Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 06 марта 2024 года Дело № 034/... от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявителю:

ООО «Новая Энергия»

 

Заказчику:

АО «Волгоградоблэлектро»

 

 

 

 

 

Пе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

06 марта 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-714/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

«…» – председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«…» – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«…» – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу ООО «Новая Энергия» (вх. № 1767-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса оферт по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (арматура ВЛ) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32413217942 размещено на официальном сайте ЕИС 26.01.2024), при участии в заседании комиссии:

представителя ООО «Новая Энергия» «…» по доверенности № «…» от «…»,

представителей АО «Волгоградоблэлектро» «…» по доверенности № «…» от «…»,«…» по доверенности № «…» от «…»,«…» по доверенности № «…» от «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «Новая Энергия» (вх. № 1767-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса оферт по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (арматура ВЛ) для нужд АО «Волгоградоблэлектро».

Извещение о проведении закупки № 32413217942 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 26.01.2024.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Новая Энергия» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «Новая Энергия» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление исх. № ОЯ/1462/24 от 27.02.2024).

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

ООО «Новая Энергия» считает, что заказчиком была проведена неправомерная оценка заявок на этапе подачи дополнительных ценовых предложений (далее –переторжка). В доводах жалобы указывается, что при проведении закупочной процедуры было подано три заявки от следующих участников:

ООО «Вольт-Сервис», цена 3 676 829,00 рублей, срок поставки –9 дней;

ООО «Новая Энергия», цена 2 905 480,80 рублей, срок поставки – 9 дней;

ООО «СпецСфера», цена 3 995 149,65 рублей, срок поставки – 10 дней.

Заказчиком в соответствии с протоколом № 32413217942-01 заявки участников были допущены для участия в конкурентной процедуре и принято решение о проведении переторжки, для получения заявки с наиболее выгодным для заказчика предложением. При проведении переторжки участник закупки (ООО «СпецСфера») изменил не только ценовое предложение, но и уменьшил срок поставки: с 10 дней на 9 дней, поэтому был признан победителем данной закупки, по итогам подсчета баллов в соответствии с разделом 5 документации по неценовому критерию «Срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг», поэтому данному участнику был неправомерно повышен итоговый балл.

Поэтому заявитель считает, что в соответствии с п. 4.7.1 документации – участник закупки, подавший заявку, вправе изменить или отозвать свою заявку в любое время после ее подачи, но до истечения срока предоставления заявок по данной закупке, изменение и (или) отзыв заявок после истечения срока подачи заявок на участие в закупке, установленного документацией о закупке, не допускается.

Участник закупки ООО «СпецСфера» при подаче заявки при переторжке изменил не только цену, но и срок поставки товара, и соответственно с критериями оценки получил конкурентное преимущество и стал победителем, поэтому заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить протокол № 32413217942-03 (переторжки, оценки и сопоставления заявок от 16.02.2024) и провести этап оценки и сопоставления заявок в соответствии с закупочной документацией.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Закон о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики при проведении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

АО «Волгоградоблэлектро» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Волгоградоблэлектро», (утв. советом директоров протокол № 6 от 30.09.2022, далее – Положение о закупках), а также документацией о проведении открытого запроса оферт по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (арматура ВЛ) для нужд АО «Волгоградоблэлектро», утв. председателем закупочной комиссии АО «Волгоградоблэлектро» от 26.01.2024 (далее – документация).

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из п. 6. ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора».

Согласно пп. 13 п. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 7.2.2 Положения о закупке установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчиком для осуществления своей производственной и хозяйственной деятельности было принято решение о проведении закупки (открытый запрос оферт по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (арматура ВЛ), после чего в ЕИС и на сайте заказчика 26.01.2024 было размещено извещение и документация о проведении закупки.

В пункте 20 извещения и пункте 21 документации установлено, что в случае если протоколом рассмотрения заявок зафиксировано решение о проведении переторжки такая переторжка объявляется не позднее дня следующего за днем публикации данного протокола. Минимальный срок подачи заявок на переторжку участниками должен составлять 24 часа.

Таким образом, заказчик в соответствии с закупочной документацией имеет право провести переторжку для получения наиболее выгодного предложения.

При проведении закупки на участие в конкурентной процедуре поступило три заявки: ООО «Вольт-Сервис», ООО «Новая Энергия», ООО «СпецСфера», что подтверждается протоколом № 3241327942-01 от 13.02.2024.

Согласно протоколу № 3241321942-02 от 13.02.2024 все вышеуказанные участники были допущены к участию в закупке и заказчиком для получения наиболее выгодного предложения было принято решение о проведении переторжки, после чего участникам закупки 13.02.2024, было направлено приглашение для участия в процедуре переторжки.

АО «Волгоградоблэлектро» установило одинаковые требования к участникам конкурентной закупки, в документации о конкурентной закупке указаны единые требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Переторжка предоставила участникам закупки возможность добровольно повысить предпочтительность их заявок.

В переторжке приняли участие все участники закупки.

На участие в переторжке было получено три предложения: ООО «Вольт-Сервис», ООО «Новая Энергия», ООО «СпецСфера», что зафиксировано в протоколе № 32413217942-03 от 16.02.2024, победителем, представившем лучшее предложение, было признано – ООО «СпецСфера».

Проведение переторжки по данной закупке, предусмотрено извещением и документацией АО «Волгоградоблэлеткро».

В соответствии с пунктом 7.3.2 Положения о закупке установлено, что конкурентные процедуры могут включать в себя один или несколько этапов, в том числе: п. 7.2.3 – сопоставление дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг.

Таким образом, исходя из содержания данного пункта заказчик при переторжке имеет право учитывать не только снижение цены договора, но и иные критерии в том числе и срок поставки товара.

Исходя из содержания п. 7.3.2, п. 15.3, Положения о закупках подача участником заявки проводимой при переторжке не ограничивает участника закупки правом подачи только изменения цены, так как участник может предложить иные дополнительные критерии своей заявки.

Комиссией установлено, что ни в Положении о закупках, ни в документации не установлено право заказчика по отклонению ценового предложения участниками с дополнительными критериями, заказчик не имел права не дать соответствующую оценку такому предложению.

Кроме того, представители заказчика отметили, что заявитель (ООО «Новая Энергия) при подаче заявки (исх. № 15/1 от 15.02.2024) на переторжку, также предоставил формы заявки содержащие предложения по сроку поставки товара, порядку оплаты товара, гарантийному сроку на товар, хотя исходя из логики его жалобы, при переторжке должны учитываться только предложенная цена, таким образом, кроме цены, участник также подал предложение по неценовым критериям.

Вторым участником закупки ООО «СпецСфера» при подаче заявки на переторжку также были предоставлены формы заявки содержащие предложения по сроку поставки товара, порядку оплаты товара, гарантийному сроку на товар.

Третий участник закупки ООО «Вольт-Сервис» при подаче заявки на переторжку, также предоставил формы заявки, содержащие предложения по сроку поставки товара, порядку оплаты товара, гарантийному сроку на товар.

Учитывая, что все участники закупки ранее были допущены к участию в основной конкурентной процедуре, у заказчика не имелось оснований не принять к рассмотрению дополнительные заявки, даже в том случае, если участник закупки предложил иные условия по сравнению с основной заявкой, если предложенные условия являются более выгодными для заказчика.

Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей Заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету Закупки Заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы заявителя не установлено, что оспариваемые действия повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе привело к ограничению конкуренции.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

В силу прямого указания ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с п. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

С учетом изложенного, Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на процедуры торгов, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

Иное также нарушило бы баланс прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя не указал, какие нормы Закона о закупках были нарушены заказчиком, помимо субъективной оценки действий заказчика.

Само по себе несогласие подателя жалобы с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.

При таких обстоятельствах, заявителем не представлено обоснования необходимых условий для признания его жалобы обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Новая Энергия» (вх. № 1767-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса оферт по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (арматура ВЛ) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32413217942 размещено на официальном сайте ЕИС 26.01.2024) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии:

 

«…»

 

 

Члены комиссии:

«…»

 

 

 

«…»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны