Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/28-1240/2020 от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

   

.

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/28-1240/2020

Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2021 года

Изготовлено в полном объеме 09 марта 2021 года г. Волгоград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – заместитель руководителя управления - …

члены Комиссии – главный специалист-эксперт – …;

ведущий специалист-эксперт …,

заместитель начальника отдела – …;

с участием Ю. (личность удостоверена по паспорту), также Ю. представлена доверенность от ИП Г. от 28.01.2021,

рассмотрев дело № 034/05/28-1240/2020, возбужденное по признакам нарушения ч. 1, ч. 3, ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ИП Г. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила) основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются: а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) представление прокурора; в) заявление о нарушении законодательства; г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В Волгоградское УФАС России поступили материалы из Южного главного управления Банка России (вх. № 11449 от 18.11.2020) относительно распространения рекламы финансовых услуг ИП Г. Л.В. по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 74.

Как следует из материалов, 07.10.2020 по адресу г. Волжский, ул. Мира 74 размещалась наружная реклама с текстом: «Скупка 24 часа ценим вас, оценивая дорого выдаем займы под залог золота от 4% скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок оценка залога золота от 1500 рублей выгодные предложения: пенсионерам, студентам, VIP клиентам специальный день для вас - пятница: залог от 9% Волжский, ул. Мира 74, 58-27-82 8 961-662-10-11; 8 903-315-52-61».

Также по информации Южного главного управления Банка России реклама аналогичного содержания распространялась в виде листовок, выполненных в форме визитки.

К материалам было приложено фото размещенного в помещении ломбарда в уголке потребителя уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе на имя Гришиной Л.В., а также свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ГЛ.В.

По информации Южного ГУ Банка России по указанному адресу под вывеской «Скупка24 часа» осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Г Л.В. (ОКВЭД 46.72.23 Торговля оптовая золотом и другими драгоценными металлами), которая в отсуствие к тому законных оснований осуществляет выдачу займов движимого имущества и рекламирует данные услуги. При этом, она не является субъектом микрофинансирования, следовательно, не имеет право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

По результатам рассмотрения поступивших материалов определением от 25.11.2020 возбуждено дело № 034/05/28-1240/2020.

В рамках рассмотрения дела комиссия установила, что ранее в текстах определений по делу была допущена техническая ошибка (определение от 29.01.2021), а именно, согласно фотоматериалам от 07.10.2020, представленным Южным главным управлением Банка России по адресу: г. Волжский, ул. Мира 74 под вывеской «Скупка 24 часа Ценим Вас, оценивая дорого» распространялась информация следующего содержания:

- «Оценка залога золота от 1500 рублей,

- выдаем займы под залог золота от 4%,

- Специальный день для Вас – пятница. Залог от 9%,

- Скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок,

- Выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам».

Как подтверждается актом мониторинга Волгоградского УФАС России от 25.11.2020 по адресу: г. Волжский, ул. Мира 74 под вывеской «Скупка Ценим Вас, оценивая дорого» распространялась информация следующего содержания:

- «Оценка залога золота от ….лей /прим.: значение суммы затёрто/,

- Выдаем займы под залог золота от 4%,

- Специальный день для Вас – пятница. Залог от 5%,

- Скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок,

- Выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам».

К рассмотрению дела от ПАО «ВымпелКом» поступила информация о принадлежности номеров телефонов, которые указаны на визитках (вх. № 12635 от 16.12.2020, вх. № 12108 от 03.12.2020), а именно:

- абонентский номер <...>  315 5261 выделен Ю;

- абонентский номер <...>  662 1000 выделен У.

Определением от 28.12.2020 № 02-11/9333 с учетом полученной от оператора связи информации к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (ч. 1, ч. 3, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе), были привлечены Ю И.В. и У Б.Р.

Ю И.В., которая также представляла интересы ИП Г Л.В. по доверенности, на заседании комиссии 29.01.2021 пояснила следующее:

- один из номеров телефонов, указанных в визитке (961 662 1000), принадлежал человеку, который до этого работал у ИП Г Л.В.;

- ИП Г Л.В. никогда не выдавала потребительские займы, выдает займы под залог золота, что полностью соответствует Закону (ссылки на нормы законодательства не приведены);

- лицо, оказывающее рекламируемые услуги, было указано на вывеске «Скупки» по адресу: по адресу г. Волжский, ул. Мира 74,

- рекламные листовки (визитки) с текстом: «Ломбард 24 часа Ценим Вас, оценивая дорого. Выдаем займы под залог золота от 4%. Скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок. Оценка золота от 1500 рублей. Выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам. Специальный день для Вас - пятница: залог от 9%» находились только в офисе (внутри помещения), не распространялись наружно,

- ИП Г Л.В. имеет лицензию Саратовской пробирной палаты.

К заседанию комиссии 19.02.2021 от ИП Г Л.В. поступили письменные пояснения относительно рассматриваемых обстоятельств дела. Индивидуальный предприниматель указала, что находится в Краснодарском крае с 2017 года и не выпускала рекламу, визиток на территории г. Волжского Волгоградской области, не знает гр. Узакбекова Б.Р., не выдаёт займы и не имеет отношения к микрофинансовой организации. Также ИП Г Л.В. указала, что не имеет никакого отношения по роду своей деятельности к Южному ГУ Банка России. Г Л.В. сообщила, что ранее по ул. Мира, 74, г. Волжский размещался ломбард «Золотой караван» Имеющуюся в материалах дела информацию ИП ГЛ.В. считает ошибочной или полученной информаторами мошенническим путем в целях ущемления прав малого бизнеса на территории Волгоградской области.

Устно на заседании комиссии 19.02.2021 Ю И.В., представляющая интересы ИП Г Л.В. на основании доверенности, уточнила следующее:

- номер телефона, который указан на визитке (961 662 1000) в настоящее время никто не использует,

- ломбард «Золотой караван», деятельность в котором осуществляла также ИП ГЛ.В., располагался по адресу: ул. Мира, 74 в г. Волжский до 2018 года. Вероятно, слово «займ» с тех пор просто не убрали, хотя вывеска «Ломбард» была изменена на «Скупка», также была убрана информация о работе организации 24 часа. Ю И.В. указала, что в помещении по указанному адресу никто, кроме ИП Г Л.В. деятельность не осуществлял, иных пунктов скупки ИП Г Л.В. в г. Волжский не имеет,

- при ознакомлении с актом мониторинга с приложенными фотоматериалами от 25.11.2020, имеющимися в материалах дела, Ю И.В. подтвердила, что вход в скупку в ноябре 2020 года был оформлен так, как зафиксировано на представленных для ознакомления фотографиях,

- Ю И.В. представлены фотографии входа в скупку от 18.02.2021.

Представленные фотографии подтверждают, что по состоянию на 18.02.2021 по адресу: г. Волжский, ул. Мира 74 под вывеской «Скупка Ценим Вас, оценивая дорого» распространяется информация следующего содержания:

- «Оценка залога золота от ….лей /прим.: значение суммы затёрто/,

- Специальный день для Вас – пятница. Залог от 5%,

- Скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок,

- Выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам».

На вывеске на входной двери имеется информация о лице, оказывающем услуги: «ИП Г Л.В. Мира, 74. 89033155261».

Однако представленные фотоматериалы не подтверждают прекращения распространения информации: «Выдаем займы под залог золота от 4%», зафиксированной актом мониторинга от 25.11.2020, поскольку соответствующая часть входа в скупку на фото скрыта колонной.

Также к материалам дела приобщена в качестве образца заключаемых ИП Г Л.В. с клиентами договоров копия договора от 13.02.2021 № 2762. В соответствии с условиями договора продавец передает покупателю (ИП Г Л.В.) в собственность ювелирное изделие. Договором предусмотрено, что право собственности переходит покупателю в момент передачи товара. Однако покупатель предоставляет продавцу приоритетное право в последующем на покупку проданного товара временно до определенного срока (14.03.2021). В случае если продавец воспользуется правом покупки проданного товара до истечения срока (до 14.03.2021). о окончательная цена продажи товара будет определяться установленным договором образом. Так при начальной цене продажи товара в 1500 руб., определённой сторонами по договору, в срок до 13.04.2021 товар может быть выкуплен продавцом, но уже по цене 2809 руб.

Договором предусмотрено, что если продавец в срок до 13.04.2021 не выкупит обратно в свою собственность товар по выкупной цене, покупатель будет владеть, пользоваться и распоряжаться товаром по своему усмотрению.

Представитель ИП Г Л.В. была ознакомлена с письменной позицией Южного ГУ Банка России, представленной в материалы дела в ответ на определение от 29.01.2021.

Южное ГУ Банка России указало, что при проведении анализа деятельности ИП ГЛ.В. было установлено, что данный предприниматель осуществляет деятельность по выдаче займов под залог движимого имущества под вывеской «Скупка» по адресу: ул. Мира, 74, г. Волжский. Информация о выдаче займов под залог подтверждается, как указывает Южное ГУ Банка России, сотрудниками точки продаж скупки, а также рекламными материалами (вх. № 1597 от 18.02.2021).

Южное ГУ Банка России указывает, что в соответствии со сведениями, опубликованными на официальном сайте Банка России, ИП Г Л.В. не является субъектом микрофинансирования и не имеет права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Исследовав имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее,

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, которая распространялась по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 74 в период 07.10.2020 (как подтверждается материалами Южного ГУ Банка России) – 25.11.2020 (как подтверждается актом мониторинга от 25.11.2020 Волгоградского УФАС России) является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, установленным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 Закона о рекламе).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае выступают услуги скупки, а также финансовые услуги, связанные с выдачей займов под залог имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе), для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемых рекламных материалах отсутствует полная информация об условиях предоставления займов гражданам под залог имущества, указан только процент (от 4%, от 9%).

В соответствии с п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В рассматриваемой рекламе сумма займа является условием, влияющим на стоимость займа, однако данное условие не указывается в рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о потребительском кредите (займе) полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

В рассматриваемом случае, исходя из соотношения указанных процентных ставок (4%, 9%) с рыночными ставками по займам, в рекламе указаны процентные ставки в месяц.

Согласно ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе), не допускается.

В соответствии со ст. 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте Банка России, а также сведениям, представленным Южным ГУ Банка России, ИП ГЛ.В. не является кредитной или некредитной финансовой организацией, соответственно не имеет права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 28 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несёт также рекламораспространитель.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Материалами дела, в том числе устными пояснения представителя ИП Г Л.В., подтверждается, что рекламодателем и рекламораспространителем в рассматриваемой ситуации выступила ИП Г Л.В. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803).

Рассматриваемая реклама: «Оценка залога золота от 1500 рублей, выдаем займы под залог золота от 4%, специальный день для Вас – пятница. Залог от 9%, скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок, выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам»; «Оценка залога золота от ….лей /прим.: значение суммы затёрто/, выдаем займы под залог золота от 4%, специальный день для Вас – пятница. Залог от 5%, скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок, выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам»,

которая распространялась по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 74 в период 07.10.2020 (как подтверждается материалами Южного ГУ Банка России) – 25.11.2020 (как подтверждается актом мониторинге от 25.11.2020 Волгоградского УФАС России) является ненадлежащей, поскольку при её распространении допущены нарушения требований ч. 3 ст. 28, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе.

С учётом размещения указанной информации в месте оказания услуг и наличия на входной двери сведений о лице, осуществляющем деятельность скупки (ИП Г Л.В.), признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе не подтвердились.

Признаки нарушения в действиях Ю И.В., У Б.Р. в рамках рассмотрения дела также не подтвердились.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1.1. Признать рекламу: «Оценка залога золота от 1500 рублей, выдаем займы под залог золота от 4%, специальный день для Вас – пятница. Залог от 9%, скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок, выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам»; «Оценка залога золота от ….лей /прим.: значение суммы затёрто/, выдаем займы под залог золота от 4%, специальный день для Вас – пятница. Залог от 5%, скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок, выгодные предложения: пенсионерам, студентам, Vip-клиентам», которая распространялась по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Мира 74 в период 07.10.2020– 25.11.2020, ненадлежащей, нарушающей ч. 3 ст. 28, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП Г.Л.В. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны