Решение б/н РЕШЕНИЕ от 16 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявителю:

ООО «Стройтраст»

Организатору торгов:

ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН»

 

 

РЕШЕНИЕ

Волгоград

16 августа 2021 года

Дело № 034/10/18.1-871/2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобы ООО «Стройтраст» (далее – заявитель) вх. № 8847 от 11.08.2021 на действия (бездействие) организатора торгов – федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук» (далее – ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН») при определении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции системы вентиляции в здании лаборатории ФНЦ агроэкологии РАН по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, 97 (извещение о проведении закупки № 32110502119 размещено на официальном сайте ЕИС 26.07.2021),

при участии в заседании комиссии представителей:

от заказчика: представитель ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» И. Ю.В., действующий на основании доверенности от 11.02.2021 № б/н, З. Е.Е., действующая на основании доверенности от 09.10.2020 № б/н,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Стройтраст» вх. № 8847 от 11.08.2021 на действия (бездействие) организатора торгов – ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» при определении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции системы вентиляции в здании лаборатории ФНЦ агроэкологии РАН по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, 97.

Извещение о проведении закупки № 32110502119 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 26.07.2021.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Стройтраст» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «Стройтраст» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 12.08.2021 исх. № 04-10/5773).

В своих жалобах ООО «Стройтраст» указывает, что в конкурсной документации заказчика ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участника закупки не по стоимостному критерию.

ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» с данными доводами несогласно и считает, что оспариваемые положения конкурсной документации не нарушают права и законные интересы потенциальных участников закупочной процедуры.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьями 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупах правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона, порядок и условия их применения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункт 9).

В соответствии с пп. 14 п. 13 раздела 2 главы 3 Положения о закупке ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» утверждены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с приложениями № 2 к Положению о закупке заказчика.

В п. 4.1 ч. 7 документации о закупке установлено, что для оценки заявок по показателю «общее количество исполненных контрактов (договоров) будут учитываться следующие виды контрактов (договоров):

- контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства. К таким видам объектов капитального строительства относятся: объекты капитального строительства, за исключением линейных.

При этом к оценке будут приниматься контракты (договоры), цена каждого из которых составляет не менее чем 70% от начальной (максимальной) цены контракта (не менее 3 798 459,00 рублей).

Сведения по данному показателю учитываются в Таблице № 1 Приложение № 3 к Разделу 2. «Информационная карта конкурса в электронной форме» к конкурсной документации и подтверждаются следующими документами, а именно:

1) копии исполненных контрактов (договоров) в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), включая все листы и приложения к ним. В случае если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представить копии дополнительных соглашений, в которых отражены эти изменения (дополнения), а также соглашения о расторжении (при наличии). Контракт (договор) должен быть исполнен участником закупки не ранее чем за 2 (два) года до даты окончания срока подачи заявок по настоящей закупке;

2) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);

При закупке товаров, работ, услуг заказчики, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о закупках, руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, при рассмотрении и оценке заявок комиссия заказчика обязана строго следовать условиям Документации о закупке, в том числе осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке исключительно по критериям и в порядке, которые указаны в документации о закупке.

Обратный подход создавал бы дискриминационные условия участия в закупке для участников конкурентных процедур осуществления закупок.

Закупочная комиссия ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок поданных участниками закупок на участие в конкурсе в электронной форме в целях выявления лучших условий исполнения договора должна действовать в соответствии с Законом о закупках и Положением о закупке заказчика.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе в электронной форме осуществляется в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, которые установлены документации о проведении конкурса в электронной форме.

В силу пункта 4 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня критериев, по которым могут оцениваться участники, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями данного закона, в том числе, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Поскольку порядок расчета баллов по оспариваемым критериям позволяет оценить профессионализм участников путем сопоставления соответственно количества исполненных участниками аналогичных договоров, в сравнении со сведениями, предоставляемыми участниками-конкурентами, то оспариваемые критерии не ограничивают конкуренцию и не нарушают прав и законных интересов участников закупки.

Основная функция критериев оценки заключается в том, чтобы помочь заказчику закупки из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ по реконструкции системы вентиляции в здании лаборатории ФНЦ агроэкологии РАН по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, 97. Критерии оценки конкурсных предложений не имеют признаков ограничения конкуренции и не нарушают антимонопольное законодательство.

В спорной закупке заказчик указал критерии таким образом, что они носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя, что отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества.

Указанные критерии позволяют судить о способности участника наиболее профессионально выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, что значимо для заказчика.

Таким образом, комиссией заказчика не совершено каких-либо нарушений Закона о закупках при оценке заявки заявителя.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.

По результатам изучения доводов и возражений сторон, а также доказательств, представленных заявителем и заказчиком, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Стройтраст».

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Стройтраст» на действия (бездействие) организатора торгов – ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» при определении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции системы вентиляции в здании лаборатории ФНЦ агроэкологии РАН по адресу: г. Волгоград, проспект Университетский, 97 (извещение о проведении закупки № 32110502119 размещено на официальном сайте ЕИС 26.07.2021) необоснованной.

   

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны