Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/18.1-230/2019 от 12 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

«09» апреля 2019 года

Дело № 034/01/18.1-230/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее соответственно – комиссия; управление) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

<…>– члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли управления;

<…>– члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли управления,

изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу государственного унитарного предприятия «Московский городской центр дезинфекции» (далее – ГУП «Московский городской центр дезинфекции», заявитель) на действия (бездействие) заказчика Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить договор поставки индикаторов биологических (закупка № 31907596759),

с участием в заседании комиссии:

от заказчика (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области») – <…> по доверенности от <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) посредством электронной почты 01.04.2019 вх. э/п № 2890 поступила жалоба ГУП «Московский городской центр дезинфекции» на действия заказчика – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках способом проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить договор поставки индикаторов биологических.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ГУП «Московский городской центр дезинфекции», подавшее заявку на участие в закупке, поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках заявитель вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

С учетом того, что ГУП «Московский городской центр дезинфекции» подавало заявку на участие в оспариваемых торгах, жалоба подана с соблюдением требований п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках и ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба ГУП «Московский городской центр дезинфекции» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 04.04.2019 исх. № 04-10/2330).

Комиссией установлено, что извещение о проведении оспариваемой закупки № 31907596759 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее – ЕИС).01.03.2019.

Дата окончания подачи заявок – 18.03.2019.

Дата подведения итогов закупки – 21.03.2019.

Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - РТС-тендер.

Закупка проводилась способом открытого аукциона в электронной форме, предмет закупки – поставка индикаторов биологических.

Основанием для обращения ГУП «Московский городской центр дезинфекции» в Волгоградское УФАС России послужило необоснованное, по мнению заявителя, признание победителем закупки – ИП Евтодиенко А.Г. Заявитель просит выдать предписание заказчику по устранению нарушений действующего законодательства.

При рассмотрении жалобы представители заказчика возражали относительно ее удовлетворения, ссылаясь на соответствие действий заказчика при проведении оспариваемой закупки требованиям Закона о закупках.

Жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, извещённого надлежащим образом о дате и времени заседания комиссии.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

На основании ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 11.5 Положения: «Порядок проведения конкурентной закупки в электронной форме регулируется ст. 3.3 Закона о закупках, настоящим Положением в части, не противоречащей указанной норме, регламентам, правилам проведения процедур, установленным оператором электронной площадки и соглашением, заключенным между Заказчиком и оператором электронной площадки».

Согласно пункту 18.10.2. Положения: «При проведении открытого аукциона в электронной форме направление участниками такого аукциона запросов о даче разъяснений положений извещения об открытом аукционе в электронной форме и (или) документации открытого аукциона в электронной форме, размещение в ЕИС таких разъяснений, подача участниками открытого аукциона в электронной форме заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, формирование проектов протоколов, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке».

Согласно пунктам 9.14 - 9.16 регламента работы электронной площадки «РТС-тендер» для корпоративных закупок:

«9.14. Участники закупки, чьи Заявки в соответствии с протоколом рассмотрения Заявок допущены Организатором закупки к аукционному торгу, с наступлением времени начала аукционного торга, установленного Организатором закупки, имеют возможность через Личный кабинет объявлять ставки (подавать ценовые предложения).»

«9.15. Участник закупки имеет возможность объявить ставку, отличающуюся от предыдущей ставки на величину в пределах шага аукциона, а также улучшить свое предыдущее предложение без изменения текущего минимального ценового предложения, если такая возможность предусмотрена в извещении и закупочной документации.»

«9.16. В любом случае, если с момента наступления времени начала аукционного торга и до момента наступления времени окончания аукционного торга не объявлена ни одна ставка, то по наступлении времени окончания аукционного торга Участники закупки не имеют возможности объявлять ставки, аукционный торг завершается и процедуре автоматически присваивается статус несостоявшейся.»

«9.3.5. Автоматическое снижение/повышение шага (понижающее/повышающее начальную цену лота в зависимости от типа процедуры: на понижение/ на повышение): если выбрана данная опция, в течение времени ожидания ценового предложения не подаётся ни одного предложения, то шаг автоматически должен быть изменен на величину параметра «Величина автоматического снижения/повышения шага (% НМЦ).»

«9.3.7. Время ожидания ценового предложения, в минутах (понижающего/повышающего начальную цену лота в зависимости от типа процедуры: на понижение/ на повышение): время, в течение которого не происходит автоматического снижения/повышения шага и(или) переход на вторую фазу/завершения аукциона (в случае, когда снижение/повышение шага невозможно) после подачи последнего ценового предложения.»

«9.3.8. Величина автоматического шага (% НМЦ): величина, на которую автоматически изменяется текущий шаг, когда ценовое предложение не подаётся в течение времени ожидания ценового предложения, если шаг не достиг предельного значения и снижение/повышение шага предусмотрено.»

Заявитель ошибочно полагает, что автоматическое снижение шага означает следующее: если по истечении определенного промежутка времени (время ожидания ценового предложения) от участников аукциона не поступило ценовых предложений, то аукцион завершается. Данное заключение неверно. Аукцион может завершиться сразу по истечении времени ожидания ценового предложения только в том случае, если для его процедуры не предусмотрено снижение шага. Во время торгов участник, подавший жалобу, сделал заключение, что торги завершены по истечении 10 минут, прошедших после его ценового предложения, и не наблюдал за дальнейшим ходом процедуры торгов. Однако торги не завершились: ценовые предложения могли подаваться, причем с меньшим снижением цены, так как шаг уменьшился (снизился) на 0,5 процентов. В течение следующих 10 минут также не поступило ценовых предложений, после чего шаг снизился еще на 0,5 %, и так продолжалось дальше. Через 51 минуту после ценового предложения участника № 2 участник № 6 подал свое ценовое предложение. Далее ценовых предложений от участников не поступало. Через 10 минут после того, как величина шага достигла 0,5%, торги завершились, и только после этого площадка автоматически определила победителя - участника № 6, технически предоставив Заказчику возможность формирования протокола, что согласуется с пунктом 9.17 регламента:

«9.17. По наступлении времени окончания аукционного торга на ЭП предоставляется возможность Организатору опубликовать протокол проведения аукциона, содержащего список всех Участников закупки и их лучших ставок. Участники закупки упорядочены в списке в зависимости от объявленных такими Участниками ставок.»

При проведении открытого аукциона в электронной форме в соответствии с указанными нормативными актами Заказчик не имеет и не может иметь никакого влияния на ход закупочной процедуры, начиная от публикации на площадке протокола рассмотрения заявок и заканчивая появлением на площадке функции создания протокола проведения аукциона (функция становится доступной в виде ссылок «Подведите итоги аукциона» и «Протокол 2»), то есть пока закупка имеет статусы «Ожидает торгов» и «Идут торги». Функционал просто не предоставляет никаких функций, ссылок, кнопок и т. п. для того, чтобы заказчик как-то мог повлиять на ход процедуры, отклонить, или принять ценовое предложение участника. Участник № 6 - ИП Евтодиенко - оказался победителем процедуры, потому что подал наименьшее ценовое предложение и сделал это во время торгов; сделать ценовое предложение в другое время он бы не смог, так как площадка не дала бы для этого возможности. Заказчик, со своей стороны, не осуществлял и не мог осуществлять на площадке во время торгов каких-либо действий. Принимать каких-либо решений, имеющих влияние на результат торгов, заказчик также не может. После того, как те или иные участники, подавшие заявки на участие, признаны соответствующими требованиям и допущены к торгам, победитель процедуры определяется исключительно по критерию ценового предложения (или времени его подачи, если ценовые предложения равны).

Таким образом, закупочная процедура прошла в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке и регламентом электронной площадки «РТС-тендер» для корпоративных закупок. Заказчик не имеет возможности вмешиваться в ход торгов и в принципе не должен этого делать, так как регулятором данного процесса является электронная площадка, которая осуществляет данную функцию автоматически.».

На основании вышеизложенного, комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу, что доводы, отраженные ГУП «Московский городской центр дезинфекции» в жалобе необоснованны.

2. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках в предусмотренном им порядке.

3. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, Комиссия Волгоградского УФАС России считает необходимым признать жалобу ГУП «Московский городской центр дезинфекции» необоснованной.

Оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, по настоящему делу не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ГУП «Московский городской центр дезинфекции» на действия заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить договор поставки индикаторов биологических (закупка № 31907596759) необоснованной.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии <…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны