Решение б/н Решение по делу № 034/01/15-885/2019 о нарушении антимонопо... от 30 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 034/01/15-885/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 30 января 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии: Я.О.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: Л.Е.В. – начальник отдела контроля органов власти;

Т.С.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев дело № 034/01/15-885/2019 по признакам нарушения администрацией городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие представителей Администрации, комитета тарифного регулирования Волгоградской области, МУП «Водоканал Палласовского района» (уведомлены надлежащим образом),

руководствуясь ст. 48.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) поступили материалы комитета тарифного регулирования Волгоградской области (вх. № 6118 от 10.07.2018) по вопросу нарушения Администрацией порядка передачи прав на пользование муниципальным имуществом МУП «Водоканал Палласовского района», по результатам которых установлено следующее.

09.02.2016 между Администрацией и МУП «Водоканал Палласовского района» заключен договор аренды № 1 муниципальных сетей водоснабжения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению городского поселения г. Палласовка (водопровод Д=400мм, водопровод Д=300мм, водопровод Д=250мм, водопровод Д=219мм, водопровод Д=150мм, водопровод Д=100мм, водопровод Д=от 90 до 75мм, далее – Договор № 1).

Договор № 1 вступает в силу с 01.03.2016 (п. 7.1 Договора № 1). Срок действия указанного договора установлен до 01.02.2017.

01.02.2017 к Договору № 1 между Администрацией и МУП «Водоканал Палласовского района» заключено дополнительное соглашение № 1 о продлении срока действия Договора № 1 до 01.01.2018.

01.01.2018 к Договору № 1 между Администрацией и МУП «Водоканал Палласовского района» заключено дополнительное соглашение № 1 о продлении срока действия Договора № 1 до 02.12.2018.

28.09.2018 в связи с наличием в действиях Администрации признаков нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении с МУП «Водоканал Палласовского района» Договора № 1, Управлением выдано Администрации предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение):

1) расторгнуть по соглашению сторон либо в судебном порядке Договор № 1;

2) определить в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) лицо, которому будут переданы объекты системы водоснабжения.

Срок выполнения указанного предупреждения - до 25 декабря 2018 года.

По мотивированному ходатайству Администрации срок выполнения Предупреждения продлевался до 20.02.2019, 30.04.2019 и 25.08.2019.

20.08.2019 в Волгоградское УФАС России поступило ходатайство от Администрации о продлении срока исполнения предупреждения исх. № 03-11/6514 от 28.09.2018 на один год (вх. № 8006 от 20.08.2019).

Однако Администрация не представила объективных доказательств о невозможности исполнения Предупреждения в срок до 25.08.2019, в связи с чем, в удовлетворении ходатайства было отказано.

Более того, 30.11.2018 к Договору № 1 между Администрацией и МУП «Водоканал Палласовского района» заключено дополнительное соглашение № 3 о продлении срока действия Договора № 1 до 02.11.2019.

На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции 05.09.2019 Управлением возбуждено дело № 034/01/15-885/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, установлены Законом о водоснабжении, в частности ч. 1 ст. 41.1 указанного закона предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем (далее - объекты водоснабжения и (или) водоотведения), находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды объектов водоснабжения и (или) водоотведения или по концессионным соглашениям, заключенным и соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ч. 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно данным предоставленным Администрацией дата введения в эксплуатацию муниципальных сетей, являющихся предметом Договора № 1 и дополнительных соглашений к нему, составляет более пяти лет (вх. № 7333 от 17.08.2018).

Таким образом, указанное имущество должно быть передано в соответствии с требованиями Закона о концессионных соглашениях, то есть по результатам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках дела № 034/01/15-885/2019 подготовлен Обзор № 201 от 15.10.2019 состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения, расположенными на территории городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области (далее – Обзор № 201).

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы: Закон о защите конкуренции; приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок); Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», материалы дела № 034/01/15-885/2019.

В соответствии с п. 10.7 Порядка анализ состояния конкуренции на товарном рынке по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения состоит из следующего.

1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал необходимо определить с 01.03.2016 – дата заключения Договора № 1 по 02.11.2019.

2. Продуктовые границы товарного рынка.

Исследуемый рынок определен как рынок услуг по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения (водопровод Д=400мм, водопровод Д=300мм, водопровод Д=250мм, водопровод Д=219мм, водопровод Д=150мм, водопровод Д=100мм, водопровод Д=от 90 до 75мм), расположенными на территории городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области.

3. Географические границы товарного рынка.

Географические границы рассматриваемого рынка услуг по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения (водопровод Д=400мм, водопровод Д=300мм, водопровод Д=250мм, водопровод Д=219мм, водопровод Д=150мм, водопровод Д=100мм, водопровод Д=от 90 до 75мм), расположенными на территории городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области определены как территория г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В действиях Администрации по заключению Договора № 1 с МУП «Водоканал Палласовского района» в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области и дополнительных соглашений к Договору № 1 усматриваются признаки ограничения конкуренции на рынке услуг по предоставлению права владения и (или) пользования имуществом, являющимся муниципальной собственностью – объектами системы водоснабжения, расположенных на территории городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области.

Согласно ст. 21 Закона о концессионных соглашениях конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

При проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии, предусмотренные статьями 24 - 26, 28, 29, 31, 33 - 35 Закона о концессионных соглашениях, подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Информация о проведении открытого конкурса должна быть доступна для ознакомления любым лицам без взимания платы.

В результате осмотра официального сайта www.torgi.gov.ru информация о проведении Администрацией конкурса в отношении указанного муниципального имущества не обнаружена. Информация о факте проведения данного конкурса на заседание комиссии по рассмотрению настоящего дела также не представлена.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

В то время, когда закон требует проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, то их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение Договора № 1, дополнительных соглашений № 1 от 01.02.2017, № 1 от 01.01.2018, № 3 от 30.11.2018 к Договору № 1, в отношении муниципального имущества объектов системы водоснабжения без проведения торгов и в отсутствие предусмотренных законом оснований для их заключения без проведения торгов, свидетельствует о создании условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения конкуренции.

Таким образом, действия Администрации по передаче МУП «Водоканал Палласовского района» объектов водоснабжения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ограничили право других хозяйствующих субъектов на приобретение права владения и (или) пользования указанным имуществом, и тем самым была устранена конкуренция между МУП «Водоканал Палласовского района» и иными потенциальными участниками на рынке услуг по водоснабжению городского поселения г. Палласовка Палласовского района Волгоградской области.

Исходя из изложенного, с учетом обстоятельств дела для заключения Договора № 1 Администрации следовало провести конкурс.

13.12.2019 Управлением вынесено заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-885/2019, согласно которому Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-885/2019 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии признаков нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией, иными сторонами по делу № 034/01/15-885/2019 письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 034/01/15-885/2019 не представлены.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств, Комиссия по рассмотрению дела № 034/01/15-885/2019 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии в действиях администрации городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 41.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

В связи с тем, что со дня совершения Администрацией нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении Договора № 1, прошло более трех лет, дело о нарушении антимонопольного законодательства в данной части подлежит прекращению в соответствии с требованиями ст. 41.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче органам местного самоуправления обязательных для исполнения предписаний.

01.11.2019 Администрация заключила с МУП «Водоканал Палласовского района» дополнительное соглашение к договору № 1 аренды муниципальных сетей водоснабжения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения населению городского поселения г. Палласовка от 09.02.2016, согласно которому п. 7.1 Договора № 1 изложен в следующей редакции: «Договор действует до момента определения победителя торгов на право заключения концессионного соглашения».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения администрацией городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся в заключении дополнительных соглашений от 01.02.2017, № 1 от 01.01.2018, № 3 от 30.11.2018, от 01.11.2019 о продлении срока действия Договора № 1.

2. Выдать администрации городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства при распоряжении муниципального имуществом.

3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для решения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны