринной системы. На базе Санаторий «Ергенинский» организовано гинекологическое отделение для лечения хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы, бесплодия и спаечной болезни органов малого таза, программы лечения климактерического синдрома и женщин с нарушением менструального цикла. Работает программа реабилитации для настоящих леди. К вашим услугам:
● Грязелечение (илово-сульфидная грязь озера «Эльтон»)»;
● Бальнолечение (кислородно-жемчужные, хвойные, бишофитные, радоновые морские, йодо-бромные);
● Физиотерапевтическое лечение;
● Мануальная терапия, массаж;
● Лечебная физкультура;
● Галотерапия;
● Фитотерапия, кислородный коктейль;
● Минеральная вода «Ергенинская»;
● Диетотерапия;
● Колоногидротерапия;
● Озонотерапия.
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом. Волгоград, пос. Старая отрада, ул. Строительная, 1, тел.(8442)44-58-86, www.ergeninskiy.ru, ergeninskiy@yandex.ru», содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: в нарушение требований рекламного законодательства в рассматриваемой рекламе предупреждению о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг и методов лечения, необходимости получения консультации специалистов отведено менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), а именно – 1,31% рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно объяснениям представителя ООО «Ньюс медиа-Рус» по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, между ООО «Ньюс медиа-Рус» (Исполнитель) и Государственным учреждением Санаторий «Ергенинский» (Заказчик) был заключен договор на оказание рекламных услуг № 15 от 10.02.2010 г. Заказчик неоднократно вносил изменения в рекламный макет, в частности, в размер макета. При переверстке рекламно-информационного материала компьютерной программой был изменен и размер предупредительной надписи, предусмотренной ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе». При подписании сверстанного материала накануне передачи полос в печать не было замечено непропорциональное изменение размера предупредительной надписи в модуле Заказчика. При этом, предупредительная надпись в спорной рекламе, не смотря на то, что составляет менее 5% рекламной площади (пространства), выполнена достаточно читаемым шрифтом и расположена между перечнем услуг, предоставляемых Заказчиком и контактной информацией Санатория, поэтому любой потребитель данной рекламы в любом случае будет проинформирован о наличии различных противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста. После одноразовой публикации спорного рекламного макета с предупредительной надписью меньшей площадью, чем предусмотрено рекламным законодательством, ООО «Ньюс медиа-Рус» исправило макет рекламы. На основании вышеизложенного, ООО «Ньюс медиа-Рус» просит прекратить производство по делу.

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была проведена проверка рекламы, размещенной в печатном издании «Жизнь» (Волгоградский выпуск) № 7 от 16-22 февраля 2010 г., на соответствие требованиям ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
По результатам проверки установлено, что на стр. 15 газеты (приложения телепрограммы) размещена следующая информация: «ГУ Санаторий «Ергенинский». Мы поможем восстановить здоровье людям с заболеваниями нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы и эндокринной системы. На базе Санаторий «Ергенинский» организовано гинекологическое отделение для лечения хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы, бесплодия и спаечной болезни органов малого таза, программы лечения климактерического синдрома и женщин с нарушением менструального цикла. Работает программа реабилитации для настоящих леди. К вашим услугам:
● Грязелечение (илово-сульфидная грязь озера «Эльтон»)»;
● Бальнолечение (кислородно-жемчужные, хвойные, бишофитные, радоновые морские, йодо-бромные);
● Физиотерапевтическое лечение;
● Мануальная терапия, массаж;
● Лечебная физкультура;
● Галотерапия;
● Фитотерапия, кислородный коктейль;
● Минеральная вода «Ергенинская»;
● Диетотерапия;
● Колоногидротерапия;
● Озонотерапия.
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом. Волгоград, пос. Старая отрада, ул. Строительная, 1, тел.(8442)44-58-86, www.ergeninskiy.ru, ergeninskiy@yandex.ru».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (санаторию «Ергенинский» и медицинским услугам и методам лечениям, оказываемых Санаторием: Грязелечение; Бальнолечение; Мануальная терапия, массаж; Лечебная физкультура; Галотерапия; Фитотерапия; Диетотерапия; Колоногидротерапия; Озонотерапия.) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы является Государственное учреждение Санаторий «Ергенинский» (400023, г. Волгоград, ул. Строительная, 1), рекламораспространителем – ООО «Ньюс медиа-Рус» (125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 80, корпус 32, офис 15). Данная реклама размещалась в печатном издании на основании заключенного договора № 15 от 10.02.2010 г. с филиалом ООО «Ньюс медиа-Рус» в г. Волгограде (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 11).
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.
Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.
В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур.
В соответствии с Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года № 113) мануальная терапия, массаж, лечебная физкультура относятся к простым медицинским услугам.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Государственному учреждению Санаторий «Ергенинский» выдана лицензия № 34-01-000405 от 11.05.2006 г. на осуществление медицинской деятельности по доврачебной помощи: диетология, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия; по санаторно-курортной помощи: акушерство и гинекология, гастроэнтерология, неврология, педиатрия, стоматология терапевтическая, терапия, эндокринология. Прочие работы и услуги: организация сестринского дела, общественное здоровье и организация здравоохранения, экспертиза временной нетрудоспособности.
Статья 1 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений, в том числе при рекламировании медицинских услуг.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Необходимость указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники предупредительной надписи о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов связана с тем, что оказание медицинских услуг и методов лечения, применение медицинской техники, использование лекарственных средств связано со здоровьем и жизнью граждан. При этом, рекламное законодательство обязывает указывать предупредительную надпись непосредственно в тексте рекламного сообщения.
Цель данных предупреждений, в частности при рекламировании лекарственных средств, медицинских услуг (методов лечения), медицинской техники – довести до потребителей рекламы информацию о том, что рекламируемые лекарственные средства, медицинские услуги (методы лечения), медицинская техника имеют противопоказания, возможны наступления вредных последствий для здоровья, что при их применении и использовании необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
В рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, распространяемой в периодических печатных изданиях, в том числе в газете «Жизнь», в силу требований ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» предупреждению о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), которая определяется как произведение ширины и высоты составляющих слов данного предупреждения.
Общая рекламная площадь (рекламное пространство) рассматриваемой рекламы составляет 132,44 см² (17,2 см * 7,7 см), а площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов – 1,74 см² (8,7 см * 0,2 см).
Таким образом, в нарушение требований рекламного законодательства в рассматриваемой рекламе предупреждению о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг и методов лечения, необходимости получения консультации специалистов отведено менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), а именно – 1,31% рекламной площади (рекламного пространства).
Тот факт, что в тексте рекламного сообщения указаны телефон и адрес сайта Государственного учреждения Санаторий «Ергенинский», по которым потребители могут узнать подробную информацию о медицинских услугах, оказываемых Санаторием, не освобождает от обязанности при рекламировании медицинских услуг среди неопределенного круга лиц сопровождать данную рекламу предупредительной надписью.
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов может привести к неблагоприятных последствиям.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ГУ Санаторий «Ергенинский». Мы поможем восстановить здоровье людям с заболеваниями нервной системы, органов дыхания, органов пищеварения, костно-мышечной системы и эндокринной системы. На базе Санаторий «Ергенинский» организовано гинекологическое отделение для лечения хронических воспалительных заболеваний женской половой сферы, бесплодия и спаечной болезни органов малого таза, программы лечения климактерического синдрома и женщин с нарушением менструального цикла. Работает программа реабилитации для настоящих леди. К вашим услугам:
● Грязелечение (илово-сульфидная грязь озера «Эльтон»)»;
● Бальнолечение (кислородно-жемчужные, хвойные, бишофитные, радоновые морские, йодо-бромные);
● Физиотерапевтическое лечение;
● Мануальная терапия, массаж;
● Лечебная физкультура;
● Галотерапия;
● Фитотерапия, кислородный коктейль;
● Минеральная вода «Ергенинская»;
● Диетотерапия;
● Колоногидротерапия;
● Озонотерапия.
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь со специалистом. Волгоград, пос. Старая отрада, ул. Строительная, 1, тел.(8442)44-58-86, www.ergeninskiy.ru, ergeninskiy@yandex.ru», размещенную в газете «Жизнь» (Волгоградский выпуск) № 7 от 16-22 февраля 2010 г. на стр. 15, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать Государственному учреждению Санаторий «Ергенинский» (400023, г. Волгоград, ул. Строительная, 1) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО «Ньюс медиа-Рус» (125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 80, корпус 32, офис 15) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны