Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/18-210/2022 И НАЗНАЧ... от 25 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

ПАО «МТС»

ул. Марксистская,

г. Москва, 4, 109147

 

ООО «СМС Трафик»

2-й Южнопортовый проезд,

 г. Москва, д. 20А, стр. 4

 

АО «Газпромбанк»

ул. Намёткина, 16, д.1,

г. Москва, 117420

 

Заявителю

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/18-210/2022 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

25 марта 2022 года                                                                                      Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев поступившее заявление,

установил:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение гражданина (вх. №561 от 26.01.2021) с жалобой на распространение 21.01.2022 в 18:47 на номер телефона заявителя () с номера, имеющего буквенное обозначение «Gazprombank», нежелательного рекламного смс-сообщения со следующим текстом: «Ю.В., все получится с кредитом Газпромбанка – 3,9 % и до 5 млн руб. Подайте заявку на gpb.ru/ccash при сумме до 1 млн руб. Нужен только паспорт! Банк ГПБ (АО). Не оферта».

ПАО «МТС» в письме от 25.02.2022 вх. № 1645 указало, что номер с буквенным обозначением «Gazprombank» выделен ООО «СМС Трафик» (ИНН: 7705642257).

Оператором связи также представлена детализированная выписка по номеру телефона заявителя - абонента ПАО «МТС», которая подтверждает поступление указанного смс-сообщения.

Согласно п.п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация, полученная посредством смс-сообщения заявителем, содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой. Объект рекламирования – Газпромбанк и финансовые услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Заявитель указал, что согласия на получение рекламы не давал.

Кроме того, заявитель указал, что выразил отказ на получение рекламы.

Доказательства получения предварительного согласия абонента на получение рекламы в рассматриваемом случае не представлено.

При изучении информации, размещенной в сети Интернет по ссылке, указанной в смс-сообщении, было установлено, что на полную стоимость кредита влияют следующие условия: статус зарплатного клиента, оформившего кредит в мобильном приложении «Газпромбанка», надбавки для клиентов без личного страхования, сроки кредитования и др.

При этом судебная практика исходит из того, что смс-сообщение, направляемое по сетям электросвязи, не является контекстной рекламой. Для чтения смс не нужна интернет-связь, а чтобы ознакомиться со всеми условиями кредитования, пользователю нужно перейти по предлагаемой гиперссылке, подключившись к Интернету, а информация о возможности уточнить детали рекламируемой услуги не заменяет опубликования существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителя в заблуждение.

В рассматриваемом случае в рекламе упомянута часть существенных условий предоставления кредита. Это создает впечатление, что отсутствуют иные условия (срок, комиссии, страховки и т.д.), от которых зависит фактическая стоимость кредита.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, она должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) по Закону о потребительском кредите.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама, полученная заявителем посредством смс-сообщения 21.01.2022 в 18:47 на номер телефона заявителя () с номера, имеющего буквенное обозначение «Gazprombank», содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 18 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

            В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ст. 18 Закона о рекламе.

           В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, несёт рекламодатель

            С учётом полученных в рамках рассмотрения заявления сведений в рассматриваемом случае ПАО «МТС» и ООО «СМС Трафик» выступили в качестве рекламораспространителей.

          ООО «СМС Трафик» в письме от 04.03.2022 (вх. №1868) указывает, что инициатором рассылки СМС-сообщения выступил отправитель - АО «Газпромбанк». В соответствии с договором № 248/10 от 15.09.2011 года (далее - Договор), заключенным между ООО «Газкардсервис» (в настоящее время АО «Газпромбанк», соглашение о замене стороны — приложение № 6, Заказчик) и ООО «СМС Трафик» (Исполнитель), Исполнитель по заданию Заказчика оказывает последнему услуги доступа к Системе.

Таким образом, исходя из данного договора АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Моска, ул. Намёткина 16, д.1), выступило в качестве рекламодателя и рекламораспространителя.

Рекламораспространители и рекламодатель имеют место нахождения в                     г. Москва.

Письмом от 21.03.2022 исх. № 08/23479/22 ФАС России наделила Волгоградское УФАС России полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе) в отношении ООО «СМС Трафик», ПАО «МТС», АО «Газпромбанк».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №034/05/18-210/2022 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ПАО «МТС» (ИНН: 7740000076, ОГРН: 1027700149124, дата присвоения ОГРН: 22.08.2002, адрес: г. Москва, ул. Марксистская, 4, 109147, ООО «СМС Трафик» (ИНН: 7705642257, ОГРН: 1057746117384, дата присвоения ОГРН: 28.01.2005, адрес г. Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 20А, стр. 4) и АО «Газпромбанк» (ИНН: 7744001497, ОГРН: 1027700167110, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, адрес: г. Москва,                  ул. Намёткина, 16, д.1, 117420)

2.2. Заявитель – физическое лицо, от которого поступило обращение (вх. № 561 от 26.01.2021).

3. Назначить дело № 034/05/18-210/2022 к рассмотрению на 25 апреля 2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. АО «Газпромбанк» представить на заседание Комиссии:

- письменные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела с приложением подтверждающих доводы документов, в том числе сведения о том, на каком основании производится (производилось) распространение указанной рекламы посредством телефонных звонков абоненту                …- с приложением подтверждающих документов: договоры, соглашения, переписка и т.д.; доказательства получения согласия абонента, которому принадлежит номер телефона …, на получение рекламы; полные условия рекламируемого кредита со ставкой 3, 9 % и до 5 млн руб.

- иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ПАО «МТС» представить на заседание Комиссии:

- письменные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела с приложением подтверждающих доводы документов, в том числе сведения о том, на каком основании производится (производилось) распространение указанной рекламы посредством телефонных звонков абоненту

…- с приложением подтверждающих документов: договоры, соглашения, переписка и т.д.; доказательства получения согласия абонента, которому принадлежит номер телефона …, на получение рекламы;

- иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

6. ООО «СМС Трафик» представить на заседание Комиссии:

- письменные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела с приложением подтверждающих доводы документов, в том числе сведения о том, на каком основании производится (производилось) распространение указанной рекламы посредством телефонных звонков абоненту

… - с приложением подтверждающих документов: договоры, соглашения, переписка и т.д.; доказательства получения согласия абонента, которому принадлежит номер телефона …, на получение рекламы;

- иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

Заместитель руководителя управления                                                       И.Б. Н.

К.Е.А.

(8442) 23 19 23

Связанные организации

Связанные организации не указаны