Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/18-92/2023 03 марта 2023 года ... от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Аксиома»

ул. Дружбы, д. 32, кв./оф. 46,        г. Стерлитамак, Республика Башкортостан

 

 

                                     М…

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/18-92/2023

03 марта 2023 года                                                                                                      Волгоград

 

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:  

Председатель Комиссии     

- заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна;               

Члены Комиссии                 

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна;

 

- главный специалист - эксперт – Корнешова Елена Алексеевна,

рассмотрев дело № 034/05/18-92/2023, возбужденное по признакам нарушения             ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Аксиома» (ИНН: 0268092380),

в отсутствие представителей сторон, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий контроль (надзор) за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 1922 (далее - Правила).

В соответствии с п. 13 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются: а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) представление прокурора; в) заявление о нарушении законодательства; г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление М… (вх. № 3563-эп/22 от 01.12.2022) с жалобой на распространение нежелательной рекламы стоматологических услуг.

Так, заявитель указал, что на его номер телефона +7 937… поступил нежелательный звонок, а именно:

- 16.11.2022 в 12:20 поступил звонок с номера +7 920 657 4791.

Заявителем представлена детализированная выписка по номеру телефона, подтверждающая поступление спорного звонка в указанную заявителем дату, а также аудиозапись звонка следующего содержания:

«В рамках дня открытых дверей приглашаем вас бесплатно пройти диагностику полости рта, в которую войдёт: панорамный снимок, консультация стоматолога-ортопеда, процедура ультразвуковой чистки зубов, также вам составят план по необходимому лечению или протезированию. Если вы согласна получить подробную информацию или записаться, скажите «хочу».»

 Заявитель указал, что согласия на получения указанных рекламных звонков не давал.

 В рамках рассмотрения заявления было установлено следующее.

 В ответ на запрос Волгоградского УФАС России ПАО «Мегафон» в письме от 13.12.2022 вх. № 3932-ЭП/22 сообщило, что номер телефона, с которого звонили заявителю 16.11.2022 в 12:20, выделен ООО «Аксиома» (ИНН: 0268092380).

ПАО «Мегафон» заключен договор возмездного оказания услуг связи с ООО «Аксиома» (далее - абонент) № 100391905 от 05.10.2021 (далее - договор). По договору абонентский номер +7 920 657 4791 был передан абоненту. В соответствии с п. 4.3.4 договора предусмотрено условие: абонент обязан не использовать услуги для совершения противоправных действий или действий, наносящих ущерб третьим лицам, в том числе для рассылки не согласованных с адресатом сообщений или звонков рекламного, коммерческого или агитационного характера. О нарушении условий договора и об использовании выданных абоненту телефонных номеров для распространения рекламы по сетям электросвязи до получения информации от Волгоградского УФАС России оператору связи известно не было.

В адрес ООО «Аксиома» был направлен запрос информации исх. № ИН/3252/22 от 20.12.2022 (получен адресатом 11.01.2023).

Однако ответ от юридического лица в рамках сроков рассмотрения заявления не поступил.

В соответствии с п. 4 Правил дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Заявитель представил сведения о месте регистрации в Волгограде.

По результатам рассмотрения поступившего заявления определением от 30.01.2023 было возбуждено дело № 034/05/18-92/2023 по признакам нарушения ч. 1               ст. 18 Закона о рекламе в отношении ООО «Аксиома».

Рассмотрение дела было назначено на 27.02.2023.

Копия определения (исх. № ИН/597/23 от 30.01.2023) была направлена на юридический адрес ООО «Аксиома» (получено адресатом 07.02.2023).

Однако к рассмотрению дела запрошенная определением информация от юридического лица не поступила.

 

Рассмотрев материалы дела № 034/05/18-92/2023 комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, которая была доведена до М… на номер телефона (+7 937…) 16.11.2022 в 12:20 посредством телефонного звонка с номера +7 920 657 4791 является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством направления телефонного звонка в адрес заявителя;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (стоматологические услуги);

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

 Цель звонка – продвижение стоматологических услуг клиники.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

По смыслу ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе её действие направлено на ограждение абонентов от нежелательных для них телефонных звонков (sms-сообщений, сообщений, передаваемых иным видом электросвязи) с рекламной информацией, на получение которой они не давали своего согласия, вне зависимости от того, под какую именно информацию такая реклама завуалирована её распространителем с целью придания своим действиям видимости законности.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Доказательств получения предварительного согласия заявителя на получение рекламы в материалы дела не представлено.

Рассматриваемая реклама стоматологических услуг, которая была доведена до М… на номер телефона (+7 937 082 2551) 16.11.2022 в 12:20 посредством телефонного звонка с номера +7 920 657 4791, является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением ч. 1 с. 18 Закона о рекламе.

За нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе ответственность несёт рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

С учётом имеющейся информации рекламораспространителем выступило ООО «Аксиома».

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В материалы дела не поступили доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу стоматологических услуг, которая была доведена заявителю на номер телефона (+7 937…) 16.11.2022 в 12:20 посредством телефонного звонка с номера +7 920 657 4791, поскольку реклама распространена с нарушением требований ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Аксиома» (ИНН 0268092380, ОГРН: 1200200063337, дата присвоения ОГРН: 05.11.2020, адрес: ул. Дружбы, д. 32, кв./оф. 46, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 03.03.2023.

Резолютивная часть решения оглашена 27.02.2023.

          

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                И.Б. Н

 

Члены Комиссии                                                                                            Е.В. А

 

                                                                                                                                 Е.А. К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Н.П.

(8442) 23 19 23

Связанные организации

Связанные организации не указаны