Решение б/н РЕШЕНИЕ о прекращении дела № 034/01/17-907/2021 о нарушении ... от 6 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

Ответчики:

ГБУЗ «Центральная городская больница г. Камышина»

ул. Терешковой, д. 3,

г. Камышин, Волгоградская обл., 403874

 

ООО «Строительная компания «УМР»

ул. Силикатная, д. 7, оф. 2, г. Камышин, Волгоградская область, 403881

 

Заявитель:

Камышинская городская прокуратура

ул. Советская, 7,

г. Камышин, Волгоградская обл., 403870

 

Заинтересованное лицо:

ООО «СТ Комплекс»

проезд Дорожников, 12Л, Волгоград, 400075

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

о прекращении дела № 034/01/17-907/2021

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2022 года                     Волгоград

Решение в полном объёме изготовлено 06 июня 2022 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Г.А.В. – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

Л.М.Ю. – члена Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Ф.В.П. – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

рассмотрев дело № 034/01/17-907/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Центральная городская больница г. Камышина» (ИНН – 3436004104, ОГРН – 1023404973998, адрес регистрации 403874, Россия, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Терешковой, 3; далее – ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина»), обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания «УМР» (ОГРН:  1133453000680, дата присвоения ОГРН: 15.05.2013, ИНН: 3453000639, КПП: 345301001; юридический адрес: ул. Силикатная, д. 7, оф. 2, г. Камышин, Волгоградская область, 403881, далее - ООО «СК «УМР») п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в достижении соглашения между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СК «УМР», повлекшем ограничение конкуренции и создание преимущественных условий для ООО «СК «УМР», при участии:

- представителя ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» - Б., по доверенности от 24.01.2022 №….;

в отсутствие иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, извещённых надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили материалы Камышинской городской прокуратуры (вх. № 5366 от 20.05.2021), в которых сообщалось о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина», ООО «СК «УМР» п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В поступивших в антимонопольный орган материалах указано, что действия ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» по формированию технического задания на проведение работ по двум самостоятельным закупкам (реестровый номер закупок 0129200005319003265, 0129200005320001297) во взаимосвязи между собой, отказ от заключения контракта с ООО «СТ-Комплекс» по результатам закупки, заключения соглашения о расторжении контракта при наличии оснований для отказа от его исполнения, заключение контракта с ООО СК «УМР», как со вторым победителем, на условиях отличающихся от установленных документацией о проведении электронного аукциона свидетельствуют о наличии согласованных действий между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО СК «УМР».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление заявления хозяйствующего субъекта, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Волгоградского УФАС России от 18.08.2021 № 108 было возбуждено дело № 034/01/10-907/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО СК «УМР» п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что 15.08.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0129200005319003265 о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 52 804 033,40 руб. на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса (архитектурные решения 2 этажа, замена систем электро, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, медицинских газов, пожарного оборудования, вызова медицинского персонала, локально-вычислительных сетей).

Источником финансирования являлись средства субсидии областного бюджета.

На участие в электронном аукционе реестровый номер закупки в системе ЕИС № 0129200005319003265 была подана единственная заявка на участие ООО СК «УМР».

В соответствии с ч.16 ст.66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ) аукцион признается несостоявшимся, в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка.

27.08.20109 аукционная комиссия рассмотрев заявку и представленные документы на соответствие требованиям Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ и документации, приняла решение признать соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, заявку ООО СК «УМР».

17.09.2019 по результатам закупки (реестровый номер закупки в системе ЕИС № 0129200005319003265) ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» с ООО СК «УМР» как с единственным поставщиком, заключен контракт №08-01/124 (далее - №08-01/124) на сумму 52 804 033,40 руб.

Согласно п. 4.4. указанного контракта срок выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ: 1 этап – с даты заключения контракта по 31.12.2019 г.; 2 этап – с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г.

06.05.2020 между сторонами подписано дополнительное соглашение №1 к контракту №08-01/124 о замене одних материалов при выполнении работ на другие в части устройства плинтусов и подвесных потолков без изменения стоимости работ.

07.05.2020 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 0129200005320001297 о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 43 368 780,00 руб. на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса (внутренняя отделка помещений цокольного и 1 этажа хирургического комплекса, ремонт актового зала, всех выходов/входов здания и наружная отделка).

На участие в указанном аукционе было подано 3 заявки:

 

Заявка № 1

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТРОЙ-ЭЛЕКТРОМОНТАЖ»

43 151 936.10

 

Заявка № 2

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СТ КОМПЛЕКС»

38 126 312.20

 

Заявка № 3

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «УМР»

38 343 156.10

Согласно составленному старшим оперуполномоченным отдела в г. Камышине УФСБ России по Волгоградской области И.. протоколу опроса от 15.07.2020. Б... – контрактного управляющего ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина», 20.05.2020 в день проведения аукциона (реестровый номер № 0129200005320001297) главным врачом ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г... контрактному управляющему ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» (Б...) было дано указание пересмотреть поданную заявку ООО «СТ Комплекс» и постараться найти возможные нарушения для отклонения заявки, так как в данном случае победителем аукциона будет признано ООО СК «УМР». Выполняя указание главным врачом ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г.., Б... были предложены основания для отклонения заявки ООО «СТ Комплекс», в связи с чем был подготовлен протокол по рассмотрению аукциона с решением об отклонении заявки ООО «СТ Комплекс» и подготовка документов на заключение контракта ООО «СК «УМР».

26.05.2020 ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» на основании ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ подготовлен протокол отказа от заключения контракта с ООО «СТ Комплекс» в связи с несоответствием дополнительному требованию о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, указанному в пункте 3 части 2 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ и предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанному требованию

02.06.2020 в Волгоградское УФАС России поступила жалоба ООО «СТ Комплекс» вх. № 5255 на положения документации при проведении аукциона в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса» (номер извещения 0129200005320001297).

Рассматривая жалобу ООО «СТ Комплекс» Волгоградским УФАС России установлено, что согласно протоколу отказа от заключения контракта от 26.05.2020 заявка Заявителя была отклонена от участия в закупке по следующим основаниям: «В соответствии с пунктом 2. Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99,Победитель был обязан представить копию исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство) Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в отношении одного объекта. При этом такой контракт (договор) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено. Победителем был представлен ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВОЙ ДОГОВОР № 0174200002019000215 от 23.07.2019 года «На выполнение работ по капитальному ремонту здания лечебного корпуса сельской врачебной амбулатории в с. Орлиное ГБУЗС "Городская больница №9" по адресу: г. Севастополь, с. Орлиное, ул. Тюкова,115"», сроком исполнения по 31 декабря 2019 года включительно. Представленные в состав Заявки акты выполненных работ не соответствуют актам выполненных работ размещенных Заказчиком Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Севастополя «Медицинский информационно-аналитический центр» (ГБУЗС «МИАЦ») на официальном портале https://zakupki.gov.ru, в отношении указанного договора. В настоящее время по данным ЕИС окончательные акты выполненных работ не подписаны, исполнение контракта не завершено.

Рассмотрев представленные документы ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» на основании ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ приняло решение отказаться от заключения государственного контракта с победителем электронного аукциона Обществом с ограниченной ответственностью «СТ КОМПЛЕКС».

По результатам рассмотрения жалобы вх. № 5255 от 02.06.2020, комиссией было принято решение 034/06/105-565/2020 о признании жалобы ООО «СТ Комплекс» на положения документации при проведении аукциона в электронной форме «Выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса» (номер извещения 0129200005320001297) обоснованной и выдаче предписание об устранении выявленных нарушений. Так согласно предписанию по делу 034/06/105-565/2020 заказчику (ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина») в срок до 29.06.2020 необходимо было устранить нарушения ч. 9 ст. 31 44-ФЗ, путем отмены протокола отказа от заключения контракта и повторного направления в адрес победителя аукциона контракта для подписания.

03.07.2020 между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СТ Комплекс» по результатам закупки реестровый номер в системе ЕИС № 0129200005320001297 был заключен контракт № 08-01/42.

Вместе с тем, 29.06.2020 между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СК «УМР» заключено дополнительное соглашение № 1 к контракту № 08-01/124 на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о закупках, в соответствии с п. 3 которого внесены изменения в п. 4.4 контракта и срок его исполнения, в соответствии с которым по 2-му этапу срок выполнения работ изменен (продлен) до 30.11.2020.

Согласно объяснениям главного врача ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г..., полученных 26.03.2021 старшим помощником Камышинского городского прокурора Т.., необходимость изменения срока выполнения по 2-му этапу, указанного в дополнительном соглашении от 29.06.2020 к контракту № 08-01/124, ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» вызвано тем, что продолжение выполнения работ ООО СК «УМР» не было возможно по причине того, что подрядчиком по контракту № 08-01/42 от 03.07.2020 (ООО «СТ Комплекс») не были завершены иные работы, от которых зависело продолжение работ ООО СК «УМР».

Вместе с тем, ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» контракт № 08-01/42 с ООО «СТ Комплекс» на выполнение работ по капитальному ремонту был заключен 03.07.2020, т.е. после истечения первоначального срока выполнения работ ООО СК «УМР» и подписания дополнительного соглашения.

Так согласно объяснениям главного врача ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г.., полученных 26.03.2021 старшим помощником Камышинского городского прокурора Т.., затягивание процедуры заключения контракта привело к невозможности исполнения работ ООО «СК УМР» по раннее заключенному контракту, поскольку по условиям контракта, заключенного с ООО «СТ Комплекс», должны быть выполнены работы по ремонту цокольного и 1 этажей здания, а по контракту с ООО «СК УМР»  выполняются работы по замене коммуникаций во всем здании.

Таким образом, ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» техническое задание сформировано таким образом, что началу выполнения работ должно предшествовать исполнение комплекса работ по ремонту ООО СК «УМР» по контракту от 17.09.2019 № 08-01/124. Вместе с тем, работы по установке сантехнических изделий и настенных световых указателей, кнопки вызова медперсонала, устройству локально-вычислительных сетей возможны были со стороны ООО СК «УМР» только после исполнения вновь заключаемого контракта.

Согласно объяснениям, полученным 05.08.2020 старшим оперуполномоченным по ОВД УФСБ России по Волгоградской области П.., от заместителя директора ГКУ «Дирекция по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения Волгоградской области» В... при проверке документации о проведении электронных аукционов, заказчиком по которым выступало ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина», главному врачу Г.. было рекомендовано разделить этапы работ по-другому, на что он пояснил, что надеется на то, что все эти работы будет выполнять ООО СК «УМР», в связи с чем проблем не возникнет, а в случае чего попробует договориться с новой фирмой.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что работы, являющие предметом закупок реестровый номер ЕИС № 0129200005319003265 и 0129200005320001297, образуют единый комплекс работ, связанных между собой, что изначально предусматривает выполнение их одним подрядчиком.

Так согласно объяснениям полученных 24.07.2020 старшим оперуполномоченным по ОВД УФСБ России по Волгоградской области П.., от заместителя генерального директора ООО «СТ Комплекс» П..., 06.07.2020 ООО «СТ Комплекс» приступило к выполнению работ в рамках контракта №08-01/42, в ходе которого столкнулось с тем, что часть работ по указанному контракту пересекаются с контрактом № 08-01/124, в связи с чем выполнение контракта № 08-01/124, невозможно после исполнения контракта № 08-01/42.

Указанное свидетельствует о том, что формирование аукционов и объемов работ предполагалось для выполнения одним подрядчиком.

Согласно объяснениям главного врача ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г.., полученных 26.03.2021 старшим помощником Камышинского городского прокурора Т…., поскольку подрядчиком срок выполнения работ был нарушен почти на 2 месяца, что свидетельствует о недобросовестности подрядчика, в связи с чем у заказчика возниканют основания для расторжения контракта в одностороннем порядке и направление сведений о внесении сведений о ООО «СТ Комплекс» в реестр недобросовестных поставшиков.

26.11.2020 между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СТ Комплекс» заключено соглашение о расторжении контракта №08-01/42.

Фактически заключенное соглашение о расторжении контракта между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СТ-Комплекс» представляет собой отказ заказчика от дальнейшего исполнения контракта, поскольку единственной причиной его заключения явилось нарушение подрядчиком срока его исполнения, т.е. существенного условия контракта.

В соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.

Согласно объяснениям главного врача ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» Г.., полученных 26.03.2021 старшим помощником Камышинского городского прокурора Т.., 27.11.2020 в адрес ООО СК «УМР» было направлено письмо о рассмотрении вопроса о заключении контракта за вычетом работ и их стоимости, выполненных ООО «СТ-Комплекс».

Вместе с тем, 27.11.2020 между ООО СК «УМР» и ООО «СТ-Комплекс» был заключен договор субподряда №01\11-2020 на выполнение работ по капитальному ремонту хирургического корпуса, расположенного по адресу: 403874, Волгоградская область, г. Камышин, Терешковой, 3. Согласно локально-сметному расчету стоимость работ составляет 11 779 673 руб.

08.12.2020 между ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» и ООО «СК «УМР», как вторым участником закупки, был заключен контракт №08-01/78 на сумму 30 521 152,25 руб. со сроком до 31.12.2020.

Вместе с тем, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.06.2020 N 24-03-07/51940, с 1 июля 2019 г. в соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в случае одностороннего расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83 Закона № 44-ФЗ, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ).

При этом заключение контракта в соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ допускается в случае, если в связи с односторонним расторжением контракта в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное, положениями части 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта со вторым участником закупки, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, не принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, положениями Закона № 44-ФЗ не предусматривается возможность заключения контракта со вторым участником закупки в случае расторжения контракта по соглашению сторон.

Действия ГБУЗ «ЦГБ г. Камышина» свидетельствуют о намеренном отказе от исполнения контракта с ООО «СТ-Комплекс» путем заключения соглашения о его расторжении, в целях заключения контракта на продолжение работ с ООО СК «УМР».

Кроме того, контракт заключен на условиях, отличающихся от положений документации о проведении аукциона, в том числе в части срока выполнения работ.

В соответствии со статьей 8 Закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, осуществляющими функции указанных органов, определены Законом о защите конкуренции.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов как не соответствующих статье 17 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предполагает наличие соглашения между двумя сторонами - Заказчиком (Организатором торгов) и участником (– ами) торгов.

Учитывая это, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде письменного договора.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), следует учитывать что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, – может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В разъяснениях № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, указано, что факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Согласно статей 25, 45 Закона о защите конкуренции в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом рассматриваются документы, сведения, объяснения, информация в письменной и устной форме, включая служебную переписку в электронном виде.

Таким образом, доказыванию подлежит установление факта достижения договоренности между заказчиком и участником закупки в том числе в устной форме, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели.

Квалифицирующее значение для подобного рода нарушений антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Вместе с тем, при рассмотрении указанного дела Комиссией не установлено доказательств реализации ответчиками (сторонами антиконкурентного соглашения) схемы поведения, а также доказательств наличия действия ответчиков, которые привели к ограничению круга участников исследуемых аукционов.

Действия ГБУЗ «Камышинская ЦРБ» в части формирования технического задания закупки («заточки») документации об открытом аукционе в электронной форме в интересах конкретного поставщика - ООО «СК УМР» не установлено.

Материалами дела не подтверждается причинно-следственная связь между действиями ответчиков и наступившими негативными последствиями в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на рынке строительства в 2020 году.

Комиссией при рассмотрении материалов дела не установлено наличия между ответчиками договоренности в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренности в устной форме, а также каких-либо действий ответчиков по заключению такого соглашения и его исполнению.

Материалами дела не подтверждено наличие действий, которые свидетельствуют о достижении антиконкурентного соглашения и, соответственно, о наличии состава нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Не установленны факты совершения должностным лицом заказчика действий в пользу участника закупок, в том числе на этапе формирования закупочной документации, обусловивших возможность победы данного лица, о наличии взаимного волеизъявления ответчиков, направленного на ограничение конкуренции при проведении закупочных процедур, что не позволяет сделать вывод о наличии заключения антиконкурентного соглашения, запрещенного п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимых условий для квалификации нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 034/01/10-907/2021 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения ГБУЗ «Камышинская ЦРБ», ООО «СК УМР», в связи с отсутствием нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

 

Председатель Комиссии                                                      ____________/А.В. Г.

 

 

 

Члены Комиссии                                                                  ____________/М.Ю. Л.                                                                                 

 

 

                                                                                ____________/В.П. Ф.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны