Решение б/н РЕШЕНИЕ от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

30 апреля 2020 год Дело № 034/10/18.1-411/2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:

В. А.П. - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,

Ф. В.П. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

Г. Т.Н. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Торговый дом «Техэнергохолдинг» (далее - заявитель, ООО «ТД «Техэнергохолдинг») на действия (бездействие) заказчика ПАО «Волгоградоблэлектро» (далее - заказчик, ПАО «ВОЭ»), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), путём проведения запроса оферт в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (провод) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32009070508 размещено на официальном сайте ЕИС 10.04.2020),

с участием в заседании комиссии:

от ПАО «ВОЭ» - Р. Г.В. по доверенности № 517 от 13.11.2019, Ф. Ж.С. по доверенности № 519 от 13.11.2019, Б. Г.Д. по доверенности № 19 от 14.02.2020,

в отсутствие представителей заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТД «Техэнергохолдинг» на действия ПАО «ВОЭ» от 27.04.2020 вх. № 4076 при проведении запроса оферт в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (провод) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро».

Извещение о проведении закупки № 32009070508 размещено 10.04.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «ТД «Техэнергохолдинг» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 28.04.2020 исх. № 04-10/2909).

В жалобе заявителем указано на то, что указанная закупка противоречит нормам Закона о закупках. Указано, что в соответствии с разделом «Отборочная стадия» п. 6 протокола № 32009070508-02 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок от 21.04.2020 закупочная комиссия ПАО «ВОЭ» отклонила заявку ООО «ТД «Техэнергохолдинг» по основанию «В соответствии с п. 4.9.4.1. документации, копии учредительных документов не соответствуют п. 3.6.1.3. документации; в составе заявки отсутствуют: Форма заявки, предусмотренная п.3.6.1.2. документации; выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков, предусмотренная п. 3.6.1.11. документации».

По мнению заявителя, действия заказчика, могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ПАО «ВОЭ» указывает на необоснованность доводов ООО «ТД «Техэнергохолдинг».

1. Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативноправовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.

Заявка ООО «ТД «Техэнергохолдинг» не была допущена в соответствии с п. 4.9.4.1. документации - «участнику закупочной процедуры будет отказано в признании его участником закупочной процедуры, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии в случае непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено документацией закупочной процедуры».

Основанием для отклонения заявки участника ООО «ТД «Техэнергохолдинг» послужило непредоставление документов в составе заявки, требование о наличии которых установлено документацией закупочной процедуры.

Таким образом, действия закупочной комиссии ПАО «ВОЭ», выразившиеся в отклонении заявки заявителя, согласуются с требованиями Документации и не противоречат ее положениям.

Так, в п. 3.6.1 документации закупочной процедуры закреплено, что заявка, подаваемая для участия в закупке в форме электронного документа, должна включать следующие сведения и документы:

  • формы приложений к заявке, заполненные в соответствии с требованиями документации (оригинал) (п. 3.6.1.2);
  • нотариально заверенные копии (подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса) учредительных документов участника закупки, а именно: устав, имеющиеся изменения к уставу;

- копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (юридические лица зарегистрированные с 01.01.2017, вместо копии свидетельства о государственной регистрации предоставляют лист записи соответствующего реестра - ЕГРЮЛ),

  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 3.6.1.3);
  • выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков полученную не ранее чем за 45 дней до срока окончания приема заявок (оригинал, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника налогового органа) (п. 3.6.1.11).

Принцип равноправия, предусмотренный Законом о закупках, не может считаться нарушенным, поскольку указанные требования были размещены в составе документации, а заявитель до отклонения его заявки по соответствующему основанию необоснованность представления указанных документов не оспаривал.

Необходимо отметить, что в составе заявки ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» имеется приложение к заявке от 15.04.2020 № 281, в котором сообщается, что ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг», в случае победы в оспариваемой процедуре, предоставит документы согласно требованиям п. 3.6.1.3 и 3.6.1.11 закупочной документации, что подтверждает его согласие с требованиями Заказчика.

По вопросу предоставления Выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (оригинал, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника налогового органа, поясняем следующее.

Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.17 № 99н (далее - Порядок № 99н).

В силу пунктов 2-5Порядка № 99н Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - Реестр) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее - налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов. В Реестре содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным статьями 83, 335, 346.28 и 346.46 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - Сведения).

Ведение Реестра включает в себя внесение в него Сведений, изменение Сведений, содержащихся в Реестре. Сведения (изменения Сведений) вносятся в Реестр в сроки, установленные статьей 84, 335, 346.28 и 346.46 Налогового кодекса Российской Федерации для учета в налоговых органах организаций и физических лиц. Реестр ведется в электронном виде с использованием информационных технологий путем ведения государственной базы данных.

Сведения из ЕГРН предоставляются налоговыми органами в виде выписки по формам, утверждённым приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/153@ «Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра налогоплательщиков». Выписка из ЕГРН предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.

Так как Административный регламент ФНС предоставления государственной услуги по представлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н, действует на всей территории Российской Федерации, то указание Заявителя на то, что требование по предоставлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков выполнимо только при одном условии - фактическом расположении участника закупки в регионе проведения закупки, то есть только в Волгограде, является несостоятельным.

Кроме того, в документации предусмотрено, что Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков может представляться со сроком получения за 45 дней до срока окончания приема заявок, что, напротив, позволяет любому участнику, имеющему заинтересованность в продаже товаров, оказании услуг, выполнении работ, сформировать пакет документов на участие в закупочной процедуре заблаговременно, изучив процедуры из Плана закупок ПАО «ВОЭ», размещенного в ЕИС и на сайте ПАО «ВОЭ».

В п. 11 информационной карты документации закупочной процедуры определен состав заявки, то есть те формы приложений к заявке, заполненные в соответствии с требованиями документации о конкурентной закупке, которые обжалует ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг». При этом в разделе 8 документации закупочной процедуры приведены образцы форм основных документов, включаемых в состав заявки.

В составе заявки ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» отсутствовала Форма № 1 и Форма № 3 Приложения к заявке «Предложение участника», которое содержит указание на предлагаемую цену договора, срок поставки товара, срок предоставления гарантии качества, порядок оплаты товара и т.д. В отсутствие указанных сведений невозможно провести оценку заявки участника, так как невозможно сопоставить предложения данного участника с предложениями других участников, чем нарушается принцип конкуренции.

В части довода о противозаконности требования «предоставления оригиналов документов с нотариально заверенными подписями» в целях стабильного отклонения участников закупок, зарегистрированных в иных регионах, кроме Волгоградской области, поясняем следующее.

Согласно п. 3.6.1.3. документации закупочной процедуры участник предоставляет нотариально заверенные копии (подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса) учредительных документов участника закупки.

С 1 июля 2014 года нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению равнозначности:

  • электронного документа документу на бумажном носителе;
  • документа на бумажном носителе электронному документу.

Совершение названных нотариальных действий регламентировано статьями 103.8, 103.9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Электронный образ документа, содержащий удостоверительную надпись, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и передается лицу, обратившемуся за удостоверением равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, способом, согласованным с данным лицом (например, по электронной почте, на отчуждаемых машинных носителях, таких как CD/DVD-ROM, флэш-карты или иные устройства, используемые для хранения информации).

Требования к формату изготовленного нотариусом электронного документа утверждены приказом Минюста России от 29.06.2015 № 155. Электронный документ изготавливается нотариусом в виде XML-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса в формате PKCS#7 (отделенная электронная подпись в кодировке DER). Квалифицированная электронная подпись лица, от которого исходит документ, проверяется, подтверждается ее принадлежность в соответствии Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предоставляет право использования нотариально заверенных копий документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, на официальном сайте Нотариальной палаты РФ имеется информация, размещенная в открытом доступе, относительно организации работы дежурных нотариусов, в том числе в период пандемии на территории всей Российской Федерации.

Ссылка заявителя на невозвратные финансовые затраты для нотариального заверения документов является несостоятельной, так как согласно статье 22.1. «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) размер нотариального тарифа за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу составляет 50 рублей за каждую страницу документа на бумажном носителе. Таким образом, затраты на удостоверение документов являются соразмерными и регулируемыми, не превышают затраты по оплате вознаграждения, которые несут участники в соответствии с «Регламентом работы электронной площадки «ОТС-TENDER» АО «ОТС»», утвержденный АО «ОТС».

В том числе в п. 1.6. документации закупочной процедуры предусматривает, что участник процедуры закупки несет все расходы, связанные с участием в запросе оферт, в том числе с подготовкой и предоставлением заявки, иной документации, а заказчик не имеет обязательств по этим расходам независимо от итогов запроса оферт, а также оснований их завершения. Участники процедуры закупки не вправе требовать компенсацию упущенной выгоды, понесенной в ходе подготовки к запросу оферт и проведения запроса оферт.

ПАО «ВОЭ» не совершало действий, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении закупки, обеспечило в закупке добросовестную конкуренцию, поскольку при конкурентных процедурах поставщики снижают цены и улучшают качество товаров, работ или услуг в борьбе за потребителей.

Учитывая то обстоятельство, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 указанного Закона в редакции, действующей с 09.01.2018), жалобу заявителя нельзя признать обоснованной.

При данных обстоятельствах жалоба ООО «ТД «ТехЭнергохолдинг» подлежит признанию необоснованной.

2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Торговый дом «Техэнергохолдинг» на действия заказчика - ПАО «Волгоградоблэлектро» (ИНН: 3443029580; ОГРН 1023402971272) при проведении запроса оферт в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (провод) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32009070508 размещено на официальном сайте ЕИС 10.04.2020) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны