Решение б/н Администрация города Волгограда нарушила ФЗ «О защите конкур... от 11 декабря 2007 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 908
о нарушении антимонопольного законодательства
12 ноября 2007 г. г. Волгоград
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии Бурба В.В. – заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Членов Комиссии: Осиповой Е.В. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Снедковой И.Ю. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Ерохина К.С. – государственного инспектора отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
рассмотрев дело № 908, по признакам нарушения Администрацией Волгограда ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006,
УСТАНОВИЛА:
Дело №908 возбуждено по инициативе УФАС по Волгоградской области (далее Управление) в отношении Администрации Волгограда (далее – Администрация Волгограда), вынесшей Постановление №93 от 27 января 2006 года Администрацией города Волгограда «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда» (далее – Постановление №93).
В пункте 2 примечания к приложению 1 Постановления №93 указано, что при некачественном предоставлении жилищно - коммунальных услуг населению Волгограда открытое акционерное общество "Информационный вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса" (далее ОАО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК") в установленном порядке вносит соответствующие изменения в адресный именной единый платежный документ, предназначенный для оплаты населением Волгограда жилищно-коммунальных услуг.
Предметом регулирования пункта 2 примечания к приложению 1 Постановления №93 является внесение изменений в адресный именной единый платежный документ, предназначенный для оплаты населением Волгограда жилищно-коммунальных услуг. При этом указывается, что данные действия совершаются конкретным хозяйствующим субъектом - ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», единственным акционером которого является Администрация Волгограда. ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», действуя на основании Устава ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», утвержденного распоряжением Департамента муниципального имущества Администрации Волгограда №266/р от 01.04.2003 года, оказывает услуги, связанные с начислением, расчетом и внесением оплаты за жилье и коммунальные услуги в пределах административных границ г.Волгограда. Также ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» оформляет «адресно-именные единые» платежные документы, ведет сбор платежей собственными кассами и через приемные пункты кредитных организаций, осуществляет расчеты с поставщиками услуг по полученным от населения денежным средствам в соответствии с условиями договоров, ведет расчеты выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки гражданам при оплате за услуги ЖКХ для органов социальной защиты населения. Кроме ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» данные услуги могут оказывать иные организации, в зависимости от способа управления многоквартирным домом: управляющие организации, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующие подрядные и ресурсоснабжающие организации.
Представитель Администрации Волгограда считает, что Постановление №93 не регламентирует деятельность ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» и в нем не содержится указание на обязательность заключения управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и др. со специализированной организацией ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» возмездного договора на оказание услуг по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Полагает, что пунктом 2 примечания к приложению 1 Постановления №93 предусматривается, что порядок, установленный для ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» при внесении изменений в единый платежный документ при некачественном предоставлении населению Волгограда жилищно-коммунальных услуг, заключается в предоставлении указанных услуг управляющим организациям, ТСЖ и другим хозяйствующим субъектам на основании заключенных с ними договоров.
Представитель заинтересованного лица – ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», согласилась с доводами представителя администрации, а также пояснила, что в связи с изданием Постановления №93 у ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» преимущественного положения по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на данном рынке услуг нет.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ от 23.05.2006 №307 (далее Правила), исполнитель обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При этом исполнитель должен самостоятельно выполнить указанную обязанность в отношении всех лиц, имеющих обязательства по оплате коммунальных услуг, в случаях, когда исполнителю известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а в иных случаях - при установлении факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке, установленном разделом VIII Правил.
Пунктом 3 Правил дается определение исполнителя услуг, исходя из которого ими могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги собственники и наниматели осуществляют в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 155 ЖК РФ, ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, ч. 7 155 ЖК РФ, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.
Исходя из указанных норм внесение изменений в платежный документ при уменьшении размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества является также обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций. В свою очередь указанные лица вправе на основании возмездного договора заказать услуги по расчету размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги любой организации, специализирующейся на указанных услугах, и не только у ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».
Таким образом, ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», не являясь исполнителем в определении, установленном Правилами, не обязан производить в установленном разделом VII Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. При расчете платы за коммунальные услуги ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» вносит изменения в платежный документ по основаниям, которые ему предоставляются организациями, обязанными произвести расчет по оплате коммунальных услуг при их ненадлежащем качестве.
В пунктом 4 ст.157 ЖК РФ закреплено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 №307, а на основании п. 60 Правил установление органами местного самоуправления иных условий, размера и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, не допускается.
Исходя из этого следует, что Постановление №93 противоречит Жилищному кодексу и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ 23.05.2006 N 307, в части возложения обязанности на ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» по внесению изменений в единый платежный документ при некачественном предоставлении населению Волгограда жилищно-коммунальных услуг.
Определение только ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» организацией, осуществляющей внесение изменений в единый платежный документ при некачественном предоставлении населению Волгограда жилищно-коммунальных услуг, пунктом 2 примечания к приложению 1 Постановления №93 вводятся ограничения прав отдельных хозяйствующих субъектов на реализацию указанных функций, а также устанавливаются ограничения права ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций, подрядных организаций, ресурсоснабжающих организаций на выбор других хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по расчету размера оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, создаются дискриминационные условия доступа на соответствующий рынок, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с ОАО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».
Таким образом, принятие Администрацией Волгограда Постановления №93 от 27.01.2006 «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда», в части внесения изменений в единый платежный документ при некачественном предоставлении населению Волгограда жилищно-коммунальных услуг, противоречит ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006. Указанная статья запрещает органам местного самоуправления принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности запрещается установление и ограничение права хозяйствующих субъектов на продажу либо приобретение товара, а также дискриминационных условий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать факт нарушения Администрацией города Волгограда ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 года, которое выразилось в принятии Постановления №93 от 27.01.2006 «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда» части внесения изменений в единый платежный документ при некачественном предоставлении населению Волгограда жилищно-коммунальных услуг, которое может привести к ограничению конкуренции.
2. Выдать Администрации Волгограда для исполнения предписание об изменении Постановления №93 от 27 января 2006 года «Об установлении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения Волгограда» в части, нарушающей антимонопольное законодательство.