Решение б/н О признании МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" наруш... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 09-01-10-04/210 о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2010 года                          г. Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2010 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
… - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управление), начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
… - члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела экономического анализа Управления,
… - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
… - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
рассмотрев дело № 09-01-10-04/210 по признакам нарушения муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
… - представителя ТСЖ "Возрождние" (…),
… - представителя МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" (…),

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили результаты, полученные инспекцией Управления при проведении планового контрольного мероприятия в отношении муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - предприятие, МУП "ВКХ", ответчик по делу) в соответствии с Приказом Управления № 35 от 17 февраля 2010 года. На основании акта инспекции Управления № 19 от 23 апреля 2010 года установлено, что в действиях предприятия содержатся признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, по результатам рассмотрения заявлений от 03.03.2010 года ЖСК "Старт-6" (вх. № 1218), ТСЖ "Возрождение" (вх. № 1219), ТСЖ "Николая Отрады 22" (вх. 1220) (далее - заявители) Управление пришло к выводам аналогичным тем, которые содержатся в указанном акте планового  выездного контрольного мероприятия № 19 от 23 апреля 2010 года (далее также по тексту - акт проверки).
Заявители указали, что получили в январе 2010 года платежные документы и акты выполненных работ, где указана стоимость поставленной им предприятием горячей воды, с размером которой они не согласны. По мнению заявителей, сумма оплаты за поставленный МУП ВКХ коммунальный ресурс - горячую воду, не соответствуют расчету указанных сумм при применении тарифов на горячую воду, установленных Постановлением главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 "О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" по горячей воде" и Постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3481 "О досрочном пересмотре тарифов на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство".
В письме в Управление (вх. № 2256 от 15.04.2010 года) на запрос о предоставлении информации по применению тарифа при расчетах с заявителями предприятие указало, что с 01.06.2009 года между предприятием и его абонентами заключены договоры энергоснабжения, расчеты по которым производятся по тарифам Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области на тепловую энергию, а расчеты за холодную воду (теплоноситель) - по тарифам, установленным администрацией г. Волгограда. При этом приготовление горячей воды (при централизованном горячем водоснабжении) производится при использовании определенного количества холодной воды и тепловой энергии на ее подогрев, а при наличии у абонента собственного теплового пункта расчет ведется только за поданный теплоноситель. В письме (вх. № 2255 от 16 апреля 2010 года) на запрос о предоставлении информации инспекцией (исх. № 04-16/1534 от 01.04.2010 года) МУП "ВКХ" пояснило, что в приложениях № 1 к договорам энергоснабжения объем потребляемых ресурсов согласован сторонами в части отопления - в Гкал., в части горячего водоснабжения - в куб.м. холодной воды и Гкал. на ее подогрев. По утверждению МУП "ВКХ", производство расчетов за горячую воду в куб./м. будет нарушать условия действующих договоров, энергоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок производства расчетов.
По результатам анализа состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке Управлением было установлено, что на рынке горячей воды в географических границах водяной системы теплоснабжения предприятия (используемой для горячего водоснабжения), ответчик по делу имеет долю 100%, способен оказывать влияние на общие условия обращения товара, в связи с чем, его положение на рассматриваемом товарном рынке несет в себе признаки доминирования, в соответствии со ст. 5 Закона о защите конкуренции.
На основании акта инспекции Управления № 19 от 23 апреля 2010 года и по результатам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства приказом от 03.06.2010 года № 152 руководителя Управления было возбуждено дело № 10-01-10-04/210 по признакам нарушения муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 03 июня 2010 года (исх. № 04-7/2731) рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на "02" августа 2010 года. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства представитель предприятия … указал, что МУП "ВКХ" признает нарушение и пояснил, что "в данный момент со стороны МУП "ВКХ" направлены новые договоры всем управляющим организациям, в которых применен необходимый тариф". В связи с чем, Комиссия установила, что для полного и всестороннего рассмотрения дела требуются письменные доказательства направления предприятием абонентам договоров и платежных документов, в которых расчет платы за горячую воду/услуги горячего водоснабжения осуществляется на основании установленных уполномоченным органом местного самоуправления нормативных актах, о чем было устно заявлено представителем ответчика по делу. Рассмотрение настоящего дела было отложено на 10 августа 2010 года.
На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, назначенного на 10 августа 2010 года, от предприятия в письме от 09 августа 2010 года (вх. № 4841) поступило письменное ходатайство с просьбой прекратить рассмотрение дела 09-01-10-04/210 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения ответчиком по делу путем направления абонентам договоров, в которых расчет производится на основании тарифов, утвержденных действующим в настоящее время Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 года № 914. В указанном письме в качестве доказательств устранения предприятием нарушения были представлены направленные заявителям и иным абонентам проекты договоров поставки тепловой энергии и горячей воды с подтверждением получения их абонентами, в которых расчет по договору за горячую воду осуществляется на основании тарифа, утвержденного уполномоченным органом местного самоуправления, а также были представлены заключенные к данному моменту договоры, в которых расчет осуществляется в указанном порядке.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.
Для признания лица, нарушившим требования статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что данное лицо является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. 
В соответствии с п. 3.7. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией был подготовлен аналитический отчет № 592 от 03.08.2010 года, на основании которого в совокупности с материалами настоящего дела Комиссия определила, что доля МУП "ВКХ" на рынке горячей воды в географических границах тепловых сетей котельных, эксплуатируемых предприятием, составляет 100 процентов, и установила его доминирующее положение на указанном рынке.
На основании представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.
На основании информации и материалов, полученных при рассмотрении заявлений и проведении контрольного мероприятия следует, что согласно п. 2.1. Устава МУП "ВКХ", утвержденного распоряжением от 19.06.2009 года № 466р Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Устав), основной целью деятельности предприятия является обеспечение эффективного использования и развития инженерных сетей муниципальной коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере теплоснабжения, и получение прибыли. В соответствии с пунктами 2.2.1. и 2.2.2. Устава для достижения указанной цели предприятие осуществляет производство, транспортировку и распределение тепловой энергии, а также эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
На основании п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся: тарифы на горячую воду.
В соответствии с Постановлением главы Волгограда от 28.05.2009 N 1184 "О согласовании основных производственных показателей и об установлении тарифов муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" по горячей воде" и Постановлением главы Волгограда от 30.12.2009 N 3481 "О досрочном пересмотре тарифов на горячую воду муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" в период с 01 июня 2009 года по 31 мая 2010 года для МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" были установлены тарифы на горячую воду, исчисляемые в руб./куб.м.
На основании анализа платежных документов за декабрь 2009 года и январь 2010 года, предъявленных МУП "ВКХ" к оплате заявителям, а также анализа платежных документов, предъявленных МУП "ВКХ" к оплате иным абонентам следует, что при расчете платы абонентам за горячую воду предприятие не применяет тарифы, установленные органом местного самоуправления в соответствии с указанными ранее постановлениями главы Волгограда.
Руководствуясь представленными платежными документами, следует, что МУП "ВКХ" при расчете платы за горячую воду применяет отдельно тариф на "тепловую энергию" (руб./Гкал.) и тариф на "холодную воду для ГВС" (руб./куб.м.).
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации. Согласно разъяснениям, данным в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.05.2007 N 8166-РМ/07 "О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги" применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб./Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб. м) приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрено.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Действия МУП "ВКХ", выразившиеся в том, что ответчик по делу  при расчете платы за поставленную горячую воду не применяет тарифы, установленные уполномоченным органом местного самоуправления, являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Однако при рассмотрении дела 10-01-10-04/210 о нарушении антимонопольного законодательства ответчик по делу признал нарушение и представил доказательства его добровольного устранения путем направления абонентам договоров, в которых расчет производится на основании тарифов, утвержденных действующим в настоящее время Постановлением главы Волгограда от 29.04.2010 года № 914.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать муниципальное унитарное предприятие "Волгоградское коммунальное хозяйство" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2.Прекратить рассмотрение дела № 10-01-10-04/210 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения муниципальным унитарным предприятием "Волгоградское коммунальное хозяйство".

Связанные организации

Связанные организации не указаны