Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 20 сентября 2022 года Дело № 034/10/18.1... от 21 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

20 сентября 2022 года

 

Дело № 034/10/18.1-961/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

«_»– председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«_» – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«_» – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ПРОФ ГРУПП» (далее – заявитель) на действия заказчика ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград (извещение о проведении закупки № 32211669487), с участием в заседании комиссии:

от ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» – «_» по доверенности №  _ от __, «_» по доверенности № __от ___,  

в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступила жалоба ООО «ПРОФ ГРУПП» на действия заказчика ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) путём запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград.

Извещение о проведении закупки № 32211669487 размещено ЕИС 05.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «ПРОФ ГРУПП» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 13.09.2022 исх. № ОЯ/630/22).

Заявитель в своей жалобе указывает, что пп. 6 п. 14 Документации является избыточным и недопустимым, поскольку указанное требование исключает возможность ООО «ПРОФ ГРУПП» участвовать в закупке  на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград.

В своей жалобе заявитель просит признать жалобу ООО «ПРОФ ГРУПП» обоснованной, приостановить стадию подписания контракта, а также опубликовать закупочную процедуру повторно.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «ПРОФ ГРУПП».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

05.09.2022 в ЕИС и на электронной площадке АО «Электронные торговые системы», ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» было размещено извещение проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград.

Источник финансирования – собственные средства заказчика.

Одним из требований к участникам запроса котировок в соответствии с пп. 6 п. 14 Документации является отсутствие сведений об участнике закупки в реестрах  недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом о закупках и Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с п. 10.1.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж», к участникам закупки могут предъявляться следующие обязательные требования: Отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренном статьёй 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренном Законом о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьёй 5 Закона о закупках, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), предусмотренном Законом о контрактной системе.

Таким образом, указанной нормой Закона о закупках прямо установлено право заказчика установить требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков как по Закону о закупках, так и по Закону о контрактной системе, следовательно, данное требование документации предусмотрено законом и не может быть признано как требование, ограничивающее конкуренцию.

Комиссией установлено, что установленные заказчиком в документации требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Доказательства противоположной позиции заявителем не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 5 статьи 3 Закону о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, исходя из пункта 1 статьи 1 Закона о закупках, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным требованиям.

Обратившийся с жалобой заявитель с учетом положений Закона о закупках участником рассматриваемой закупки не являлся (итоговый протокол от 13.09.2022 № 739/ЗК), также не указано каким образом его права и законные интересы ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Вместе с тем, согласно информации, представленной на ЕИС, сведения о включении ООО «ПРОФ ГРУПП» (ИНН: 6829164139) в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о контрактной системе опубликованы 12.09.2022 (№ 22005087).

Кроме того, заявитель в своей жалобе не указал на конкретную норму, которую нарушил заказчик при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках путём проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку интеллектуальных приборов учета электрической энергии.

Волгоградским УФАС России уведомлением (исх. № ОЯ/630/22 от 13.09.2022) о поступлении жалобы заявителю для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения жалобы указано представить в Управление нормативное обоснование доводов жалобы (нормы Закона о закупках, нарушенные действиями (бездействием) ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» при проведении оспариваемой закупки), и доказательства ущемления интересов вследствие оспариваемых действий организатора торгов (с приложением подтверждающих документов).

Вопреки указанному требованию, истребованная информация заявителем в адрес Управления не представлена.

Таким образом, при проведении путём запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград, заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика и извещением о проведении запроса котировок. Заказчиком соблюден принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, который предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.  

Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Законом о закупках, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

На основании изложенного, Комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах, услугах, при формировании требований к предмету закупки, заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и действия заказчика не повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности или ограничению конкуренции, при этом антимонопольный контроль торгов оканчивается при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость которого указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также нестабильности публичных правоотношений, то есть «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, с учетом совокупности установленных по итогам рассмотрения жалобы обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПРОФ ГРУПП» на действия заказчика ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса клининговых услуг для ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж» г. Волгоград (извещение о проведении закупки № 32211669487) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

                                «_»

 

 

 

Члены комиссии:

                                  «_»

 

 

 

                                                        «_»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны