Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 20 декабря 2023 года Дело № 034/10/18.1-... от 22 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

20 декабря 2023 года

 

Дело № 034/10/18.1-1475/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЭКО-ТРАНС» (далее – Общество, заявитель) на действия заказчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 9» (далее – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) путём проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б», с участием в заседании комиссии:

от ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» – <…>на основании доверенности № 1 от 25.01.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 08.12.2023 вх. № 11608/23 поступила жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» на действия ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

Извещение о проведении закупки № 32313040279 размещено 04.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 12.12.2023 исх.  № АГ/9254/23).

Уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе и об объявлении перерыва в заседании комиссии от 15.12.2023 № АГ/9400/23 комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 20.12.2023.

Из жалобы ООО «ЭКО-ТРАНС» следует, что в действиях ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» нарушены права и законные интересы заявителя. В результате включения в документацию аукциона функционально несвязанных между собой услуг, с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, было ограничено количество участников запроса котировок и Общество не смогло принять в них участие.

Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

При проведении рассматриваемого аукциона в электронной форме, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных автономных учреждений Волгоградской области, утвержденным наблюдательным советом ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» от 29.11.2023 (далее - Положение) и Документацией о проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (далее - Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 04.12.2023, дата окончания подачи заявок - 13.12.2023, дата подведения итогов закупки - 18.12.2023.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Часть 3 статьи 3 Закона о закупках предусматривает, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Часть 3.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В силу пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующим правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям договора

Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно формировать лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.

Для того, чтобы обеспечить конкуренцию и предотвратить злоупотребление со стороны заказчиков в виде составления лотов под определенного заказчика установлено требование о формировании лотов исключительно технологически и функционально взаимосвязанным с предметом закупки – товарами, работами и услугами. Данный критерий является объективным и обеспечивающим баланс между желаниями и удобством заказчика и возможностями участников рынка предложить ту или иную продукцию. Указав на необходимость определения связанности товаров, работ и услуг в лоте, законодатель преследовал цель исключить формирование лота посредством включения в него выполнение работ, услуг и поставки товаров, не связанных с выполнением включенных в лот работ, услуг. Когда в лоте объединены товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели, т.е. между товарами и услугой существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата. Если соответствие этим критериям не установлено, товары и услуги признаются автономными, технологически и функционально не связанными между собой. При отсутствии общей цели следует признать незаконным объединение в один лот услуг, требующих разных лицензий, включение в лот товаров, не связанных с услугой.

Из материалов дела следует, что 04.12.2023 Государственным автономным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 9» публично объявлено о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (номер извещения № 32313040279) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 360 200,00 рублей для нужд Государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 9» посредством размещения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети «интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

В разделе 3 Технического задания являющегося Приложением № 2 к информационной карты аукциона в электронной форме, указано, что в комплекс услуг объекта закупки входит:

  • Сбор и транспортирование медицинских отходов класса «Б» (в том числе анатомических отходов), которые в дальнейшем становятся собственностью Исполнителя.

  • Обезвреживание медицинских отходов класса «Б» (в том числе анатомических отходов) термическим способом.

  • Предоставление Заказчику во временное пользование, на период действия Договора, специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов класса «Б», далее «Оборудование» (Таблица № 1).

  • Дезинфекция Оборудования после каждого забора медицинских отходов.

  • Техническое обслуживание Оборудования (диагностирование, ремонт с заменой неисправных частей, вплоть до полной замены Оборудования).

  • Обеспечение сертифицированными многоразовыми емкостями необходимого размера для накопления медицинских отходов класса «Б» (Таблица № 1).

  • Предоставление сертифицированного расходного материала необходимого размера для накопления и транспортирования медицинских отходов класса «Б» (Таблица № 2).

Из извещения о проведении аукциона следует, что предмет закупки определен как комплекс услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б». При этом, в один лот объединены услуги по сбору и транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов класса «Б», а также предоставление и техническое обслуживание специализированного сертифицированного морозильного оборудования, поставка товаров, необходимых для сбора и хранения медицинских отходов, обеспечение сертифицированными многоразовыми емкостями, предоставление сертифицированного расходного материала.

Как следует из материалов дела, формирование заказчиком лота направлено на исполнение обязанности по оказанию комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 04.11.2022, с изм. от 30.05.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок осуществления обращения с медицинскими отходами регулируется СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3.

Разделом Х СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к организации системы обращения с медицинскими отходами. Согласно п.п. 163, 164, 165, 166, 175 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы: сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность; перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы; обеззараживание (обезвреживание) отходов; транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).

Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой. К работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами. Медицинские отходы класса Б должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов.

Таким образом, в соответствии СанПиН 2.1.3684-21 сбор и последующее хранение медицинских отходов осуществляет медицинская организация – Государственное автономное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 9» включение в лот услуги по сбору медицинских отходов необоснованно и противоречит санитарным правилам. Принимая во внимание, что предоставление холодильного оборудования, емкостей и пакетов необходимо для сбора отходов и связано с непосредственной деятельностью медицинского учреждения оно не может быть функционально связано с оказанием услуг по транспортировке медицинских отходов и их последующему обезвреживанию, комиссия полагает, что жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» является обоснованной.

Учитывая изложенное, довод о неправомерном совмещении в один лот несвязанных между собой услуг и ограничение количество участников в указанной конкурсной процедуре комиссия признает обоснованным.

Учитывая изложенное, комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 4 части 1 статьи 3, пункта 2, 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б», комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «ЭКО-ТРАНС», а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЭКО-ТРАНС» вх. № 11608/23 от 08.12.2023 на действия (бездействие) заказчика – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (извещение о проведении оспариваемой закупки № 32313040279 размещено 04.12.2023 в ЕИС) обоснованной.

2. Признать заказчика – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» нарушившим требования пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 4 части 1 статьи 3, пункта 2, 3 части 3 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 9» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (извещение о проведении оспариваемой закупки № 32313040279 размещено 04.12.2023 в ЕИС).

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны