Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 25 ноября 2021 года Дело № 034/10/18.1-... от 25 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о
закупках) жалобу индивидуального предпринимателя Л. О.Е. на действия заказчика – федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» (далее – ФГАОУ ВО «ВолГУ») при аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке зданий и помещений ВолГУ (извещение о проведении закупки № 32110728019 размещено на официальном сайте ЕИС 14.10.2021),  при участии в заседании комиссии:

от заказчика: представители ФГАОУ ВО «ВолГУ» –

от заявителя: представитель ИП Л. О.Е. –

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) поступила жалоба вх. № 12658 от 17.11.2021 ИП Л. О.Е. на действия заказчика – ФГАОУ ВО «ВолГУ» при аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке зданий и помещений ВолГУ.

Извещение о проведении закупки № 32110728019 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 14.10.2021.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ИП Л. О.Е. поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ИП Л. О.Е. принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 22.11.2021 исх. № 04-8/8384).

Заявитель указывает, что действиями участников № 11 и № 12 в течение двух минут цена аукциона снижена на 70%, при этом ценовые предложения подавались в течение нескольких секунд, не позволяя другим участникам сделать ни одного шага, в том числе и ИП Л. О.Е.

Представителями заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Рассмотрев доводы жалобы, представленные заказчиком и заявителем сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 6 ст. 3 Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет», утвержденным наблюдательным советом 12.12.2018, с изменениями от 30.09.2021 (далее – Положение о закупке), а также Документацией аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке зданий и помещений ВолГУ, утвержденной 14.10.2021 проректором по административно-хозяйственной работе Г. А.А. (далее – документация о закупке).

Согласно п. 7 ст. 3.4 Закона о закупках аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками предложений о цене договора с учетом следующих требований:

1) «шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора;

2) снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах «шага аукциона»;

3) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, равное ранее поданному этим участником предложению о цене договора или большее чем оно, а также предложение о цене договора, равное нулю;

4) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, сниженное в пределах «шага аукциона»;

5) участник аукциона в электронной форме не вправе подать предложение о цене договора, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене договора, в случае, если оно подано этим участником аукциона в электронной форме.

 Данные требования также предусмотрены п. 3.2 документации о закупке.

Следовательно, ценовое предложение участника аукциона должно обладать следующими признаками:

- ценовое предложение участника должно быть ниже начальной (максимальной) цены договора;

- снижение составляет от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены договора;

- представление ценового предложения осуществляется в ходе аукциона;

- обладатель лучшего ценового предложения признается победителем аукциона.

Из толкования положений Закона о закупках следует, что правовая природа аукциона заключается в конкуренции между участниками процедуры путем снижения предлагаемой цены относительно начальной (максимальной) цены, а также относительно ценовых предложений других участников в размере «шага аукциона», соответственно, лучшим предложением должно быть признано наименьшее предложение, сделанное в пределах «шага аукциона».

Таким образом, учитывая, что Законом о закупках установлена специальная норма, прямо определяющая, что при проведении аукциона снижение текущего минимального предложения о цене договора осуществляется на величину в пределах «шага аукциона», электронная торговая площадка не вправе допускать подачу ценовых предложений не в пределах «шага аукциона».

Комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что фактически в жалобе заявителем оспаривается предположительный сговор на торгах других участников закупки, а именно обстоятельства, ставшие причиной невозможности подачи ценового предложения ИП Л. О.Е., поскольку как указывалось ранее действиями участников № 11 и № 12 в течение двух минут цена аукциона снижена на 70%, при этом ценовые предложения подавались в течение нескольких секунд, не позволяя другим участникам сделать ни одного шага, при этом заявителем не оспариваются действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в рамках организации и проведения торгов.

В силу прямого указания ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с п. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

С учетом изложенного, Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на процедуры торгов, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

Иное также нарушило бы баланс прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

В таком случае, применительно к данной ситуации, с учетом положений ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, доказыванию со стороны заявителя одновременно подлежат

- факты нарушения его прав и законных интересов (либо реальная угроза возникновения такого нарушения) вследствие совершения, лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, оспариваемых действий (бездействия);

- нарушения конкретных норм законодательства о закупках заказчиком.

Жалоба заявителя, поступившая в антимонопольный орган, таких сведений не содержит.

В частности, ни в мотивировочной, ни в просительной части жалобы заявитель не указывает ни конкретных обжалуемых действий заказчика, ни приводит норм законодательства о закупках, которые нарушены заказчиком.

Уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 22.11.2021 исх. № 04-8/8384 заявителю для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения жалобы необходимо представить в Управление доказательства ущемления прав и интересов заявителя, сведения о конкретных нормах Закона о закупке, которые нарушены заказчиком, а также информацию и документы, которые, по мнению заявителя, способствовали бы наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.

Вопреки указанному требованию, истребованная информация заявителем в адрес Управления не представлена.

При таких обстоятельствах, заявителем не представлено обоснования необходимых условий для признания его жалобы обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Л.О.Е. (ИНН: 344701508298) на действия заказчика – ФГАОУ ВО «ВолГУ» (ИНН: 3446500743) при аукциона в электронной форме на оказание услуг по уборке зданий и помещений ВолГУ (извещение о проведении закупки № 32110728019 размещено на официальном сайте ЕИС 14.10.2021), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны