Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопол... от 27 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/16-717/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2023 года Волгоград

Решение в полном объёме изготовлено 27 декабря 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

.... – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

.... – члена Комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

.... – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

рассмотрев дело № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН: 3435122592, далее – КбиДХ г. Волжский), муниципальным унитарным предприятием «Волжская автомобильная колонна № 1732 (ИНН: 3435001291, далее - МУП ВАК №1732), индивидуальным предпринимателем Г..., требований п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения при заключении договора простого товарищества № 1 от 17.09.2021, которое привело к ограничению конкуренции при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № ЗБ, № 5Б, № 6Б, № 8Б, № 11Б, № 14Б, № 15Б, № 16Б, № 17Б, № 33Б, № 105Б, в присутствии на заседании:

  • представителей УМИ г. Волжского — ... по доверенности, ... по доверенности ;
  • представителя МУП «Волжская автомобильная колонна №1732» -... по доверенности ;

руководствуясь статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения дела № 034/01/16-717/2022 явились поступившие в Управление материалы прокуратуры г. Волжского Волгоградской области, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения между комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области , ИП Г... и МУП «ВАК №1732».

По результатам рассмотрения материалов установлено, что прокуратурой г. Волжского проведена проверка действий комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (лоты №№ 1-11).

27.08.2021 на официальном сайте администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № ЗБ «Ул. 87-й Гвардейской - ГМ «Магнит» - Дамба», № 5Б «ул. 87-й Гвардейской - «ЖДВ», № 6Б «32 мкр. - о.Зелёный (СНТ «Химик»)», № 8Б «ул. 87-й Гвардейской - АО «Сибур- Волжский», № 11Б «37 мкр. - ГМ «Магнит» - Городской пляж», № 14Б «37 мкр. - о.Зелёный (Ассоциация транспортников)», № 15Б «ул. 87-й Гвардейской - ЖДВ», № 16Б «Ул. 87-й Гвардейской - ЖДВ», № 17Б «37 мкр. - ГМ «Магнит», № ЗЗБ «П. Металлург-2 - СНТ «Строитель», № 105Б «ул. 87-й Гвардейской - ЛПК» (далее - Извещение) и конкурсная документация к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

17.09.2021 был заключен договор простого товарищества, в которое вошли 11 хозяйствующих субъектов, занятых в перевозке пассажиров, в том числе: ИП Г... - 30 единиц транспортных средств, НПСНП - 13, ООО «АВТОЭКСПРЕСС» - 38, ИП М... - 10, ООО «Кубаньавтоспецсервис» - 19, ООО «ТРАНСГАЗ - ЮГ» - 9, ИП Б... - 22, ИП Я... - 9, ИП С... - 14, ООО «АвтоТрансПрофи «Волжский» - 59, МУП ВАК №1 732 - 172.

24.09.2021 в ответ на обращение ИП Г... и ИП С..., МУП «Волжская А/К 1732» отказала в участии в простом товариществе индивидуальных предпринимателей в связи с нецелесообразностью.

С 30.09.2021 по 05.10.2021 конкурсной комиссией рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, установление которых предусмотрено постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 20.11.2019 № 7810 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области» (в ред. от 01.07.2021 № 3489).

Победителем открытого конкурса стало простое товарищество ИП Г...

По мнению прокуратуры заключение ИП Г... договора простого товарищества с МУП «ВАК № 1732» дало определённые преференции при подсчете баллов и признании победителем по итогам проведения открытого конкурса, что является реализацией антиконкурентного соглашения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление заявление, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Волгоградского УФАС России от 11.07.2022 № 64 было возбуждено дело № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения КБиДХ, МУП ВАК №1732, ИП Г... п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.

02.03.2023 в связи с непредставлением ИП Г..., ИП С... в антимонопольный орган зарашиваемых определениями документов и сведений, Волгоградским УФАС России 02.03.2023 в отношении указанных лиц возбуждены дела № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023, по факту нарушения ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Рассмотрение дела № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу постановлений по делам № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023 (исх. № АГ/1512/23 от 03.03.2023).

16.11.2023 в связи с вступлением в законную силу постановлений по делам № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8.-222/2023 дело о нарушении антимонопольного законодательства № 034/01/16-717/2022 возобновлено (исх. № АГ/8495/23 от 16.11.2023).

В пунктах 2, 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции законодателем к функциям антимонопольного органа отнесены, в частности, такие как предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, выявление нарушений антимонопольного законодательства, а также принятие мер по прекращению выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела, анализа представленных сведений и информации комиссией установлены следующие обстоятельства.

23.08.2021 (вх. № 1629) ИП Г... и ИП С... обратились в МУП «Волжская А/К 1732» с предложением о рассмотрении возможности участия МУП «Волжская А/К 1732» в простом товариществе для совместной деятельности в сфере пассажирских перевозок.

24.08.2021 (исх. № 1785) МУП «Волжская А/К 1732» рассмотрев обращение ИП Г... и ИП С... сообщило о готовности участия в простом товариществе, при условии согласия собственника муниципального предприятия на заключение такого договора.

27.08.2021 на официальном сайте администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области размещено извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № ЗБ «Ул. 87-й Гвардейской - ГМ «Магнит» - Дамба», № 5Б «ул. 87-й Гвардейской - «ЖДВ», № 6Б «32 мкр. - о.Зелёный (СНТ «Химик»)», № 8Б «ул. 87-й Гвардейской - АО «Сибур- Волжский», № 11Б «37 мкр. - ГМ «Магнит» - Городской пляж», № 14Б «37 мкр. - о. Зелёный (Ассоциация транспортников)», № 15Б «ул. 87-й Гвардейской - ЖДВ», № 16Б «Ул. 87-й Гвардейской - ЖДВ», № 17Б «37 мкр. - ГМ «Магнит», № ЗЗБ «П. Металлург-2 - СНТ «Строитель», № 105Б «ул. 87-й Гвардейской - ЛПК» (далее - Извещение) и конкурсная документация к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

25.08.2021 МУП «Волжская А/К 1732» в адрес КБиДХ г. Волжский, управления муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее – УМИ г. Волжский) направлены письма о целесообразности согласования заключения договора простого товарищества.

31.08.2021 письмом исх. № 84/4470 КБиДХ было согласовано заключение договора простого товарищества. Также в указанном письме в качестве целесообразности заключения договора было указано на увеличение доходов предприятия за счет привлечения дополнительных транспортных средств в рамках участия в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

15.09.2021 письмом исх. № 18/10658 УМИ г. Волжский согласовано заключение договора простого товарищества. Определением от 15.09.2022 УМИ г. Волжского привлечено в дело в качестве ответчика

17.09.2021 договором № 1 по инициативе ИП Г... создано простое товарищество, в которое вошли 11 хозяйствующих субъектов, занятых в перевозке пассажиров, в том числе: ИП Г... - 30 единиц транспортных средств, НПСНП - 13, ООО «АВТОЭКСПРЕСС» - 38, ИП М... - 10, ООО «Кубаньавтоспецсервис» - 19, ООО «ТРАНСГАЗ - ЮГ» - 9, ИП Б... - 22, ИП Яссер Г. Э-А. - 9, ИП С... - 14, ООО «АвтоТрансПрофи «Волжский» - 59, МУП «Волжская А/К 1732» - 172.

17.09.2021 (вх. № 1842) ИП С... (ИНН 343516603097) и ИП Г... (ИНН 343500340340) обратились к МУП «Волжская А/К 1732» с целью заключения договора простого товарищества.

24.09.2021 (исх. № 2070) МУП «Волжская А/К 1732» в ответ на обращение ИП Селищева А.В. и ИП Гуща С.Н. сообщило о нецелесообразности участия предприятия в простом товариществе.

За период 2020 – по 10.02.2023 МУП «Волжская А/К 1732» заключен один единственный договор простого товарищества № 1/20210917-02Д от 17.09.2021.

С 30.09.2021 по 05.10.2021 конкурсной комиссией при КБиДХ г. Волжский рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, установление которых предусмотрено постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 20.11.2019 № 7810 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области» (в ред. от 01.07.2021 № 3489).

В соответствии с протоколом от 20.10.2021 №84/2282-СП:

  1. По лоту № 1 было допущено 2 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  2. По лоту № 2 было подано 3 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  3. По лоту № 3 было подано 3 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  4. По лоту № 4 была подано 1 заявки – конкурс признан несостоявшимся;
  5. По лоту № 5 было допущено 2 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...
  6. По лоту № 6 было допущено 3 заявки – по результатам оценки победителем признано стало простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  7. По лоту № 7 было допущено 2 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  8. По лоту № 8 было допущено 4 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  9. По лоту № 9 было допущено 2 заявки – по результатам оценки победителем признано простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...;
  10. По лоту № 10 из 6 поданных заявок отклонены все заявки, допущено 0 – конкурс признан несостоявшимся.
  11. По лоту № 11 было подано 10 заявок, из них соответствовали требованиям 2 (ИП Г... и простое товарищество, в лице уполномоченного представителя ИП Г...). Вместе с тем, оценка и сопоставление заявок не произведена в связи с решением Волгоградского УФАС России по делу №034/01/18.1- 1109/2021 от 19.10.2021.

ИП С.... были поданы заявки на участие в конкурсе по лотам №  3, 8. Вместе с тем, в соответствии с протоколом 06.10.2021 № 84/2197-СП заявки были отклонены как несоответствующие требованиям конкурсной документации.

ИП Г.... были поданы заявки на участие в конкурсе по лотам № 1, 2, 3, 8. Вместе с тем, в соответствии с протоколом 06.10.2021 № 84/2197-СП заявки были отклонены как несоответствующие требованиям конкурсной документации.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о перевозках) оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Согласно п. 4.2, п. 1 ч. 3 ст. 24 Закона о перевозках в приложении № 6 к конкурсной документации все участники простого товарищества от 17.09.2021 в лице уполномоченного представителя ИП Г... указали сведения о транспортных средствах, имевшихся в их распоряжении в течение года, предшествующего дате размещения извещения об открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. МУП ВАК № 1732 указало 172 единицы автотранспорта.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от 19.10.2021 по результатам оценки заявки простого товарищества в лице уполномоченного члена ИП Г... были присвоены максимальное количество баллов в сравнении с другими участниками, а именно по лоту № 1 присвоено 548 баллов, по лоту № 2 – 568, № 3 -646, № 5 – 575, № 6 – 648, № 7 – 601, № 8 – 583, № 9 – 503.

Вместе с тем, по критерию 1 (количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица и т.д.) простому товариществу в лице уполномоченного члена ИП Г... присвоено максимальное количество баллов – 395.

При расчете баллов по указанному критерию использовалось 172 единицы транспортных средств МУП ВАК №1732.

Вместе с тем, согласно п. 1.1 договора простого товарищества от 17.09.2021 участники настоящего простого товарищества обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения следующих общехозяйственных целей: организация и осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с п. 1.2. договора простого товарищества от 17.09.2021 товарищи обязуются путем объединения имущества, принадлежащего товарищам на праве собственности, иных вещных прав, денежных средств, иных материальных ресурсов, своего профессионального опыта, а также деловой репутации и деловых связей совместно действовать без образования юридического лица в целях развития спектра и повышения качества услуг и конкурентоспособности, а также извлечения прибыли.

П. 2.1.1 договора простого товарищества от 17.09.2021 предусмотрено, что Товарищ-1 (ИП Г...) вносит в качестве вклада – транспортные средства, принадлежащие на праве аренды, пассажирские автобусы малого класса в количестве 24 шт.

Согласно п. 2.1.9 Товарищ-9 (МУП ВАК №1732) в качестве вклада в товарищество вносит профессиональные навыки и умения, деловую репутацию и деловые связи в сфере пассажирских перевозок на территории РФ, которые передаются в общее пользование товарищей.

П. 1.7 договора простого товарищества от 17.09.2021 денежная оценка вклада каждого товарища определяется в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с п. 4.2 ведение бухгалтерского учета по совместной деятельности возлагается на Товарища-1 (ИП Г...). Персональная ответственность за организацию работы по руководству совместной деятельности возлагается на Товарища-1.

Кроме того, п. 4.5. договора предусмотрено, что товарищи обязуются пользоваться общим имуществом строго в соответствии с его назначением и целью договора.

Условиями договора простого товарищества от 17.09.2021 МУП «ВАК № 1732» в качестве вклада в простое товарищество внесены деловая репутация и деловые связи в сфере пассажирских перевозок, без фактической передачи 172 единиц автотранспортных средств.

Согласно пояснениям МУП ВАК №1732, озвученных на заседаниях комиссии, а также письменных пояснений от 06.05.2022 исх. № 862, от 22.08.2022 исх. № 1528, в качестве профессиональных навыков и умений, деловой репутации и деловых связей планировалось:

- проведение технического обслуживания транспортных средств;

- предоставление услуг платной стоянки, мойки;

- предсменного, предрейсового, и (или) послесменного, послерейсового медицинского осмотра водителей;

- помощь в решении организационных и профессиональных вопросов.

Кроме того, в соответствии с пояснениями МУП ВАК № 1732 от 22.08.2022 № 1528, предполагалось, что заключение договора простого товарищества позволит увеличить объем оказываемых предприятием коммерческих услуг, а также увеличит доходы предприятия за счет привлечения дополнительных транспортных средств в рамках участия в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемых тарифов.

Вместе с тем, за период действия договора простого товарищества с момента его заключения 17.09.2021 услуги по проведению технического обслуживания транспортных средств, предоставлению услуг платной стоянки, мойки, предсменного, предрейсового, и (или) послесменного, послерейсового медицинского осмотра кому-либо из товарищей оказаны не были.

Следовательно, какой-либо экономической целесообразности вхождения МУП ВАК № 1732 в простое товарищество не установлено.

Иные участники простого товарищества, кроме ИП Г... участие в открытом конкурсе не принимали.

Таким образом, заключение договора простого товарищества МУП «ВАК № 1732 с ИП Г... позволило уполномоченному участнику простого товарищества Г... при подсчете баллов по результатам проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам стать победителем.

Согласно информации, представленной МУП ВАК № 1732 с инициативой заключения договора простого товарищества обратился ИП Г... Проект договора простого товарищества был подготовлен ИП Г...

В рамках рассмотрения дела № 034/01/16-717/2022 Управлением у ИП Г... запрошена информация на основании следующих определений:

- определение о назначении дела №034/01/16-717/2022 от 20.07.2022 (исх. №04-8/5019 от 20.07.2022), получено ИП Г... 29.07.2022;

- определение об отложении дела №034/01/16-717/2022 от 28.10.2022 (исх. №АГ/1813/22 от 28.10.2022), получено ИП Г.. 18.11.2022;

- определение об отложении дела №034/01/16-717/2022 от 17.11.2022 (исх. №АГ/2359/22 от 21.11.2022), получено ИП Г… 02.12.2022.

Указанными определениями у ИП Г.... запрашивалась следующая информация:

- информацию о лице, выступившим с инициативой заключить договор простого товарищества № 1 от 17.09.2021;

- сведения о лицах, обратившихся к ИП Г... за период действия договора простого товарищества № 1, с предложением о вступлении в товарищество и результаты рассмотрения указанных обращений;

- письменные объяснения по вопросу исполнения договора простого товарищества № 1 от 17.09.2021.

Кроме того, Комиссией к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечен индивидуальный предприниматель С... (ИНН ).

Комиссией у ИП С... в Управление в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №034/01/16-717/2022 информации, запрошенной на основании определения об отложении дела №034/01/16-717/2022 от 17.11.2022 (исх. №АГ/2359/22 от 21.11.2022), полученное ИП С... 29.11.2022.

Указанным определением у ИП С... запрашивалась следующая информация:

- информацию о лице, выступившим с инициативой заключить договор простого товарищества № 1 от 17.09.2021;

- сведения о лицах, обратившихся к ИП С... за период действия договора простого товарищества № 1, с предложением о вступлении в товарищество и результаты рассмотрения указанных обращений;

- письменные объяснения по вопросу исполнения договора простого товарищества № 1 от 17.09.2021.

Информация, запрашиваемая ИП Г... и ИП С... вышеуказанными определениями в Управление не поступила.

В связи с непредставлением ИП Г..., ИП С... в антимонопольный орган заращиваемых определениями документов и сведений, Волгоградским УФАС России 02.03.2023 в отношении указанных лиц возбуждены дела № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023, по факту нарушения ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Рассмотрение дела № 034/01/16-717/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено до вступления в законную силу постановлений по делам № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023. ИП Г..., ИП С.... привлечены к ответственности в виде административного штрафа, которые были оплачены в установленный законом срок.

После вступления в законную силу постановлений по делам № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023, дело о нарушении антимонопольного законодательства 034/01/16-717/2022 возобновлено.

Определением от 16.11.2023 о возобновлении дела № 034/01/16-717/2022 у ИП Г..., ИП С... запрошена:

- информация о лице, выступившим с инициативой заключить договор простого товарищества № 1 от 17.09.2021;

- сведения о лицах, обратившихся к ИП С... за период действия договора простого товарищества № 1, с предложением о вступлении в товарищество и результаты рассмотрения указанных обращений;

- письменные объяснения по вопросу исполнения договора простого товарищества № 1 от 17.09.2021.

Вместе с тем, по состоянию на 30.11.2023 информация в антимонопольный орган не поступила.

Согласно протоколу от 02.05.2023 № 034/04/19.8-219/2023, протоколу от 02.05.2023 № 034/04/19.8-222/2023 об административном правонарушении, свидетель по делу генеральный директор МУП «Волжская автомобильная колонна №1732» С... пояснил должностному лицу Управления, что после переговоров с инициативой заключить договор простого товарищества № 1 от 17.09.2021 выступил ИП Г..., целью заключения договора простого товарищества явилось наведения порядка при осуществлении перевозок на территории г. Волжского Волгоградской области, путем сокращения количества лиц, которые могли бы оказывать услуги перевозки в целях более эффективного надзора за данными лицами со стороны администрации г. Волжского. ИП С..., которая также выступила с инициативой заключить договор ему не известна. Какое-либо взаимодействие после заключения договора простого товарищества с ИП Г... отсутствует.

ИП Г..., ИП С.... на основании постановлений от 16.06.2023 по делам № 034/04/19.8-219/2023, 034/04/19.8-222/2023 привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, применена мера наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Указанные постановления привлеченными к административной ответственности лицами оспорены не были, вступили в законную силу и оплачены ИП Г..., ИП С...

Непредставление ИП Г..., ИП С... сведений, запрошенных определениями, отсутствие возражений относительно привлечения к административной за непредставление информации, оплата назначенных административных штрафов расценено комиссией как отсутствие возражений относительно довода МУП ВАК № 1732 о лице инициировавшем заключение договора простого товарищества, а именно ИП Г...

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Понятие соглашения приведено в пункте 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, согласно которому оно представляет собой договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ (далее - органы власти) или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статья 16 Закона о защите конкуренции устанавливает виды антиконкурентных соглашений (или согласованных действий) в зависимости от наступающих последствий, перечень которых является открытым.

Так, п. п. 1 - 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции предусматривают следующие виды антиконкурентных соглашений (или согласованных действий), разграничение которых проводится в зависимости от наступающих последствий:

1) повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Анализ норм права позволяет сделать вывод, что соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов могут быть совершены как в письменной, так и в устной форме.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что антимонопольному контролю в соответствии со статьями 15 и 16 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия, способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств (аналогичная позиция изложена в Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3).

Согласно Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Антимонопольным законодательством органам публичной власти запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При проверке того, являются ли заключенные соглашения ограничивающими доступ на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, необходимо давать оценку объективности критериев, по которым было заключено соглашение, наличию законной цели в действиях органов публичной власти при заключении соглашения в условиях деятельности хозяйствующих субъектов и реализации их прав

Установление (предоставление) правовым актом прав и вытекающих из них преимуществ на рынке для определенной категории хозяйствующих субъектов само по себе не свидетельствует о создании дискриминационных условий, если это допускается законодательством и обусловлено публичным интересом, например, необходимо для предоставления поддержки отдельным категориям хозяйствующих субъектов, определенным законодательством, для обеспечения социально-экономического развития региона.

Согласно ст. 6 Городского положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области от 18.02.2013 №338-ВГД, утв. постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 08.02.2013 № 63/2 (далее – Положение № 338) органами, уполномоченными на совершение действий по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности городского округа, являются:

- Волжская городская Дума;

- глава городского округа;

- администрация городского округа;

- управление муниципальным имуществом администрации городского округа;

- структурные подразделения администрации городского округа, в ведомственном подчинении которых находятся унитарные предприятия и учреждения (автономные, бюджетные, казенные).

В соответствии с п. 9.2.3 с Положением № 338 Выдача заключения о целесообразности согласования собственником в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, в том числе на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иным обременением, уступкой требования, переводом долга.

МУП «Волжская А/К 1732» находится в ведомственном подчинении комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - КБиДХ) (п. 1.6 Устава МУП «Волжская А/К 1732»).

КБиДХ осуществляет организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, содействует формированию конкурентной среды на рынке транспортных услуг по перевозке пассажиров на территории городского округа, разрабатывает предложения по обеспечению бесперебойного транспортного обслуживания населения городского округа на основе анализа деятельности перевозчиков, проводит анализ транспортного обслуживания населения городского округа и контролирует его состояние (п. 3.28, 3.29, 3.31, 3.33 Положения о создании комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 10.07.2015 № 35/314 - далее Положение о комитете). Контроль за деятельностью МУП «Волжская А/К 1732» входит в функции КБиДХ (п. 3.45 Положения о комитете).

Организация транспортной деятельности городского округа — город Волжский Волгоградской области, в том числе проведение конкурсных процедур находится в компетенции КБиДХ г. Волжский.

Конкурсная документация на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области 26.08.2021 утверждена председателем КБиДХ г. Волжский Ш...

Постановлением администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области № 5208 от 27.09.2021 утвержден состав конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городском округе - город Волжский Волгоградской области, в который вошли:

Председатель комиссии: Ш... - председатель КБиДХ г. Волжский;

Секретарь комиссии: Вл..- инженер 1 категории сектора транспортного обслуживания населения КБиДХ г. Волжский;

Члены комиссии: Ст... - консультант КБиДХ г. Волжский, Т... - консультант сектора транспортного обслуживания населения КБиДХ г. Волжский.

31.08.2021 должностным лицом КБиДХ г. Волжский — Ш... МУП «Волжская А/К 1732» выдано положительное заключение о целесообразности заключения договора простого товарищества (исх. № 84/4470 от 31.08.2023). Ответственным исполнителем по указанному письму является Т..., которая также как и Ш... входит в состав конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса.

Следовательно должностные лица КБиДХ г. Волжский располагают информацией о конкурсной документации на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, порядке рассмотрения заявок, оценке заявок, имеет доступ к информации о лицах претендующих на участие конкурсе.

Заключение о целесообразности согласования договора простого товарищества муниципальным унитарным предприятием, направленное КБиДХ в УМИ г. Волжского, содержало следующие аргументы - участие в простом товариществе позволило бы муниципальному унитарному предприятию увеличить доходы за счет оказываемых услуг (медицинских осмотров водителей, предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, платной стоянки транспортных средств, привлечения дополнительных транспортных средств для осуществления перевозок).

Должностные лица КБиДХ г. Волжский (Ш..., Т...) обладали информацией о том какой взнос был внесен МУП «Волжская А/К 1732» в качестве вклада в общее дело.

Следовательно должностные лица КБиДХ г. Волжский при подсчете баллов по критерию количество дорожно-транспортных происшествий имели возможность не учитывать 172 единицы автотранспортных средств МУП «Волжская А/К 1732», которые не были переданы по договору простого товарищества.

Комиссия также учтено то обстоятельство, что согласно пояснениям МУП «Волжская А/К 1732», озвученных на заседании комиссии от 20.12.2023, договор простого товарищества с момента его заключения 17.09.2021 (на протяжении более 2-х лет) сторонами не исполняется, услуги МУП «Волжская А/К 1732» товарищам не оказываются, вместе с тем договор не расторгается.

В материалы дела не представлено доказательств внесения МУП «Волжская А/К 1732» профессиональных навыков и умений, деловой репутации и деловых связей в сфере пассажирских перевозок, в качестве вклада по договору простого товарищества.

Комиссией учтено то обстоятельство, что ИП Г... с заявкой на участие в конкурсе были представлены сведения о транспортных средствах МУП «Волжская А/К 1732» и количестве календарных дней, отработанных участником конкурса в течении года. Согласно указанным сведениям в течение года, предшествующего извещению о проведении открытого конкурса в распоряжении МУП «Волжская А/К 1732» 172 единицы транспортных средств. Указанный документ был подписан генеральным директором МУП «Волжская А/К 1732» и имеет ссылку извещение о проведении открытого конкурса в распоряжении, следовательно должностное лицо МУП «Волжская А/К 1732» обладало информацией о целях предоставления ИП Г.... указанных сведений.

Кроме того, комиссией также учтено, что согласно пояснениям МУП «Волжская А/К 1732» самостоятельно участие в конкурсе не принимало ввиду отсутствия целесообразности такого участия.

Ответчики (МУП «Волжская А/К 1732», КБиДХ г. Волжский, ИП Г...) обладали информацией о том, что имущество МУП «Волжская А/К 1732» по договору простого товарищества не передавалось, а сведения о количестве транспортных средств МУП «Волжская А/К 1732» было представлено и использовано ИП Г... для участие конкурсе.

Указанное позволяет сделать вывод, что договор простого товарищества от 17.09.2021 заключен формально, лишь для вида возникших правоотношений.

Довод УМИ г. Волжского о том, что оно не может являться надлежащим ответчиком по делу, принимается комиссией в виду следующих обстоятельств.

Согласно пояснениям УМИ г. Волжского на согласование данной сделки повлияли следующие факторы:

- предметом договора простого товарищества являлась организация и осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок. Данный вид деятельности является одним из основных видов деятельности муниципального унитарного предприятия согласно его уставу,

- при заключении договора простого товарищества, вклад МУП «Волжская А/К 1732» не состоял из муниципального имущества (нефинансовых активов), необходимых для выполнения уставных видов деятельности предприятия. Соответственно риск потери муниципального имущества отсутствовал.

Обязанность по согласованию сделок возложены на УМИ г. Волжского (Положение 338-ВГД и положение об управлении муниципальным имуществом администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.10.2018 № 5762 (далее - Положение об УМИ г. Волжского)).

УМИ г. Волжского имеет полномочия и обязанности на согласование сделок, предусмотренных муниципальными правовыми актами. При согласовании договор простого товарищества от 17.09.2021 УМИ г. Волжского руководствовалось отсутствием риска потери муниципального имущества.

Согласно пояснениям УМИ г. Волжского не имело представления о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и не могло повлиять на утверждение конкурсной документации, порядок расчета и подведения итогов открытого конкурса.

Кроме того, согласно положению об УМИ г. Волжского, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.10.18 № 5762, основной задачей Управления является осуществление полномочий собственника имущества городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - городской округ), в пределах полномочий,

К полномочиям УМИ г. Волжского организация транспортного обслуживания в границах городского округа – город Волжский не относится, следовательно действия УМИ г. Волжского по согласованию договора простого товарищества, по которому выдано положительное заключение КБиДХ г. Волжский не могут быть рассмотрены в качестве действий по ограничению конкуренции на рынке перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Комиссия пришла к выводу о прекращении производства по делу в отношении УМИ г. Волжского.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и государственного (муниципального) органа как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установление наличия противоречащих закону соглашения между органом местного самоуправления (органом власти) и хозяйствующим субъектом или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно отчету (обзору) от 30.11.2023 по результатам анализа состояния конкуренции, проведенному в объеме, необходимом для принятия решения, установлено, что географическими и продуктовыми границами рынка, исследуемого по делу, являются рынок осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, период рассматриваемых по делу действий ответчиков - 2021 - 2023 годы.

Заключение МУП «Волжская А/К 1732» и ИП Г... договора простого товарищества создавало видимость наличия между сторонами гражданско-правовых отношений, доказательств исполнения договора в материалы дела не представлено, доказательство получения экономической выгоды для унитарного предприятия при заключении такого договора не установлено.

Представленные в материалы дела переписка и сведения позволяют сделать вывод, что МУП «Волжская А/К 1732» исключена возможность иных хозяйствующих субъектов в заключения договора простого товарищества, что является нарушением прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозок по данным муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в целях обеспечения ИП Г... возможности победы в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Учитывая то обстоятельство, что КБиДХ г. Волжский при согласовании условий договора простого товарищества № 1/20210917-02Д от 17.09.2021 имел представление о том, какое имущество было передано подведомственным ему учреждением МУП ВАК №1732, а также иными товарищами, в качестве вклада по договору, при подведении итогов конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам необоснованно учел единицы транспортных средств, которые в качестве вклада переданы не были. Указанное позволило уполномоченному участнику простого товарищества Г... стать победителем конкурса, вместе с тем ограничило доступа на рынок перевозки иных хозяйствующих субъектов.

Действия участников соглашения КБиДХ г. Волжский, МУП ВАК № 1732, ИП Г... выглядят скоординированными и подчиненными достижению конкретного общего для всех результата. Степень согласованности действий, невозможна в отсутствие соответствующей договорённости. Описанные выше действия субъектов не могли иметь место иначе, чем при наличии предварительного сговора, направленного на получение общего результата.

При таких обстоятельствах комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать совместные действия КБиДХ г. Волжский, МУП ВАК № 1732, ИП Г... по заключению договора простого товарищества и необоснованному учету единиц транспортных средств по п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23, 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН: 343512259), муниципальное унитарное предприятие «Волжская автомобильная колонна № 1732 (ИНН: 3435001291), индивидуального предпринимателя Г.... (ОГРНИП ) нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем заключения и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

2) В связи с отсутствием фактического исполнения договора простого товарищества от 17.09.2021 предписание не выдавать.

3) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ст. 14.32 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны