Решение б/н Возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о... от 5 июня 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 10-03-24-02/130-ВО

15 апреля 2010 года                                          г. Волгоград

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2010 года.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления – начальник отдела органов власти,
член Комиссии, старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
член Комиссии, специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой»,
рассмотрев дело № 10-03-24-02/130-ВО, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на первой полосе газеты «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г. рекламы медицинской клиники «Деметра», содержащей признаки нарушения части 11 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- от ООО «Деметра» (400087, г. Волгоград, ул. Невская, 11А), - Л.О.В. (доверенность от 14.04.2010 г.), М.О.В. (доверенность от 14.04.2010 г.);
- от ООО «Волгоградское Агентство Информационных Технологий» (400057, г. Волгоград, пер. Ачинский, 3), - П.Т.В., генерального директора (Протокол от 15.07.2009 г. № 5 Общего собрания учредителей о назначении на должность),

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2010 года Председателем Комиссии Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, В.В. Бурбой, по собственной инициативе возбуждено дело № 10-03-24-02/130-ВО по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на первой полосе газеты «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г. рекламы медицинской клиники «Деметра: «Где найти хорошего гинеколога? Медицинская клиника «Деметра». Мы предлагаем Вам воспользоваться услугами клиники «Деметра», где прием ведут внимательные и заботливые врачи высшей категории. Первичный прием 400 руб. Видеокольпоскопия 500 руб. Фотоснимок 150 руб. Медикаментозное прерывание беременности 4800 руб. УЗИ органов малого таза 400 руб. О показаниях и противопоказаниях проконсультируйтесь у специалистов. Врач акушер-гинеколог Дмитриенко Галина Владимировна. г. Волгоград, ул. Невская, 11А, тел. (8442)55-11-21, 89275065555», содержащей признаки нарушения части 11 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно: в нарушение требований рекламного законодательства данная реклама по оказанию ООО «Деметра» медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности медикаментозным методом размещена на первой полосе газеты «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г., и к тому же не содержит предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Представители ООО «Деметра» пояснили, что Общество согласно с фактом нарушения законодательства о рекламе, которое произошло недостаточного изучения требований ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г., а именно изменений в настоящий Закон в части запрета размещения рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности на первой полосе газет, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 320-ФЗ, и вступившими в законную силу с 22.01.2010 г., т.е. незадолго до заключения с рекламораспространителем договора о размещении рекламы. ООО «Деметра» является частной медицинской клиникой, имеющей лицензию № ЛО-34-01-000626 от 28.12.2009 г. на осуществление медицинской деятельности, включающей в себя также услуги по искусственному прерыванию беременности. В штате клиники работает квалифицированный дипломированный медицинский персонал, присутствуют все необходимые медицинские аппараты и оборудование на случай возникновения осложнений и непредвиденных ситуаций. Перед оказанием услуг по искусственному прерыванию беременности лечащим врачом в обязательном порядке с пациентом проводится собеседование, при котором ему разъясняются всевозможные противопоказания и неблагоприятные последствия данной процедуры (с последующим заключением договора об оказании медицинских услуг и подписанием информированного согласия на их проведение), осуществляется ультразвуковое и иные необходимые исследования. Таким образом, вероятность возникновения неблагоприятных последствий после оказания услуг по прерыванию беременности по возможности сведена к минимуму. Медикаментозный аборт – это способ прерывания нежелательной беременности при помощи специальных лекарственных препаратов и без операционного вмешательства. Такой метод прерывания беременности является более «щадящим» и безопасным, чем метод хирургического вмешательства, так как позволяет избежать многих осложнений, таких как инфекции, травмы, влияние наркоза и т.п. Вышеизложенное свидетельствует о невольном допущении ООО «Деметра» нарушений действующего законодательства и отсутствии со стороны клиники каких-либо намерений нанести вред охраняемым общественным правоотношениям.
Согласно объяснениям представителя ООО «Волгоградское Агентство Информационных Технологий» по факту возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, нарушение рекламного законодательства являлось непреднамеренным в силу недостаточного изучения требований, предъявляемых ч. 11 ст. 24 ФЗ «О рекламе». В настоящее время распространение ненадлежащей рекламы Обществом прекращено.

Изучив имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссия пришла к следующим выводам:

Старшим государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Управления ФАС по Волгоградской области Хилимовым С.А. в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе была проведена проверка рекламы, размещенной в периодическом печатном издании «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г., на соответствие требованиям ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
По результатам проверки установлено, что на первой полосе газеты размещена следующая информация: ««Где найти хорошего гинеколога? Медицинская клиника «Деметра». Мы предлагаем Вам воспользоваться услугами клиники «Деметра», где прием ведут внимательные и заботливые врачи высшей категории. Первичный прием 400 руб. Видеокольпоскопия 500 руб. Фотоснимок 150 руб. Медикаментозное прерывание беременности 4800 руб. УЗИ органов малого таза 400 руб. О показаниях и противопоказаниях проконсультируйтесь у специалистов. Врач акушер-гинеколог Дмитриенко Галина Владимировна. г. Волгоград, ул. Невская, 11А, тел. (8442)55-11-21, 89275065555».
В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Рассматриваемая информация содержит все квалифицирующие признаки рекламы, поскольку она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (медицинской клинике «Деметра» и медицинским услугам, оказываемых клиникой, в частности, медицинской услуге по искусственному прерыванию беременности медикаментозным методом) формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Рекламодателем обозначенной рекламы является ООО «Деметра» (400087, г. Волгоград, ул. Невская, 11А), рекламораспространителем – ООО «Волгоградское Агентство Информационных Технологий» (400057, г. Волгоград, пер. Ачинский, 3). Данная реклама размещалась в печатном издании «Регион.Ру» на основании договора № 6/16-10 от 11.02.2010 г.
ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» определяет услугу как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Медицинская услуга в разделе 2 указанного ГОСТа отнесена к категории социально-культурных услуг. Медицинская услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, нормальную жизнедеятельность организма.
Подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности отнесена медицинская деятельность.
В силу подпункта 4 пункта 2 стать 17 Федерального закона о лицензировании перечень работ и услуг в рамках медицинской деятельности устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 г. № 164 ГОСТ 30395-95 введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации с момента принятия указанного постановления и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50646-94 на территории Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населения ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 г. № 163 к медицинским услугам относятся проведение диагностических процедур, консультации и лечение врачами-специалистами, постановка диагноза, проведение диагностических процедур.
В соответствии с Отраслевым классификатором «Простые медицинские услуги» 91500.09.0001-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года № 113) аборт относится к простой медицинской услуге.
Статья 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 устанавливает, что каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских и социальных показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области ООО «Деметра» выдана лицензия № ЛО-34-01-000626 от 28.12.2009 г. на осуществление медицинской деятельности.
Статья 1 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. среди одной из целей настоящего Федерального закона закрепляет реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.
ФЗ «О рекламе» предусматривает ряд требований по включению в рекламу различных предупреждений, в том числе при рекламировании медицинских услуг.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
При этом, ч. 11 ст. 24 ФЗ «О рекламе» предусматривает специальные требования и ограничения при рекламировании медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, согласно которой реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:
1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Изменения в ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. в части запрета размещения рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности на первой полосе газет действительно внесены Федеральным законом от 17.12.2009 г. № 320-ФЗ и вступили в законную силу с 22.01.2010 г., как это указывает ООО «Деметра». При этом, обязанность сопровождения рекламы услуг по искусственному прерыванию беременности предупреждением о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины установлена ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ в редакции от 13.03.2006 г., вступившей в действие с 1.07.2006 г.
Необходимость указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники предупредительной надписи о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, а при рекламировании медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности - предупреждением о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины связана с тем, что оказание медицинских услуг и методов лечения, применение медицинской техники, использование лекарственных средств связано со здоровьем и жизнью граждан. При этом, рекламное законодательство обязывает указывать предупредительную надпись непосредственно в тексте рекламного сообщения.
Цель данных предупреждений, в частности при рекламировании лекарственных средств, медицинских услуг (методов лечения), медицинской техники – довести до потребителей рекламы информацию о том, что рекламируемые лекарственные средства, медицинские услуги (методы лечения), медицинская техника имеют противопоказания, возможны наступления вредных последствий для здоровья, что при их применении и использовании необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
В нарушение требований рекламного законодательства рассматриваемая реклама по оказанию ООО «Деметра» медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности медикаментозным методом размещена на первой полосе газеты «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г., и к тому же не содержит предупреждения о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины. При этом, размещение спорной рекламы именно на первой полосе газеты «Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г. согласовано сторонами договором № 6/16-10 от 11.02.2010 г.
Тот факт, что перед оказанием медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности специалисты медицинской клиники ООО «Деметра» в обязательном порядке консультируют пациента и разъясняют о возможных противопоказаниях и наступлении неблагоприятных последствий данной процедуры (с последующим заключением договора об оказании медицинских услуг и подписанием информированного согласия на их проведение), не освобождает от обязанности при рекламировании медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности среди неопределенного круга лиц сопровождать данную рекламу предупреждением о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины.
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением потребителей рекламы о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины может привести к неблагоприятных последствиям.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 г. № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Где найти хорошего гинеколога? Медицинская клиника «Деметра». Мы предлагаем Вам воспользоваться услугами клиники «Деметра», где прием ведут внимательные и заботливые врачи высшей категории. Первичный прием 400 руб. Видеокольпоскопия 500 руб. Фотоснимок 150 руб. Медикаментозное прерывание беременности 4800 руб. УЗИ органов малого таза 400 руб. О показаниях и противопоказаниях проконсультируйтесь у специалистов. Врач акушер-гинеколог Дмитриенко Галина Владимировна. г. Волгоград, ул. Невская, 11А, тел. (8442)55-11-21, 89275065555», размещенную на первой полосе газеты«Регион.РУ» № 5 от 15.02.2010 г., поскольку в ней нарушены требования части 11 статьи 24 ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2. Выдать ООО «Деметра» (400087, г. Волгоград, ул. Невская, 11А) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Выдать ООО «Волгоградское Агентство Информационных Технологий» (400057, г. Волгоград, пер. Ачинский, 3) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны