Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-641/2023 11 сентября 2023 года ... от 11 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-641/2023

11 сентября 2023 года г. Волгоград

 

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – ;

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

- главный специалист - эксперт –

рассмотрев дело № 034/05/5-641/2023, возбужденное по признакам нарушения п. 4 ч. 4 ст. 5 и п. 4 ст. 6 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» (ОГРН: 1193443009980, дата присвоения ОГРН: 08.08.2019, ИНН: 3444272530, КПП: 344401001, адрес: ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 1А, каб. 17, Волгоград),

в присутствии представителя ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» по доверенности от 05.07.2023 ..., а также представителя департамента муниципального имущества администрации Волгограда по доверенности от 05.06.2023 № 31 … (после окончания объявленного в заседании комиссии 23.08.2023 до 29.08.2023 перерыва не явилась),

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 1922 (далее - Правила).

В соответствии с п. 13 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются: а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) представление прокурора; в) заявление о нарушении законодательства; г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 2862-ИП/23 от 30.03.2023) с жалобой на распространение наружной рекламы недвижимости (ЖК «Виноград»). Заявитель указал, что на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы им была обнаружена «возмутительная реклама следующего содержания: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» от жилого комплекса виноград». Заявитель указывает: «Возмутительно. Этот безобразный слоган вгоняет в уныние и депрессию. Что значит «когда любят, покупают в центре? А если любят, но на покупку в центре нет денег? Что же получается? Любовь деньгами измеряется? Я так не считаю!».

Сотрудниками Управления в ходе осмотра 11.04.2023 было подтверждено размещение наружной рекламы жилого комплекса «Vinograd» на рекламной конструкции над проезжей частью на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы, Центральный район, Волгоград.

На магистральной арке, расположенной над проезжей частью, было зафиксировано размещение следующей информации: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» Vinograd. 605-010».

Оценка восприятия потребителями данной рекламы была вынесена на рассмотрение Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Волгоградском УФАС России (далее – Экспертный совет).

Экспертный совет является консультативно-совещательным органом, созданным при Волгоградское УФАС России. Его решения имеют рекомендательный характер и учитываются Управлением при принятии решений о соответствии рекламы требованиям законодательства Российской Федерации. Положение об Экспертном совете по применению рекламного законодательства и состав Совета размещены на сайте Волгоградского УФАС (https://volgograd.fas.gov.ru/page/12242).Одной из задач Совета является экспертиза и оценка содержания и восприятия рекламы, в том числе оценка этичности рекламы.

22.05.2023 состоялось заседание Экспертного совета № 11.

Протокол заседания Экспертного совета от 22.05.2023, в ходе которого оценивалась наружная реклама жилого комплекса «Виноград», размещен на сайте Волгоградского УФАС (https://volgograd.fas.gov.ru/page/12242).

Эксперты обсудили рекламу и проголосовали по ряду вопросов. Ниже приведены вопросы и итоги голосования по ним.

1. Как Вы думаете, от чьего имени говорится в рекламе фраза «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре»?

а) ребенка - 3 голоса,

б) взрослого - 1 голос,

в) может быть и так, и так - 8 голосов,

г) затрудняюсь ответить - 0 голосов.

  1. Побуждает ли данная реклама детей к тому, чтобы они убедили родителей приобретать квартиры в центре города?

а) да - 1 голос,

б) нет -7 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 3 голоса.

 

  1. Создает ли реклама у детей впечатление о том, что покупка квартиры в центре является доказательством любви к ним со стороны родителей?

а) да -5 голосов,

б) нет - 7 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 0 голосов.

  1. Формирует ли реклама комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не имеющих квартир в центре/ семьи которых не имеют возможности купить квартиру в центре города

а) да - 4 голоса,

б) нет - 7 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 1 голос.

  1. Создает/формирует ли указанная реклама, по Вашему мнению, негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре?

а) да - 6 голосов,

б) нет - 5 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 1 голос.

  1. Демонстрирует ли, по Вашему мнению, рассматриваемая реклама презрительное, пренебрежительное отношение к людям, которые не в состоянии купить квартиру в центре?:

а) да - 2 голоса,

б) нет - 7 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 3 голоса.

  1. Допустимо ли, по Вашему мнению, в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в наружной рекламе использованного выражения в совокупности с образом?

а) да - 3 голоса,

б) нет - 6 голосов,

в) затрудняюсь ответить - 3 голоса.

Обобщенные итоги голосования по указанным вопросам таковы:

  1. В рекламе фраза «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре» может говориться как от лица взрослого, так и от лица ребенка.

  2. Данная реклама не побуждает детей к тому, чтобы они убедили родителей приобретать квартиры в центре города.

  3. Реклама не создает у детей впечатление о том, что наличие квартиры в центре является доказательством любви к ним со стороны родителей.

  4. Реклама не формирует комплекс неполноценности у несовершеннолетних, не имеющих квартир в центре/ семьи которых не имеют возможности купить квартиру в центре города.

  5. Указанная реклама создает / формирует негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре.

  6. Рассматриваемая реклама не демонстрирует презрительное, пренебрежительное отношение к людям, которые не в состоянии купить квартиру в центре.

  7. Недопустимо в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в наружной рекламе использованного выражения.

По итогам голосования было принято следующее решение:

- признать, что реклама жилого комплекса «Виноград» с текстом: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» создает / формирует негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить, исходя из своего материального состояния, купить квартиру в центре.

- признать недопустимым в соответствии с действующими нормами морали и нравственности размещение в наружной рекламе использованного выражения.

Определением от 30.05.2023 по результатам рассмотрения заявления было возбуждено дело № 034/05/5-641/2023 по признакам нарушения п. 4 ч. 4 ст. 5 и п. 4 ст. 6 Закона о рекламе.

Определением от 30.05.2023 рассмотрение дела было назначено на 29 июня 2023 года в 15 часов 00 минут. На указанную дату сторонами не представлены запрошенные сведения.

После отложения рассмотрение дела было назначено на 07 июля 2023 года в 10 часов 00 минут.

На заседании комиссии 07.07.2023 представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» представил письменные пояснения (вх. № 6117/23 от 07.07.2023), в которых указано, что согласно информации, содержащейся в определении 22.05.2023 состоялось заседание Экспертного совета № 11, который оценил рекламу: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» от жилого комплекса «Виноград» и на вопрос: «Создает ли реклама у детей впечатление о том, что покупка квартиры в центре является доказательством любви к ним со стороны родителей?» 7 экспертов, т.е. большинство, ответили: « Нет».

На вопрос: «Формирует ли реклама комплекс неполноценности у несовершеннолетних не имеющих квартир в центре / семьи которых не имеют возможности купить квартиру в центре города?» 7 экспертов (большинство) ответили отрицательно. Кроме того, ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» считает, что большинство экспертов пришли к выводу, что реклама не демонстрирует презрительное, пренебрежительное отношение к людям, которые не в состоянии купить квартиру в центре.

ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй», основываясь на голосовании Экспертного совета, полагает, что Обществом не допущено какое-либо нарушение действующего Закона о рекламе, а именно п. 4 ч. 4 ст. 5: реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; п. 4 ст. б: в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание ремитируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками.

Вместе с тем, с учетом возбуждения настоящего дела ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» сообщает, что не будет размещать в дальнейшем рекламу жилого комплекса «Виноград» содержания: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!».

На заседании комиссии 07.07.2023 представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» устно сообщил, что Общество рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае не является, договор на распространение рекламы не подписывало (примечание: однако в письменных пояснениях указанная информация отсутствует). Также представитель сообщил, что при необходимости распространения рекламы ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» взаимодействует с ООО «Лига Сити» и ООО «Рекламный Дом».

С учетом информации, полученной на заседании комиссии 07.07.2023, к участию в деле в качестве лиц, обладающих информацией, были привлечены ООО «Лига Сити» (ОГРН: 1153443004758, дата присвоения ОГРН: 26.02.2015, ИНН: 3444201089, КПП: 344401001, адрес: ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 1а, оф. 11, Волгоград) и ООО «Рекламный Дом» (ОГРН: 1193443002301, дата присвоения ОГРН: 18.02.2019, ИНН: 3460075441, КПП: 346001001, адрес: ул. Козловская, 34, лит. А-А1, ком. 1, Волгоград).

Определением от 07.07.2023 рассмотрение дела было отложено на 27 июля 2023 года.

На заседании комиссии 27.07.2023 от ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» присутствовал законный представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» …

От ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» поступили дополнительные письменные пояснения. Общество настаивает, что не является рекламодателем, рекламораспространителем рассматриваемой в деле рекламы, договор на распространение рекламы не заключался, оплата не производилась. Этап сотрудничества с ООО «Лига Сити» и ООО «Рекламный Дом» в настоящее время находится на стадии рассмотрения коммерческих предложений.

Устно на заседании комиссии представители ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» указали, что ООО «Лига Сити» не имеет никакого отношения к распространению рассматриваемой в деле рекламы.

По словам законного представителя ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй», действительно от ООО «Рекламный Дом» поступало коммерческое предложение на размещение рекламы. Макеты, содержание которых соответствует рассматриваемой в деле рекламе, были созданы ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй». Однако их размещение не оплачивалось Обществом, не заказывалось, договор на распространение рекламы не заключался. Представить пояснения относительно обстоятельств размещения спорной рекламы на наружных баннерах, как указал законный представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй», может только директор ООО «Рекламный Дом», который на момент заседания комиссии отсутствует в городе Волгограде.

На вопрос комиссии, предпринимались ли ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» меры, направленные на прекращение распространения рекламы, которую Общество не заказывало и которая является предметом рассмотрения в настоящем деле, представители ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» указали, что в адрес ООО «Рекламный Дом» было направлено соответствующее письмо с претензией. В целом по словам законного представителя Общества, против самой рекламы, продвигающей жилой комплекс, Общество ничего не имеет против.

Дополнительно законный представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» указал, что все медиа-планы согласовываются Обществом с инвестором – ПАО «Сбербанк». Последнее указало ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» на отсутствие рассматриваемой рекламы в согласованном медиа-плане. В ответ Обществом направлены соответствующие пояснения ПАО «Сбербанк».

Отвечая на вопросы комиссии, представители ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» подтвердили, что готовых к продаже квартир ЖК «Виноград» на сегодняшний нет, сдача ЖК «Виноград» запланирована на 4 квартал 2024 года. Соответствующая информация размещена также на сайте https://наш.дом.рф/. Продажа квартир осуществляется через счета эскроу.

Комиссия довела до сведения представителей ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» информацию о том, что по состоянию на 27.07.2023 спорная реклама ЖК «Виноград» продолжает распространяться на наружной рекламной конструкции - магистральная арка над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, Волгоград, перед поворотом на стоянку торгового центра, перед кафе «Вкусно и точка» (остановка «Школа искусств» мкр «Семь Ветров») (фото от 27.07.2023 приобщено к материалам дела).

Члены комиссии при более подробном изучении имеющихся в деле фотоматериалов установили, что под правой фотографий, размещенной на баннере, очень мелким шрифтом нанесен текст, идентифицировать который представилось возможным лишь при увеличении фотографии, выполненной с помощью приближения, на экране мобильного телефона: «Застройщик ООО «СЗ «Лига-Строй». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф…»

Учитывая размер шрифта и место размещения рекламы, рассматриваемая реклама фактически не доводит до сведения потребителей информацию о месте размещения проектной декларации и фирменное наименование застройщика.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, дополнительно были выявлены признаки нарушения ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе (определение от 27.07.2023).

Кроме того, к участию в деле в качестве лица, обладающего информацией о рассматриваемых обстоятельствах, был привлечен департамент муниципального имущества администрации Волгограда (определение от 27.07.2023).

ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» в дополнение к ранее представленным пояснениям сообщило в письме от 23.08.2023 исх. № 23, что письменного согласования рекламы с инвестором проекта строительства ПАО «Сбербанк» не было, в медиа - плане подобной рекламы нет. В ходе претензионного общения с ООО «Рекламный дом» компанией было заявлено, что ввиду отсутствия договора реклама ООО «Рекламный дом» нигде не размещалась.

ООО «Специализированный застройщик «Лига- Строй» полагает, что не может быть привлечено к ответственности за использование в рекламе более мелкого шрифта, чем тот, который бы хорошо воспринимался потребителем.

Также Общество обратило внимание, что в определениях Волгоградского УФАС России неверно указано, что значительное количество членов Экспертного совета посчитали, что рассматриваемая реклама создает у детей впечатление о том, что покупка квартиры в центре является доказательством любви к ним со стороны родителей, это может создавать впечатление о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками.

Однако, согласно протоколу заседания Экспертного совета от 22.05.2023 № 11 на вопрос: «Создает ли реклама у детей впечатление, что покупка квартиры в центре является доказательством любви к ним со стороны родителей?» 7 экспертов из 12, т.е. большинство ответили: «Нет».

На вопрос: «Формирует ли реклама комплекс неполноценности у несовершеннолетних не имеющих квартир в центре/ семьи которых не имеют возможности купить квартиру в центре города» 7 экспертов (большинство) ответили отрицательно. Кроме того, большинство экспертов пришли к выводу, что реклама не демонстрирует презрительное, пренебрежительное отношение к людям, которые не в состоянии купить квартиру в центре.

При указанных вышеизложенных обстоятельствах, принимая во внимание также то, что по 5 вопросу, вынесенному на экспертный совет: «Создает ли указанная реклама по Вашему мнению, негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре?» также нет большинства голосов экспертов: 6 - указали «Да», 5 «Нет», 1 - воздержался. Учитывая изложенное, ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» просило не привлекать его к административной ответственности.

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) в письме от 27.07.2023 вх. № 6794-эп/23 сообщил, что не обладает информацией о лицах, распространяющих рекламу на рекламных конструкциях в виде арок, расположенных по адресам:

  • над проезжей частью на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы, Центральный район;

  • над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, перед поворотом на стоянку торгового центра, перед кафе «Вкусно и точка» (остановка общественного транспорта «Школа искусств» мкр «Семь Ветров»;

Департамент сообщил, что в целях установления лица, занимающегося распространением рекламы на указанных выше рекламных конструкциях, им были направлены запросы: ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» № 17679-ОРД, ООО ГК «Формада» № 17680-ОРД, ООО «Акватория» № 17678-ОРД и ИП Казакова А.В. № 17599-ОРД от 21.07.2023.

В письме от 21.08.2023 исх. № 3646/юр Департамент представил следующую информацию:

- договор на установку (эксплуатацию) рекламных конструкций от 07.09.2006 № 06-0868-02к/ген, заключенный между департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и ООО «Красногорская районная рекламная служба» (далее - ООО «КРРС»), был расторгнут в судебном порядке (решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.12.2020 по делу № А12-28671/2020), разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 2401 lp-2212-l7-56 аннулировано с 24.01.2021;

- в связи с установкой и эксплуатацией рекламной конструкции в виде арки, размером 3,00м*18,00м*2стороны по адресу: ул. Рокоссовского, при движении в Краснооктябрьский район, над проезжей частью, в 19,5м к ЮЗ от начала островка на пересечении с ул. Хиросимы без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в адрес ООО «КРРС» вынесено предписание о демонтаже рекламной конструкции от 01.02.2021 № 29, направлено сопроводительным письмом от 19.02.2021 № ар2960-21, которое не было получено Обществом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80082057018579;

- в дальнейшем в ходе мониторинга установлено, что ООО «АМГ-Групп», являясь распространителем рекламной информации, эксплуатирует рекламные конструкции, что подтверждается договором доверительного управления от 01.03.2021 № 10-20, заключенным между ООО «КРРС» (ИНН 5024031624) и ООО «АМГ-Групп» (ИНН 3460079990).

- ООО «АМГ-Групп» вынесено предписание о демонтаже рекламной конструкции от 04.10.2021 № 328, направлено сопроводительным письмом от 05.10.2021 № ар 17422-21, которое не было получено Обществом, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80083364624262.

- на основании запроса Волгоградского УФАС России от 18.07.2023 исх. № ИН/5255/23 департаментом муниципального имущества администрации Волгограда письмами от 24.07.2023 исх. № 17678-орд, 17680-орд подготовлены соответствующие запросы в адрес ООО ГК «Формада», ООО «Акватория». Однако информация от указанных лиц не поступила;

- постановлением администрации Волгограда от 22.06.2015 № 867 утверждена Схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгограда (далее - постановление № 867). Приложением 3 к постановлению № 867 определены требования к размещению отдельно стоящих рекламных конструкций, которым установлено, что рекламные конструкции и места их размещения, включенные в Схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа город-герой Волгоград, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52044- 2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

Таким образом, ввиду расположения рекламной конструкции в месте, не предназначенном для её размещения, включение рекламной конструкции в Схему размещения рекламных конструкций невозможно.

В заседании комиссии 23.08.2023 на основании п. 37 Правил был объявлен перерыв до 29.08.2023, о чем присутствовавшие лица извещены.

После окончания объявленного перерыва на заседании комиссии 29.08.2023 новой информации от лиц, участвующих в рассмотрении дела, не поступило.

Отвечая на вопросы комиссии относительно возможности выдачи предписания по делу, представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй», указал, что считает возможным выдать предписание Департаменту, в зоне ответственности которого находится контроль за размещение рекламных конструкций в Волгограде.

Рассмотрев материалы дела № 034/05/18-248/2023, изучив доводы сторон комиссия установила следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Признаком любой рекламы является её способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Рассматриваемая информация, распространенная на наружных рекламных конструкциях – магистральные арки (11.04.2023 над проезжей частью на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы, Центральный район, Волгоград; 27.07.2023 над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, Волгоград), содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой.

Объект рекламирования – жилой комплекс «Виноград» (г. Волгоград).

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о рекламе в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками.

Рассматриваемая реклама, как один из вариантов её восприятия, использует образ ребенка.

Однако, оценив рассматриваемую рекламу ЖК «Виноград»: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» и непосредственно объект рекламирования, комиссия пришла к выводу, что несмотря на то, что использованная в рекламе фраза может восприниматься как сказанная от лица ребенка, сама реклама не нацелена на целевую аудиторию детей (несовершеннолетних).

Кроме того, комиссия считает, что в рассматриваемом случае состав правонарушения, предусмотренного п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе поглощает собой состав п. 4 ст. 6 Закона о рекламе.

Как указало ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй» положительный ответ на вопрос: «Создает ли указанная реклама по Вашему мнению, негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре?» не получил большинства среди членов Экспертного совета.

Вместе с тем, как следует из протокола заседания Экспертного совета № 11 от 22.05.2023, количество Экспертов, которые согласились, что рассматриваемая реклама создает негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре, составило значимое количество (50%), а именно 6 человек, при этом один эксперт затруднился ответом. Из всех вариантов ответа именно вариант позиции о том, что «рассматриваемая реклама создает негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить исходя из материального состояния купить квартиру в центре» набрал самое большое количество голосов экспертов.

По итогам голосования Экспертного совета было признано, что реклама жилого комплекса «Виноград» с текстом: «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» создает / формирует негативное отношение к лицам, которые не могут себе позволить, исходя из своего материального состояния, купить квартиру в центре.

Из использованного в тексте рекламы утверждения «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» прямо следует, что любят тех, кому покупают квартиру в центре, а люди, не покупающие квартиры в центре города, не любят своих близких. Нелюбовь к близким, отсутствие заботы о них вызывает осуждение в обществе. Таким образом, реклама формирует негативное отношение к лицам, которые не покупают для своих близких квартиру в центре города.

Комиссия, оценив рекламу, учитывая выводы Экспертного совета, а также мнение заявителя, приходит к выводу о том, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе.

Кроме того, объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают квартиры от застройщика в незавершенном строительством многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

Как указал Пленум ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рассматриваемый рекламный материал с учетом места размещения над проезжей частью обращен для участников дорожного движения находится на рекламном щите. Как отмечает судебная практика, наружная реклама рассчитана на импульсивное восприятие информации.

Как было отмечено, анализ имеющихся в деле фотоматериалов показал, что под правой фотографий, размещенной на баннере, очень мелким шрифтом нанесен текст, идентифицировать который представилось возможным лишь при увеличении фотографии, выполненной с помощью приближения, на экране мобильного телефона: «Застройщик ООО «СЗ «Лига-Строй». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф…»

Учитывая размер шрифта, место размещения информации, сведения о месте размещения проектной декларации, фирменное наименование застройщика, указанное в проектной декларации, рассматриваемая реклама не содержит.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, подтвердились также признаки нарушения ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» Vinograd. 605-010», размещавшаяся 30.03.023-11.04.2023 на наружной рекламной конструкции в виде арки над проезжей частью на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы, Центральный район, Волгоград, а также 27.07.2023 на магистральной арке, расположенной над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, Волгоград, является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 28 Закона о рекламе.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 7 ст. 5, ст. 28 Закона о рекламе.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

На сайте ЖК «Виноград» https://vin-grad.ru/ указано юридическое лицо, которое является застройщиком - ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй».

Рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации.

При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес. Указанная правовая позиция также отражена в судебной практике (постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2021 № Ф05-13131/2021, от 12.09.2019 № Ф05-14462/2019, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-269247/2021).

ООО «Специализированный застройщик «Лига-Строй» имеет прямой коммерческий интерес в распространении указанной рекламы, с целью увеличения количества клиентов - лиц, которые могли бы воспользоваться рекламируемым товаром и, соответственно, увеличения прибыли Общества. Доказательств, однозначно свидетельствующих о размещении рассматриваемой рекламы в интересах иного хозяйствующего субъекта, а не Общества, в материалах дела не имеется, равно как и доказательств по принятию мер для прекращения распространения рекламы Общества.

Кроме того, как подтвердил устно на заседании комиссии законный представитель ООО «Специализированный застройщик «Лига – Строй», макеты, содержание которых соответствует рассматриваемой в деле рекламе, были созданы ООО «Специализированный застройщик «Лига - Строй», и в целом, по словам законного представителя Общества, против самой рекламы, продвигающей жилой комплекс, Общество ничего не имеет против.

Таким образом, с учетом объекта рекламирования, а также с учетом информации, полученной в рамках рассмотрения дела, комиссия приходит к выводу, что рекламодателем в рассматриваемой ситуации выступило ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй».

Лицо, выступившее в качестве рекламораспространителя, в течение сроков рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе, предусмотренных п. 31 Правил, установить не представилось возможным.

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда не представил информацию о лицах, распространяющих рекламу на рассматриваемых в деле рекламных конструкциях в виде арок. Меры по демонтажу рекламных конструкций, которые расположены в местах, не предназначенных для размещения, Департаментом не приняты.

Непринятие мер по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций создало условия для распространения ненадлежащей рекламы неустановленными лицами.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела № 034/05/5-641/2023 отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы на магистральной арке, расположенной над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, Волгоград.

Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

С учетом обстоятельств дела, а также позиции ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» комиссия пришла к выводу о необходимости выдать соответствующее предписание как рекламодателю, так и Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда.

Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Мама говорит: «Когда любят, покупают квартиру в центре!» Vinograd. 605-010», размещавшуюся 30.03.023-11.04.2023 на наружной рекламной конструкции в виде арки над проезжей частью на пересечении улицы Рокоссовского и улицы Хиросимы, Центральный район, Волгоград, а также 27.07.2023 на магистральной арке, расположенной над проезжей частью напротив ТЦ «Парк Хаус», Дзержинский район, Волгоград, поскольку реклама распространена с нарушением требований п. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» (ОГРН: 1193443009980, дата присвоения ОГРН: 08.08.2019, ИНН: 3444272530, КПП: 344401001, адрес: ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 1А, каб. 17, Волгоград), Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (Волгоград, ул. Волгодонская, д. 16, ОГРН: 1023403446362, дата присвоения ОГРН: 06.12.2002, ИНН: 3444074200, КПП: 344401001) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированный застройщик «Лига -Строй» (ОГРН: 1193443009980, дата присвоения ОГРН: 08.08.2019, ИНН: 3444272530, КПП: 344401001, адрес: ул. 10-й Дивизии НКВД, д. 1А, каб. 17, Волгоград),.

 

Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2023 года.

Резолютивная часть решения оглашена 29 августа 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны