Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-1247/2019 ПО ПРИЗН... от 10 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-1247/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

10 декабря 2019 г. Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н. И. Б., рассмотрев заявление физического лица,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление физического лица (вх. № 9859 от 14.10.2019) с жалобой на распространение в сети магазинов «Покупочка» карт постоянного покупателя в рамках программы лояльности с условием ограниченности действия карты.

Заявитель указал, что в сети магазинов «Покупочка» в октябре 2019 года начали действовать карты постоянного покупателя. Стоимость карты составляет 149 руб. Однако, как позже обнаружил заявитель, картой можно пользоваться только трижды в день (приобщена распечатка из Программы лояльности, в которой указано, что правила программы лояльности ограничивают количество чеков в день не более трёх по всем картам покупателя, зарегистрированным на один номер).

Заявитель отметил, что о таких ограничениях нигде, кроме самой Программы лояльности, не было оговорено.

Заявитель считает, что таким образом торговая сеть ограничивает потребителя в возможности использования приобретенной за плату карты, обращая внимание, что в случае совершения четвертой и последующей покупки в один день даже при наличии карты покупатель будет платить цену за товар без обещанных скидок для участников программы лояльности.

В адрес ООО «Тамерлан» (магазины торговой сети «Покупочка») был направлен запрос информации исх. № 02-3/7986 от 25.10.2019, в ответ на который представлена следующая информация (см. вх. № 10827 от 14.11.2019).

Представлены полные условия действия карт постоянного покупателя в торговой сети «Покупочка».

В соответствии с п. 3.3.1 Правил программы лояльности «Покупочка» для постоянных покупателей магазинов торговой сети «Покупочка» приобрести основную карту возможно на кассе в любом магазине «Покупочка», оплатив при приобретении карты вступительный взнос. При этом ООО «Тамерлан» подтверждает, что на использование карты постоянного покупателя наложены некоторые ограничения правилами программы лояльности. Так цена по карте постоянного покупателя на товары со знаком «!» на ценнике действует при покупке в день по всем картам клиента, зарегистрированным на один номер <...> до 5 шт. на один товар, до 3 кг на весовой товар. Правилами ограничивается также количество чеков в день не более пяти по всем картам покупателя, зарегистрированным на один номер.

ООО «Тамерлан» указало, что информация о введении карт постоянного покупателя, а также информация об условиях применения карт постоянного покупателя доводилась до потребителей посредством размещения информационных материалов (плакаты, объявления и т.д.) в помещениях торгового зала магазинов, на товарных полках, ячейках хранения, при входе в магазины, на стенах и торговом оборудовании залов, а также на сайте pokupochka.ru в разделе «Карта покупателя» и мобильном приложении зарегистрированных участников программы карты лояльности.

Представлены рекламные материалы, которые, по данным ООО «Тамерлан», размещались на камерах хранения, на кассах, на входных группах и в торговых залах следующего содержания:

  1. На жёлтом фоне с изображением карты «Покупочка»: «Покупочка» с вами 16 лет! Приятно экономить еще больше - с картой! Как активировать карту: смс на короткий номер <...> Тт34 (пробел) номер карты, например: Тт34 1234567891011112. Сайт www.pokupochka.ru. Горячая линия (звонок по РФ бесплатный): 8 800 20136 12. Загрузите на App Store, Загрузите на Google Play» (далее - реклама № 1);
  2. На жёлтом фоне с изображением карты «Покупочка»: «Покупочка» с вами 16 лет! Приятно экономить еще больше - с картой! Преимущества карты: карта дает право на получение скидки на все товары, помеченные специальным ценником; всегда предъявляйте вашу карту на кассе при оплате товара; специальные акции и скидки только для владельцев карт; розыгрыши ценных призов среди владельцев Карт, а также участие в различных конкурсах от «Покупочки» и Партнеров» (далее - реклама № 2);
  3. На жёлтом фоне с изображением примера специального ценника: «Уважаемые покупатели!» Скоро в наших магазинах появится карта постоянного покупателя «Покупочка». Обращайте внимание на Новые ценники! Что это значит? Регулярная цена 100,99. Цена по карте Покупочка 84,99 за шт. – цена для покупателей с картой «Покупочка». ! Есть ограничения в действии цены с картой «Покупочка». Служебная информация для сотрудников магазина (далее - реклама № 3);

4. На жёлтом фоне: «Покупочка» с вами 16 лет! !Важные правила для нужных товаров! Цена по карте постоянного покупателя «Покупочка» на товары со знаком «!» на ценнике действует при покупке в день: до 5 шт. на один товар, до 3 кг на весовой товар. Подробнее Вы можете узнать: на сайте www.pokupochka.ru. По телефону горячей линия (звонок по РФ бесплатный): 8 800 20136 12 ежедневно с 8:00 до 200 по местному времени. В мобильном приложении: загрузите на App Store, Загрузите на Google Play» (далее - реклама № 4).

Таким образом, информация о том, что есть ограничения в действии цены по карте лояльности (до 5 шт. на один товар, до 3 кг на весовой товар) были размещены не на всех рекламных материалах. Информация об ограниченности количества чеков по всем картам покупателя, зарегистрированным на один номер (не более пяти чеков в один день), не была размещена ни на одном рекламной плакате (листовке и т.д.).

Так, актом мониторинга от 28.10.2019 498-р, проведённого сотрудниками Волгоградского УФАС России было установлено, что на входной двери магазина торговой сети «Покупочка» № 316 по адресу: Волгоград, ул. им. 8-ой Воздушной Армии, д. 35 (ТЦ «Алые Паруса») размещен плакат, обращенный текстом на улицу (на желтом фоне с изображением карты «Покупочка»), следующего содержания: «Покупочка» с вами 16 лет! Приятно экономить еще больше с картой! Как активоровать карту: смс на короткий номер <...> Тт34 (пробел) номер карты, например: Тт34 1234567891011112. Сайт www.pokupochka.ru. Горячая линия (звонок по РФ бесплатный): 8 800 20136 12. Загрузите на App Store, Загрузите на Google Play».

Данная реклама, соответствующая по содержанию рекламе № 1, а также реклама № 2 не содержат указаний на наличие каких-либо ограничений относительно применения карт лояльности. При этом в рекламе № 2, акцентирующей внимание на преимуществах карты, предлагается всегда предъявлять карту на кассе при оплате товара.

Реклама № 3 указывает лишь на одно из ограничений применения карты лояльности, ссылки на наличие иных ограничений не содержит.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация (реклама № 1-4) является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Объектом рекламирования выступает торговая сеть «Покупочка» и внедряемая программа лояльности (карты постоянных покупателей).

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 28 постановления от 08 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - постановление Пленума № 58), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара.

При этом Высший Арбитражный Суд отмечает, что оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах (п. 29 постановления Пленума № 58).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 2-8 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая реклама торговой сети «Покупочки», а именно реклама № 1-№ 3 содержит признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку не содержит в доступной и понятной для восприятия потребителя форме указаний на ограничивающие условия применения карт лояльности, которые, в том числе с учетом позиции заявителя, являются существенными для потребителя, приобретающего карту. Указание в рекламе № 2 на необходимость всегда предъявлять карту и получать преимущества, в том числе касающиеся цены товара, с учетом ограничения количества чеков по одной карте покупателя, зарегистрированной на один номер <...> является недостоверным.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Рекламодателем в рассматриваемом случае выступило ООО «Тамерлан» (ИНН 3442050010, ОГРН 1023402635783, адрес: Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 100).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-1247/2019 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе ООО «Тамерлан» (ИНН 3442050010, ОГРН 1023402635783, адрес: Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 100).

- заявитель – физическое лицо, от которого поступило заявление вх. № 9859 от 14.10.2019.

3. Назначить дело № 034/05/5-1247/2019 к рассмотрению на 24 декабря 2019 года в 10 часов 00 минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.6, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Покупочка» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- фотографии с примером фактического оформления мест размещения товаров в магазинах торговой сети «Покупочка» с использованием новых ценников (после внедрения карт лояльности с указанием цены без скидки и со скидкой);

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Заявителю представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны