Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 18-01-14.4-02/453 от 28 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 18-01-14.4-02/453 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии –заместитель руководителя Управления;

член Комиссии –заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – ведущий специалист-эксперт, отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы

рассмотрев дело № 18-01-14.4-02/453 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), возбуждённое в отношении ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» (ОГРН 1183443005680 ИНН/КПП 3456004222/345601001, адрес регистрации: ул. Пархоменко, д. 2, корпус В, ком. 4, г. Михайловка, Волгоградская обл., сокращенное наименование ООО «Михайловская муниципальная УК»)

в присутствии на заседании:

- представителей ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» - Д.И.П. (директор Общества согласно выписке из ЕГРЮЛ, личность удостоверена по паспорту) и С.С.Т. (доверенность № 1 от 26.08.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило заявление от ООО «УК «Сантехсервис» (вх. № 3642 от 28.04.2018) с жалобой на недобросовестное использование ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» своего фирменного наименования.

Заявитель считает, что ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» вводит потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги, так как данная организация не имеет какого-либо отношения к муниципальному образованию – городскому округу город Михайловка Волгоградской области, однако использует в наименовании слова «Михайловская муниципальная». Также заявителем приложен акт осмотра от 08.06.2018 с места регистрации ООО «Михайловская муниципальная УК».

В ходе рассмотрения заявления специалистами Волгоградского УФАС России был совершен осмотр сайта «Михайловской муниципальной управляющей компании» - http://ooommuk.ru (акт осмотра № 367/1 Р от 28.05.2018, акт осмотра № 377-Р от 27.07.2018). На данном сайте в правом верхнем углу фирменное наименование Общества  размещено без указания организационно-правовой формы (только «Михайловская муниципальная управляющая компания»). Кроме того, в разделе «О Нас» размещена информация следующего содержания: «Решение о создании муниципальной управляющей компании зрело в Администрации нашего городского округа давно. Мнение о необходимости такой компании неоднократно высказывалось и общественностью города…..Учредителями ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» выступили два других фактически муниципальных предприятия: ООО «Михайловский райкомхоз» и ООО «Михайловское жилищное хозяйство». Мы не будем обещать жителям нашего города несбыточные «золотые горы» от нашей деятельности, но с учетом административных ресурсов муниципалитета уверенно можем гарантировать стабильность и управление многоквартирными домами в соответствии с требованиями действующего законодательства…..».

Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» (ОГРН 1183443005680 ИНН/КПП 3456004222/345601001, адрес регистрации: ул. Пархоменко, д. 2, корпус В, ком. 4, г. Михайловка, Волгоградская обл., сокращенно наименование ООО «Михайловская муниципальная УК») являются частные организации в форме обществ с ограниченной ответственностью – ООО «Михайловский райкомхоз» и ООО «Михайловское жилищное хозяйство».

Наименование ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» зарегистрировано 10.05.2018 года.

Частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

На основании собранной информации Волгоградское УФАС России приказом № 102 от 27.07.2018 возбудило дело № 18-01-14.4-02/453 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Михайловская муниципальная УК» по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика было привлечено ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания». В качестве заинтересованного лица – Администрация городского округа города Михайловка Волгоградской области. В качестве заявителя: ООО «УК «Сантехсервис». В ходе рассмотрения дела дополнительно в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Домоуправление №1» (ОГРН 1133456000875 ИНН 3456000771), ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» (ОГРН 1073456001761 ИНН 3437012429).

В ходе рассмотрения дела представителями ООО «Михайловская муниципальная УК», представило письменные и устные объяснения, согласно которым 03.04.2018 ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» было постановлено на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области, и ее директор занялся сбором документов, необходимых для получения лицензии на осуществление основного вида экономической деятельности: управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе, а также организацией хозяйственной деятельности Общества к началу получения лицензии.

10.05.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Волгоградской области была внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО «Михайловская муниципальная УК» согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». А именно была зафиксирована смена сокращенного наименования, так как краткое наименование ООО «ММУК» не пропустили в жилищной инспекции в связи с тем, что в регионе уже есть организация ООО «Муниципальная управляющая компания г. Волгограда» с созвучным сокращенным наименованием ООО «МУК г. Волгограда».

28.05.2018 ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» была получена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 034-000370 на основании решения лицензионной комиссии Волгоградской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами от 24.05.2018 № 22, приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 28.05.2018 № 63 в соответствии с положениями Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и Жилищного кодекса Российской Федерации.

С 01 июля 2018 года ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» получила в управление первые 12 многоквартирных домов.

Общее количество многоквартирных домов, которые находятся в управлении ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» по состоянию на 27 августа 2018 года составляет 24 многоквартирных дома в г.Михайловка, общей площадью 58387,3 м.2. На дату заседания 16 ноября 2018 года под управление данной управляющей компании находились 30 многоквартирных домов в г.Михайловка.

Все указанные многоквартирные дома до 01.06.2018 находились в реестре лицензий Волгоградской области и управлялись ООО «УК «Сантехсервис» ИНН 3437012348, расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Серафимовича, д. 9А, но в связи с решением от 11.05.2018 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области они были исключены из реестра во исполнение части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании ступившего в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области от 27.04.2018 по делу № А12-34086/2017 о признании ООО «УК «Сантехсервис» банкротом и открытии конкурсного производства.

Общая площадь многоквартирных домов, которые в общей сложности перейдут от ООО «УК «Сантехсервис» под управление других управляющих организаций, составит не менее чем 323 014,20 м2.

В городском округе город Михайловка на рынке управления многоквартирными домами осуществляют деятельность 4 организации: ООО «УК «Жилищное хозяйство», ООО «Домоуправление № 1», ООО «Возрождение ЖКХ Волгоградской области» (с 01.09.2018 данная организация ушла с рынка городского округа город Михайловка) и ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания».

По мнению ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания», выбор собственников помещений в многоквартирных домах, оставшихся без управления ООО «УК «Сантехсервис», и конкурентная борьба управляющих организаций между собой за многоквартирные дома в конечном счете напрямую будет зависеть от того, какой объем услуг и работ предложит собственникам помещений многоквартирного дома конкретная управляющая организация и за какую стоимость она их будет выполнять, а не от того, какая управляющая организация лучше разрекламирует себя перед собственниками помещений многоквартирного дома различными способами и быстрее другой управляющей организации склонит собственников помещений многоквартирного дома выбрать ее в качестве управляющей организации их многоквартирного дома.

Указание Обществом в наименовании слова «Михайловская» должно быть, по мнению ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» истолковано исключительно как географическое понимание места нахождения непосредственно самой организации, где в основном осуществляется заявленная в Уставе деятельность, а слово «муниципальная» - как собирательного понятия для города Михайловки и Михайловского муниципального района, объединенных в 2012 году. Адрес юридического лица (403342, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Пархоменко, д. 2В, комната 4) соответствует указанному географическому определению: Волгоградская область городской округ город Михайловка.

Кроме того, указание в наименовании слова «муниципальный» должно быть истолковано Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области исключительно как местная организация, поскольку в соответствии с буквальным толкованием данного слова понятие «муниципальный» происходит от лат. Municipium — самоуправляющаяся община (Словарь иностранных слов М., 1990. С.ЗЗЗ), и означает местный.

Высказана также позиция, что использование данных слов может даже негативно сказаться на деятельности ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания», так как у население в настоящее время не достаточно доверяет органам власти.

Также представители указали, что сведения, содержащиеся в актах осмотра № 367/1 Р от 28.05.2018 и № 377-Р/ от 27.07.2018 Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области интернет-сайта ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» - http://ooornmuk.ru не являются надлежащим доказательством недобросовестного использования ООО «Михайловская муниципальная УК» своего фирменного наименования путем необоснованного получения преимуществ, поскольку содержание текста Интернет-сайта не дает оснований однозначно воспринимать организацию как орган местного самоуправления городского округа город Михайловка Волгоградской области или имеющей к нему отношение, и что способно вызвать большое доверие к организации и ее привлекательность для потребителей.

Кроме того, содержание текста с интернет-сайта не может априори вызывать большое доверие к организации и ее привлекательность для потребителей, поскольку у потребителей в последнее время сложилась далеко не позитивная оценка деятельности органов местного самоуправления, о чем свидетельствует опрос Левада-Центра за 2016 год, где всего 22 % опрошенных указали, что местные органы власти вполне заслуживают доверия, при этом 40% отметили, что не вполне заслуживают, 31% - совсем не заслуживают.

Изначально на интернет-сайте в правом верхнем углу наименование ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» было выложено без указания организационно правовой формы не умышленно, это был недоработанный вариант сайта.

Помимо этого, ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» на Интернет-сайте не указывало, что администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области является учредителем организации.

Также, директор ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» выразил несогласие с тем, что учредителями Общества являются частные организации. Учредителями выступают, как указал директор Общества, «два фактически муниципальных предприятия». Учредителями учредителей Общества являются муниципалитет и муниципальное предприятие.

Любая информация на Интернет-сайте в период до первого публичного его упоминания не может считаться корректной, так как до 20.08.2018 интернет-сайт находился в тестовом режиме по договору подряда на изготовление типового сайта от 17.05.2018 и потребителям не рекламировался (согласно устным пояснениям до 01.08.2018).

Первое официальное упоминание об Интернет-сайте ООО «Михайловская муниципальная УК» содержится в платежных документах (квитанциях) на оплату услуг по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов, выставленных 30 июля 2018 года силами МУП «Водоканал» по агентскому договору № 1 от 01.07.2018 собственникам помещений многоквартирных домов, поставленных инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» в реестр лицензий Волгоградской области с 01.07.2018.

ООО «Михайловская муниципальная УК» считает не доказанным, что спорное наименование юридического лица дает необоснованные преимущества перед хозяйствующими субъектами — конкурентами, так как способно вызвать большое доверие к ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как имеющей отношение к органам местного самоуправления городского округа город Михайловка Волгоградской области.

Также, по мнению ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания», необходимо учесть, что ООО «УК «Сантехсервис» не является конкурентом ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» в связи с признанием 27.04.2018 его банкротом и введением конкурсного производства.

Рынок по управлению многоквартирными домами специфический, низкодоходный и непривлекательный для бизнеса, часть компаний уходит с рынка в связи с банкротством. За эту отрасль нет конкурентной борьбы. ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» занимает низкую долю.

 

В ответ на заключение об обстоятельствах дела № 18-01-14.4-02/453                     (исх. № 02-7/8124 от 23.11.2018) от ООО «Михайловсккя муниципальная УК» поступили письменные (исх. № 201 от 12.12.2018) и устные пояснения, согласно которым представителями ООО «Михайловская муниципальная УК» было выражено общее несогласие с заключением.

Так, представители указали на незаконность и необоснованность вывода Комиссии УФАС по Волгоградской области, содержащийся в заключении от 16.11.2018 об обстоятельствах дела № 18-01-14.4-02/453 о противоречии    фирменного  наименования ООО «Михайловская муниципальная УК» общественным интересам, а также принципам гуманности и морали, сделанный на основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации: местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании пункта 5 части 4 статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также указано на отсутствие доказательств того, что фирменное наименование ООО «Михайловская муниципальная УК» вызывает ассоциацию потребителя с причастностью данной организации к органу местного самоуправления, что в свою очередь вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает его обладателю недопустимые конкурентные преимущества.

Дополнительно указано об отсутствии всех квалифицирующих признаков недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Михайловская муниципальная УК» (противоречие законодательству РФ). Также представители указали, что Комиссией не приняты во внимание сроки введения в эксплуатацию интернет-сайта Общества; не приведены доказательства того, что в результате действий ООО «Михайловская муниципальная УК» причинены или могут быть причинены убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам; проведение обзора состояния конкуренции в неполном объеме; не указаны мотивы, по которым Комиссией не приняты доводы ООО «Михайловская муниципальная УК», а также представленные документы.

Устно, представители ООО «Михайловская муниципальная УК» на заседании Комиссии 14.12.2018 дополнительно указали на то, что цель деятельности Общества не предпринимательская деятельность и получение прибыли, а социальная. Относительно наличия убытков от действий Общества, пояснили, что напротив, ООО «Михайловская муниципальная УК» своей деятельностью уберегло другие компании от долгов и от убытков.

 

ООО УК «Сантехсервис», выступившее в качестве заявителя, на заседания Комиссии не являлось. Письменных уточнений к заявлению, пояснений, ходатайств в рамках дела не направляло.

Администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области считает, что наименование ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» не включает в себя полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доказательств того, что такое наименование юридического лица повлечет за собой введение в заблуждение потенциальных потребителей услуг этой коммерческой организации в отношении содержания, качества предоставляемых услуг и ее принадлежности к указанным органам, заявителем – ООО «УК «Сантехсервис» не представлено.

По мнению администрации, указание в данном наименовании слов «Михайловская муниципальная» может быть истолковано как географической понимание местонахождения непосредственно самой организации, где осуществляется заявленная в уставе деятельность. Адрес юридического лица соответствует указанному географическому определению: городской округ город Михайловка Волгоградской области.

Администрация городского округа город Михайловка не считает, что использование ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» на вывеске и на сайте слов «Михайловская», «муниципальная» является недобросовестной конкуренцией.

Относительно информации, размещенной на официальном сайте ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» в сети Интернет, администрация городского округа город Михайловка обращает внимание на тот факт, что ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» не указывает своим учредителем администрацию города. На официальном сайте данного юридического лица имеется только ссылка о том, что «учредителями ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» выступили два других фактически муниципальных предприятия ООО «Михайловский райкомхоз» и ООО «Михайловское жилищное хозяйство».

При этом в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.08.2018 единственным учредителем ООО «Михайловский райкомхоз» является городской округ город Михайловка Волгоградской области, а 99,5 % доли уставного капитала ООО «Михайловское жилищное хозяйство» принадлежит МУП «Михайловское водопроводно-канализационное хозяйство».

 

ООО «Домоуправление №1», привлеченное в дело в качестве заинтересованного лица, выразило свою позицию следующим образом. Относительно использования в фирменном наименовании юридического лица словосочетания «Михайловска муниципальная», Общество теоретически не исключает возможности обеспечения себе хозяйствующим субъектом таким образом преимущества в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами по причине того, что подобное наименование способно вызвать большее доверие у потребителей к данной организации и её привлекательность для потребителей ЖКУ благодаря восприятию такой организации как муниципальной и (или) имеющей отношение к органам местного самоуправления и (или) деятельность которой одобряется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

При решении вопроса о виновности ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» в нарушении антимонопольного законодательства, ООО «Домоуправление №1» полагается на усмотрение антимонопольного органа.

Относительно оказываемых услуг Общество сообщило, что при осуществлении своей деятельности по управлению МКД руководствуется перечнем и стоимостью услуг и работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества МКД, утвержденных постановлением Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 26.12.2017 г. № 3447. Территория осуществления деятельности – г.о. г. Михайловка Волгоградской области. В настоящее время у ООО «Домоуправление №1» находится 65 многоквартирных домов.

 

ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство» представило письменные объяснения, в которых указало, что оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах. Территория осуществления деятельности – г.о. г. Михайловка Волгоградской области.

Общество высказало просьбу рассмотреть данное дело в соответствии с действующим законодательством.

 

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Председателем Комиссии 19 октября 2018 года дано поручение отделу контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

Анализ (обзор) проведен в соответствии с п. 10.6, 11.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (служебная записка № 308 от 16.11.2018) было установлено, что товаром являются посреднические услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, географические границы определены как городской округ город Михайловка Волгоградской области, временной интервал определен с ноября 2017 г. по ноябрь 2018 г.

Относительно состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, было установлено следующее. На территории городского округа город Михайловка Волгоградской области действует минимум еще две организации, оказывающих услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе на территории городского округа города Михайловка Волгоградской области:

- ООО «Домоуправление №1» (ОГРН 1133456000875 ИНН/КПП 3456000771/345601001 юридический адрес: ул. Серафимовича, 9а, г. Михайловка, Волгоградская обл., 403343);

- ООО УК «Жилищное хозяйство» (ОГРН 1073456001761 ИНН/КПП 3437012429/343701001 юридический адрес: ул. Республиканская, 28-а, г. Михайловка, Волгоградская обл., 403342).

С учетом всех этапов анализа, в соответствии с п. 10.6 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», определено, что ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» находится в фактических конкурентных отношениях (действует в качестве продавца на одном товарном рынке) с другими хозяйствующими субъектами, в том числе, ООО «Домоуправление №1» и ООО «УК «Жилищное хозяйство», которые могут понести убытки, в том числе в виде упущенной выгоды в результате действий ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания», рассматриваемых в рамках дела № 18-01-14.4-02/453.

 

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе пояснений лиц, дополнительной информации и документов, представленных по запросам, иных материалов антимонопольного дела Комиссией Волгоградского УФАС России установлено следующее.

В силу ст. 1473, 1474 Гражданского ГК РФ фирменное наименование юридического лица является средством индивидуализации юридического лица. Частью 2 ст. 1473 ГК РФ установлено, что фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Требования к наименованию юридического лица содержатся в т.ч. в ч. 4 ст. 1473 ГК

Частью 4 ст. 1473 установлено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Анализ нормативных актов не выявил акта, устанавливающего порядок использования в наименованиях юридических лиц официального муниципальной символики городского округа город Михайловка Волгоградской области.

Однако, в соответствии с ч. 2 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об органах местного самоуправления) в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 4 ст 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Указание в фирменном наименовании Общества слов «Михайловская муниципальная», не только противоречит нормам права, но и противоречит общественным интересам, так как вызывают ассоциацию потребителя с причастностью данной организации к органу местного самоуправления, что вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующие субъекты и создает его обладателю недопустимые конкурентные преимущества.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» зарегистрировано с данным наименованием 10.05.2018.

Частью 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции установлено, что не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

В п. 63 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 указано, что недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг, составляет только совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средство индивидуализации, а не одно из них.

Регистрация фирменного наименования ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания», а также последующее его использование в хозяйственной деятельности является актом недобросовестной конкуренции, так как отвечает всем квалифицирующим признакам недобросовестной конкуренции, закрепленным Законом о защите конкуренции.

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с п. 9. ст. 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Так, в действиях ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» содержатся все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции.

Во-первых, действия совершены хозяйствующим субъектом. ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» является, по смыслу п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции, коммерческой организацией в форме Общества с ограниченной ответственностью, осуществляющей предпринимательской деятельностью, основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе. Данный вид деятельности соответствует коду ОКВЭД – 68.32.1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст в редакции от 08.09.2017.

 

Во-вторых, действия ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Использование ООО Михайловская муниципальная управляющая компания» на вывеске и на сайте слов «Михайловская», «муниципальная», а также описывая себя таким образом, что организации была создана по решению Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, даёт организации необоснованное преимущество перед конкурентами (хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги по управлению эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе в г. Михайловка), так как способно вызвать большее доверие к организации и ее привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как муниципальной или имеющей отношение к органам местного самоуправления городского округа город Михайловка Волгоградской области.

Дополнительным доказательством направленности на получение преимуществ в предпринимательской деятельности такого выбора наименования лица является его последующее использование на собственном сайте без организационно–правовой формы и позиционирование себя как причастной к Администрации городского округа город Михайловка, что в совокупности с наименованием юридического лица способствует введению в заблуждение потребителей относительно правовой сущности данного юридического лица.

Таким образом, форма последующего использования наименования лица дополнительно свидетельствует об умышленно недобросовестном приобретении исключительных прав на средство индивидуализации юридического лица (умышленном выборе наименования юридического лица при его регистрации, способном в дальнейшем ввести в заблуждение потребителей относительно правовой сущности данного лица).

Относительно довода о том, что сайт организации осуществлял работу в тестовом режиме, был заполнен всякой «ерундой» и о нем никто не знал. Комиссия считает данный довод не состоятельным. Так, ООО «Михайловская муниципальная УК» в своих письменных объяснениях (исх. № 113 от 27.08.2018) само указало, что сайт осуществлял работу в тестовом режиме до 20.08.2018, при этом сведения о сайте  указаны на платежных документах УК за июль 2018 года. Кроме того, Комиссия отмечает, что информация, размещенная на сайте, сама по себе уже является распространенной среди неограниченного круга лиц информацией, а не становится таковой только после упоминания существующего в сети Интернет сайта в других источниках информации (реклама, платежки и пр.).

При этом администратором сайта, согласно сведениям, полученным от АО «РСИЦ» ( вх. № 7746 от 30.08.2018) (Общество также не отрицает данного факта) является ООО «Михайловская муниципальная УК». Необходимость создания сайта управляющей компанией обусловлена действующим законодательством. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731).

Комиссия также обращает внимание на тот факт, что текст, используемый на сайте и, в последствии, частично удаленный с него в период после возбуждения настоящего дела, повторяет доводы представителей ООО «Михайловская муниципальная УК», высказанные в рамках заседаний Комиссий – «учредителями выступили фактически два муниципальных предприятия».

При этом учредителями ООО «Михайловская муниципальная УК», согласно сведениям из ЕГРЮЛ, являются частные хозяйствующие субъекты с организационно-правовой формой – ООО (общество с ограниченной ответственностью).

Комиссия также не считает убедительным довод о том, что к органам власти у населения низкий уровень доверия, и это якобы может пагубно сказаться на хозяйственной деятельности ООО «Михайловская муниципальная УК». Комиссия напротив отмечает, что многие годы опросы «Левада-центра» на тему «Каким институтам доверяют граждане» показывают, что бизнес как общественный институт традиционно стоит на последних позициях после таких институтов как Президент, армия, различные органы власти, местного самоуправления, суды, политические партии и пр. (Общественное мнение в России: границы понимания и доверия//  https://www.levada.ru/2018/06/21/obshhestvennoe-mnenie-v-rossii-granitsy-ponimaniya-i-doveriya; Институциональное доверие// https://www.levada.ru/2016/10/13/institutsionalnoe-doverie-2/). В связи с этим стратегия создания впечатления у населения о том, что данная организация является муниципальной (создана органом местного самоуправления) способно само по себе повысить доверие к данной бизнес-структуре у населения, сделать ее более привлекательной, а не ухудшить позиции Общества в глазах потребителей, как это утверждает в своих объяснениях ООО «Михайловская муниципальная УК».

В-третьих, действия ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, что заключается в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона об органах местного самоуправления в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 4 ст 1473 ГК РФ в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Используя слово «муниципальный» в сочетании со словом «Михайловский» в своем фирменном наименовании Общество нарушает законодательные, требования, установленные ч. 2 ст. 2 Закона об органах местного самоуправления, а также требования, предъявляемые к фирменному наименованию юридического лица (п. 5. ч.4 ст. 1473 ГК «в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали»), а также требования добропорядочности, так как целенаправленно создает ложное представление о статусе лица и его правовой природе.

 

В-четвертых, действия ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» могут причинить убытки хозяйствующим субъектам – конкурентам. Наличие конкурентов на рынке установлено в рамках проведенного Управлением обзора состояния конкуренции на рынке услуг по управлению эксплуатацией жилищного фонда за вознаграждение или на договорной основе (служебная записка № 308 от 16.11.2018). Конкуренты данного лица, оказывающие услуги в аналогичной сфере на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области ООО «Домоуправление №1» и ООО УК «Жилищное хозяйство», не использующие в своей деятельности слов «Михайловская муниципальная», не позиционирующие при этом себя как лица, причастные к Администрации городского округа город Михайловка, и действующие в данном смысле добросовестно, также могут понести убытки в виде упущенной выгоды (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), благодаря перераспределению спроса от потребителей, введенных в заблуждение относительно лица, оказывающего услугу. О данном факте также свидетельствует позиция ООО «Домоуправление №1», выраженная в письме вх. № 10088 от 12.11.2018.

В связи с изложенным и на основании статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией Волгоградского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела (исх. № 02-7/8124 от 23.11.2018).

Оценив доводы возражений ООО «Михайловская муниципальная УК» на принятое заключение Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Относительного того, что Комиссией отвергнуты доводы и документы ООО «Михайловская муниципальная УК», Комиссия отмечает, что в описательной части заключения отражены доводы ООО «Михайловская муниципальная УК». В ходе рассмотрения дела принималась к сведению вся полученная информация от Общества. В мотивировочной части заключения дана оценка доводам Общества, указаны причины несогласия с отдельными доводами лица, которые Комиссия посчитала неубедительными (стр. 11 заключения об обстоятельствах дела № 18-01-14.4-02/453).

Относительно недостаточного объема обзора состояния конкуренции, Комиссия отмечает, что анализ (обзор) проведен в соответствии с п. 10.6, 11.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» и включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.

Результаты анализа указаны в заключении об обстоятельствах дела. С полным текстом обзора состояния конкуренции представители ООО «Михайловская муниципальная УК» до оглашения решения не знакомились. О факте приобщения к материалам дела анализа были извещены, с правом на ознакомление с материалами дела ознакомлены. Факт приобщения анализа к материалам дела отражен в определении об отложении рассмотрения дела № 18-01-14.4-02/453 от 16.11.2018.

Относительно наличия всех признаков недобросовестной конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Михайловская муниципальная УК» оценка дана Комиссией выше.

Дополнительно, Комиссия обращает внимание, что исходя из определения недобросовестной конкуренции для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления таких последствий как причинение ущерба (в т.ч. в виде упущенной выгоды).

Комиссия считает необходимым также пояснить, что в рассматриваемых в данном деле обстоятельствах возможность введения потребителей в заблуждение наименованием организации является не самостоятельным составом нарушения, а следствием действий по приобретению и использования средства индивидуализации (фирменного наименования организации).

Относительно сайта Общества оценка Комиссией дана выше.

Комиссия также дополнительно отмечает тот факт, что слово «муниципальный» в различных словарях также используется в значении – относящийся к местному самоуправлению (Большой юридический словарь, Юридическая энциклопедия, Энциклопедический словарь экономики и права).

Относительно лица, подавшего заявление (ООО «УК «Сантехсервис»), по итогу рассмотрения которого было возбужденно дано дело, Комиссия отмечает, что на дату подачи 28.04.2018 (дата исходящего 24.04.2018) лицо, подписавшее заявление имело на данное действие полномочия (представитель по доверенности К.А.А., доверенность от генерального директора С.Ф.М.). Общество на момент подачи заявления не находилось в стадии ликвидации (о данном факте внесены сведения в ЕГРЮЛ 21.05.2018).

Комиссия приходит к выводу, что указанные выше возражения со стороны ООО «Михайловская муниципальная УК» не свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых Комиссией действиях Общества нарушения ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции, в связи с чем имеются основания для вынесения решения по делу.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» (ОГРН 1183443005680 ИНН/КПП 3456004222/345601001, адрес регистрации: ул. Пархоменко, д. 2, корпус В, ком. 4, г. Михайловка, Волгоградская обл., сокращенно наименование ООО «Михайловская муниципальная УК») нарушившим часть 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

2. Выдать ООО «Михайловская муниципальная управляющая компания» (ОГРН 1183443005680 ИНН/КПП 3456004222/345601001, адрес регистрации: ул. Пархоменко, д. 2, корпус В, ком. 4, г. Михайловка, Волгоградская обл., сокращенно наименование ООО «Михайловская муниципальная УК») предписание об изменении фирменного наименования путем исключения использования в наименовании организации слова «муниципальный/муниципальная».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны