Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/28-232/2019 ПО ПРИЗН... от 4 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/28-232/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

04 апреля 2019 г. Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н. И. Б., рассмотрев информацию, опубликованную в электронном СМИ,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: 1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление Южного ГУ Банка России (вх. № 895 от 04.02.2019, далее - заявление) относительно рекламы микрофинансовой организации с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В заявлении указано, что по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 30 «А» размещена информация: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Быстро и легко вы возьмете деньги у нас» (справа от текста изображена стрелка-указатель на вход в помещение, занимаемое компанией).

В ходе проведенного специалистами Волгоградского УФАС России мониторинга размещаемой наружной рекламы распространение указанной заявителем информации подтвердилось (см. акт мониторинга от 26.03.2019 № 427-р).

Однако в ходе мониторинга было выявлено размещение по указанному заявителем адресу также следующей информации на окнах организации «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день». Данная информация размещена на цветных плакатах. Кроме того, на окнах организации под плакатами нанесена надпись: «Займы от 0,9%».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, на которую указал заявитель («Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Быстро и легко вы возьмете деньги у нас» с изображением стрелки-указателя), с учетом места её расположения не является рекламой, поскольку Закон о рекламе в силу ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе вопросы размещения вывесок, указателей, информационных табло Законом о рекламе не регулируется.

В соответствии с п.п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Указание на здании в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определённой территории.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может быть признано обычаем делового оборота (см., например постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-13404/2010 от 28.09.2010).

В рассматриваемом случае целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности является информирование о месте входа в организацию и месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании). Такие сведения не могут быть квалифицированы как реклама.

Однако информация, размещенная на цветных плакатах, расположенных на окнах организации: «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день»; Займы от 0,9%», отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования в данном случае выступают финансовые услуги.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В рассматриваемом случае обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, в рекламе отсутствуют.

Кроме того, необходимо учитывать, что полные сведения о лице, осуществляющем деятельность по адресу: пр-т Героев Сталинграда, д. 30 А, г. Волгоград, с указание организационно-правовой формы, адреса на вывеске не приведены (см. акт мониторинга от 26.03.2019 № 427-р).

Как указал заявитель, деятельность по выдаче займов по указанному адресу осуществляет ООО Микрокредитная компания «АктивВолгоград» (ИНН 3444214874). Компания состоит в реестре микрофинансовых организаций, публикуемом Банком России на официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день»; «Займы от 0,9%» все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость займа, отсутствуют.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем и рекламодателем, с учетом имеющейся информации, выступило ООО МКК «АктивВолгоград» (ОГРН: 1143443015715, дата присвоения ОГРН: 09.06.2014, ИНН: 3444214874, КПП: 346001001, адрес: г. Волгоград, ул. Авиаторская, д. 1 Б. оф. 1).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/28-232/2019 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которогох содержатся признаки нарушения Закона о рекламе ООО МКК «АктивВолгоград» (ОГРН: 1143443015715, дата присвоения ОГРН: 09.06.2014, ИНН: 3444214874, КПП: 346001001, адрес: г. Волгоград, ул. Авиаторская, д. 1 Б. оф. 1);

- заявитель - Южное ГУ Банка России.

3. Назначить дело № 034/05/28-232/2019 к рассмотрению на ___ _________2019 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград

4. ООО МКК «АктивВолгоград» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- полные условия акции, указанной в рекламе: «Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день» и «Займы от 0,9%»;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Заявителю предложить представить на заседание Комиссии иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны