Решение б/н Решение по делу № 034/01/15-42/2019 о нарушении антимонопол... от 10 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 034/01/15-42/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2019 года г. Волгоград

В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии: Я. О.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: С. О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Т. С.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 034/01/15-42/2019 по признакам нарушения администрацией Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3429030819, 404201, Волгоградская область, Старополтавский район, п. Верхняя Водянка, ул. Школьная, д. 1, далее - Администрация) п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие на заседании представителя Администрации (уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие от 23.04.2019 № 40), представителей комитета тарифного регулирования Волгоградской области (уведомлен надлежащим образом), представителя администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области (извещен надлежащим образом), представителя ТОС «Зерновой» (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) поступили материалы комитета тарифного регулирования Волгоградской области по вопросу непроведения органами местного самоуправления Волгоградской области торгов на право заключения договоров в отношении муниципального имущества с некоммерческими огородническими товариществами (вх. № 4539 от 30.05.2018).

01.01.2016 между администрацией Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) и ТОС «Зерновой» заключен договор № 1 безвозмездного пользования муниципальным имуществом – объектами системы водоснабжения (далее – Договор № 1). Срок действия указанного договора установлен до 31.12.2016.

01.01.2018 к Договору № 1 между Администрацией и ТОС «Зерновой» заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия Договора № 1 до 31.12.2018.

30.09.2018 в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении с ТОС «Зерновой» Договора № 1 без соблюдения положений, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях), Управлением выдано Администрации предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение), путём совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, посредством расторжения и прекращения Договора № 1 по соглашению сторон либо в судебном порядке; определения в соответствии с Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях лица, которому будет передано муниципальное имущество – объекты водоснабжения. Срок выполнения указанного предупреждения был установлен до 30.12.2018.

21.01.2019 Администрация направила в Волгоградское УФАС России ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения. Также Администрация указала, что она заключила инициативное концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения с ТОС «Зерновой». Какие-либо подтверждающие документы отсутствуют.

Таким образом, Предупреждение, выданное Администрации, не было исполнено.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции 25.01.2019 Управлением возбуждено дело № 034/01/15-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены Законом о водоснабжении, в частности ч. 1 ст. 41.1 указанного закона предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее - объекты водоснабжения и (или) водоотведения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным и соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона о защите конкуренции в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно представленным Администрацией документам дата ввода в эксплуатацию объектов системы водоснабжения составляет более 5 лет.

Таким образом, указанное имущество должно быть передано в соответствии с требованиями Закона о концессионных соглашениях, то есть по результатам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы: Закон о защите конкуренции; приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок); Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении), Закон о водоснабжении, материалы дела № 034/01/15-42/2019.

В соответствии с п. 10.7 Порядка анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления права безвозмездного пользования муниципальным имуществом – объектами системы водоснабжения, который включает в себя определение временного интервала исследования товарного рынка; продуктовые границы товарного рынка, географические границы товарного рынка, оценку изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал необходимо определить с 01.01.2016 – дата заключения Договора № 1 по 31.12.2018.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

Согласно п. 1.1 Договора № 1 предметом договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом являются объекты системы водоснабжения Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

Следовательно, исследуемый рынок определен как рынок предоставления права пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

3. Географические границы товарного рынка.

Географические границы рассматриваемого рынка определены территорией Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В действиях Администрации по заключению Договора № 1 и дополнительного соглашения к Договору № 1 от 01.01.2018 усматриваются признаки ограничения конкуренции на рынке услуг по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения.

Согласно ст. 21 Закона о концессионных соглашениях конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

При проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 Закона о концессионных соглашениях, подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Информация о проведении открытого конкурса должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы.

В результате осмотра официального сайта www.torgi.gov.ru информация о проведении Администрацией конкурса в отношении указанного муниципального имущества не обнаружена. Информация о факте проведения данного конкурса на заседание комиссии по рассмотрению настоящего дела также не представлена.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

В то время, когда закон требует проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, то их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение Договора № 1 и дополнительного соглашения к Договору № 1 от 01.01.2018 в отношении муниципального имущества объектов системы водоснабжения без проведения торгов и в отсутствие предусмотренных законом оснований для их заключения без проведения торгов, свидетельствует о создании условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения конкуренции.

Таким образом, действия Администрации по передаче ТОС «Зерновой» объектов водоснабжения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права владения и (или) пользования указанным имуществом, и тем самым была устранена конкуренция между ТОС «Зерновой» и иными потенциальными участниками на рынке услуг по водоснабжению Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

Исходя из изложенного, с учетом обстоятельств дела для заключения Договора № 1 Администрации следовало провести конкурс.

09.04.2019 Волгоградским УФАС России вынесено заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-42/2019, согласно которому Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии признаков нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Администрации.

Администрацией, иными сторонами по делу № 034/01/15-42/2019 письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-42/2019 не представлены.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств, Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-42/2019 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях администрации Верхневодянского сельского поселения нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 41.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с тем, что со дня совершения Администрацией нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении Договора № 1, прошло более трех лет, дело о нарушении антимонопольного законодательства в данной части подлежит прекращению в соответствии с требованиями ст. 4.1.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний.

В связи с тем, что 03.12.2018 между Администрацией и ТОС «Зерновой» заключено соглашение о расторжении Договора № 1, Комиссия не имеет оснований для выдачи Администрации обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, чч. 1 – 3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области п. 7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся в заключении 01.01.2018 с ТОС «Зерновой» дополнительного соглашения о продлении срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – объектами системы водоснабжения от 01.01.2016 № 1.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела № 034/01/15-42/2019 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении соответствующего должностного лица администрации Верхневодянского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны