Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-58/2019 о нарушении антимонополь... от 20 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/10-58/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2019 года Волгоград

Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Л. Р.В. - председателя Комиссии, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее – Управления),

Г. А.В. - члена Комиссии, заместителя руководителя Управления,

Ф. В.П. - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев дело № 034/01/10-58/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202, КПП 344501001, дата присвоения ОГРН 27.09.2002; ул. Ковровская, д. 13, г. Волгоград, 400001, далее – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при угрозе прекращения поставки газа в многоквартирные дома г. Волгограда, г. Волжского Волгоградской области, изложенной в письмах (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», в присутствии на заседании:

- <…> – лично;

- представителя ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» - <…> по доверенности от 01.01.2019 № 1/11;

- представителя ООО «Газпром газораспределение Волгоград» - <…> по доверенности от 01.01.2018 № 02/11;

- представителя Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - <…> по доверенности от 25.02.2019 № 462-Д;

в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили обращения <…> о нарушении антимонопольного законодательства со стороны общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при угрозе прекращения поставки газа в многоквартирные дома г. Волгограда, г. Волжского Волгоградской области, изложенной в письмах (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В своем обращении <…> указывали что, 30.01.2019 и 31.01.2019 на их адреса электронной почты поступили письма от адресата ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В вышеуказанных письмах раскрываются данные о квартирах, собственниками которых не заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО), а также не проведено обслуживание газовых приборов.

Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» манипулируя трагическими событиями, угрожают в том числе лицам, которые договор ТО ВКГО заключили прекращением поставки газа в многоквартирных домах г. Волгограда, в том числе по адресам: <…> в многоквартирных домах г. Волжского Волгоградской области, в том числе по адресу: <…>.

В том числе вышеуказанная информация содержится в платежных квитанциях за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Вышеуказанные заявители являются добросовестными собственниками квартир, своевременно заключившими договор ТО ВКГО с ООО «Газпром газораспределение Волгоград», которые провели обслуживание газовых приборов с участием представителей специализированной организации, кроме того, задолженности по оплате за поставленный газ вышеуказанные заявителя (собственники квартир) не имеют.

Таким образом, прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» снабжения газом вышеуказанных многоквартирных домов (котельных) оставит без коммунальной услуги «горячее водоснабжение», «отопление» жителей многоквартирных домов, являющихся добросовестными плательщиками за потребленные коммунальные услуги и не имеющих задолженности по оплате соответствующих услуг перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Поэтому соответствующие действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

В пунктах 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности. В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Одним из установленных Законом о защите конкуренции запретов по злоупотреблению хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусмотрены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Обязательным элементом состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, является специальный субъект – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 3.1 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» осуществление государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства включает в себя установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 3.17 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345 основанием для начала процедуры установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства является поручение председателя комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 3.3 Приказа ФАС России от 25.05.2012 № 345 проведение анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (далее - анализ состояния конкуренции), в том числе в целях определения признаков наличия доминирующего положения, обеспечивает структурное подразделение антимонопольного органа, ответственное за осуществление контроля на соответствующем товарном рынке (далее - Ответственное структурное подразделение).

Председателем Комиссии Л. Р.В. 08 февраля 2019 года поручено структурному подразделению Управления – отделу экономического анализа установить наличие или отсутствие доминирующего положения ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынке поставки газа населению в границах Волгоградской области за 2018 год..

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынках поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан на территории Волгоградской области за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 установлено, что доля ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на рынках поставки природного населению во всех определенных географических границах за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составила 100%.

С учетом указанных обстоятельств Комиссией установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» занимает доминирующее положение на рынках поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в границах расположения газораспределительных сетей на территории действия абонентских отделов ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» на территории Волгоградской области за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, следовательно, на указанный хозяйствующий субъект распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела Управлением установлено, что 30.01.2019 и 31.01.2019 на их адреса электронной почты поступили письма от адресата ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В вышеуказанных письмах раскрываются данные о квартирах, собственниками которых не заключены договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования (далее – ТО ВКГО), а также не проведено обслуживание газовых приборов.

Кроме того, ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» манипулируя трагическими событиями, угрожают в том числе лицам, которые договор ТО ВКГО заключили прекращением поставки газа в многоквартирных домах г. Волгограда, в том числе по адресам: <…> в многоквартирных домах г. Волжского Волгоградской области, в том числе по адресу: <…>.

В том числе вышеуказанная информация содержится в платежных квитанциях за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Вышеуказанные заявители являются добросовестными собственниками квартир, своевременно заключившими договор ТО ВКГО с ООО «Газпром газораспределение Волгоград», которые провели обслуживание газовых приборов с участием представителей специализированной организации, кроме того, задолженности по оплате за поставленный газ вышеуказанные заявителя (собственники квартир) не имеют.

Таким образом, прекращение ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» снабжения газом вышеуказанных многоквартирных домов (котельных) оставит без коммунальной услуги «горячее водоснабжение», «отопление» жителей многоквартирных домов, являющихся добросовестными плательщиками за потребленные коммунальные услуги и не имеющих задолженности по оплате соответствующих услуг перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

Поэтому соответствующие действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст. 40).

В соответствии с п.п. «е» п. 45 Порядка поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (вместе с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан) (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, далее – Правила поставки газа) поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией.

Пунктом 46 Правил поставки газа установлено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

Согласно п. 47 Правил поставки газа подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях:

а) авария в газораспределительной сети;

б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;

в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.

Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Статья 14 ГК РФ устанавливает, что способы, самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Комиссия Управления также считает необходимым отметить, что помимо заявителей поименованных в настоящем деле, в Управление также поступили обращения (заявления) подобного содержания от <…>.

В частности в обращении <…> от 15.02.2019 вх. № 1246 указано «…почему угрожают добросовестным пользователям газа возможностью отключить от системы», в обращении <…> от 18.02.2019 вх. № 1265 указано «… угрозы отключить газ просто шантаж и вымогательство», в обращении <…> от 18.02.2019 вх. № 1266 указано «… получил письмо с угрозами о прекращении поставки в наш дом», в обращении <…> от 19.02.2019 вх. № 1317 указано «… угрозы об отключении газа всем собственникам…», в обращении <…> от 21.02.2019 вх. № 1398 указано «…также в письме содержится угроза прекращения газоснабжения всего многоквартирного дома…», в обращении <…> от 21.02.2019 вх. № 1401 указано «…прошу дать оценку угрозам содержащимся в тексте послания», в обращении <…> от 22.02.2019 вх. № 1436 указано «… прошу оградить меня и жителей МКД № 16 от произвола и угроз со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград»…».

Дополнительно необходимо отметить, что прекращение поставки газа 30.01.2019 в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…> могло быть связано с рассылкой ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» изложенной в письмах (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ) с угрозой прекращения поставки газа в многоквартирные дома, в виду незаключения собственниками квартир договоров на ТО ВКГО.

Вместе с тем, по информации представленной АО «Волгоградгоргаз» в письме от 14.03.2019 исх. № АП-03/3197, 30.01.2019 АО «Волгоградгоргаз» было проведено обследование газопровода и газоиспользующего оборудования, расположенного по адресу: <…>. Газоиспользующее оборудование, установленное в данной квартире, ранее (21.02.2017) было отключено ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» от системы газоснабжения путем установки универсального запорного устройства на кране, вместе с тем, в ходе обследования было обнаружено, что несмотря на поставленный ранее универсальный запорный клапан, газ поступает по газопроводу к четырехконфорочной газовой плите, а также в газовом кране d15 была обнаружена утечка газа.

Отключение квартиры № 7 (при отсутствии доступа к газовым приборам) и с учетом схемы прокладки внутреннего газопровода, возможно двумя способами, путем отключения газового стояка, а также при отключении газопровода к квартире № 2, так как доступ в квартиру № 2 также отсутствовал, АО «Волгоградгоргаз» выполнило работы по отключению газового стояка. Пуск газа в квартиры № 3, 8 по <…> был проведен 27.02.2019.

Угроза прекращения поставки газа в многоквартирные дома, в виду незаключения собственниками квартир договоров на ТО ВКГО, изложенная в письмах ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград») была воспринята гражданами проживающими на территории Волгоградской области как реальная.

Следовательно, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» выразившихся в направлении гражданам, проживающим на территории г. Волгограда и Волгоградкой области писем, указании в платежных квитанциях за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», размещении объявлений, о необходимости заключения договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования под угрозой отключения от систем газоснабжения, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и является ущемлением интересов других лиц - собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов усматривается нарушение ч. 1 ст. 10 Закона защите конкуренции.

Также необходимо отметить, что в рамках рассмотрения дела представитель ООО «Газпром газораспределение Волгоград» сообщил, что ввиду направления ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» писем (в т.ч. платежных квитанций за поставленный газ) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» с угрозой прекращения поставки газа в многоквартирные дома, в виду незаключения собственниками квартир договоров на ТО ВКГО, собственниками квартир заключено большое количество договоров на ТО ВКГО.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при угрозе прекращения поставки газа в многоквартирные дома г. Волгограда, г. Волжского Волгоградской области, изложенной в письмах (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» имеет место нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта в результате ущемления интересов других лиц при угрозе прекращения поставки газа в многоквартирные дома г. Волгограда, г. Волжского Волгоградской области, изложенной в письмах (в т.ч. платежных квитанциях за поставленный газ) ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».

В соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ОГРН 1023403844441, ИНН 3445045202, КПП 344501001, дата присвоения ОГРН 27.09.2002; ул. Ковровская, д. 13, г. Волгоград, 400001), выразившихся в рассылке в Волгоградской области уведомлений с угрозой отключения подачи газа потребителям – физическим лицам, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем ущемления доминирующим хозяйствующим субъектом интересов неопределенного круга лиц.

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы дела № 034/01/10-58/2019 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» и его должностного лица дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны