Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/28-232/2019 от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/28-232/2019

23 мая 2019 года г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 08 мая 2019 года

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления –

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела –

 

- главный специалист - эксперт –

рассмотрев дело № 034/05/28-232/2019, возбужденное по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО МКК «АктивВолгоград» (ОГРН: 1143443015715, дата присвоения ОГРН: 09.06.2014, ИНН: 3444214874, КПП: 346001001, адрес: г. Волгоград, ул. Авиаторская, д. 1 Б. оф. 1),

с участием представителя ООО МКК «АктивВолгоград» (личность удостоверена по паспорту), иные лица не явились, извещены,

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление Южного ГУ Банка России (вх. № 895 от 04.02.2019, далее - заявление) относительно рекламы микрофинансовой организации с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В заявлении указано, что по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 30 «А» размещена информация: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Быстро и легко вы возьмете деньги у нас» (справа от текста изображена стрелка-указатель на вход в помещение, занимаемое компанией).

В ходе проведенного специалистами Волгоградского УФАС России мониторинга размещаемой наружной рекламы распространение указанной заявителем информации подтвердилось (см. акт мониторинга от 26.03.2019 № 427-р).

Однако в ходе мониторинга было выявлено размещение по указанному заявителем адресу также следующей информации на окнах организации «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день». Данная информация размещена на цветных плакатах. Кроме того, на окнах организации под плакатами нанесена надпись: «Займы от 0,9%».

Определением от 04.04..2019 возбуждено дело № 034/05/28-232/2019, по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ООО МКК «АктивВолгоград».

Представитель ООО МКК «АктивВолгоград» представил комиссии письменные объяснения по обстоятельствам рассматриваемого дела (исх. от 26.04.2019).

Общество подтвердило размещение на фасадной части отделения структурного подразделения (далее - ОСК) ООО МКК «АктивВолгоград» по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 30 рассматриваемой в деле рекламы.

Общество указало, что на самих цветных плакатах с данной информацией отсутствовали данные о наименовании организации и полных условиях предоставления займов, однако вся информация была размещена в ОСП на стендах для потребителей.

В настоящий момент, как указал представитель, рекламы удалена с ОСП.

ООО МКК «АктивВолгоград» пояснило, что информация «Займы от 0,9%» не является условием какой-либо акции. Займы под 0,9% в день предоставлялись Обществом на постоянной основе, как один из видов потребительского займа, полные сведения о котором содержатся в «Информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма» (раздел «Виды потребительского займа»), утвержденной 28.01.2019 и размещенной на официальном сайте организации.

Устно представитель ООО МКК «АктивВолгоград» пояснил, что Обществом поданы документы в адрес Банка России об исключении ООО МКК «АктивВолгоград» из реестра микрофинансовых организаций.

Также представитель ООО МКК «АктивВолгоград» указал, что акция «Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день» распространяется на новых клиентов компании. Первоначально с клиентами заключается договор займа на общих условиях (например, под 1,5 %). В случае выплаты долга на 30 день с клиентом подписывается дополнительное соглашение о перерасчете займа под 1% за весь срок займа. Как указал, представитель ООО МКК «АктивВолгоград», это право микрофинансовой организации (ч. 16 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»), однако первоначальный договор с клиентом не содержит условий о возможности перерасчета.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

С учетом полученной информации в рамках рассмотрения дела комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО МКК «АктивВолгоград» также признаков нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, в связи с распространением информации в рекламе: «Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день».

Определением от 29.04.2019 рассмотрение дела было отложено, ООО МКК «АктивВолгоград» было предложено представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- пример договора займа, заключенного на условиях 0,9% для категории пенсионеры;

- пример договора, оформляемого с новым клиентом, а также дополнительное соглашение к нему, подписываемое в случае выплаты долга на 30 день задолженности, содержащее условие о перерасчете займа под 1%;

- сведения о распространении рассматриваемой в деле № 034/05/28-232/2019 рекламы с приложением фотографий оформления внешнего вида обособленных структурных подразделений в г. Волгограде на момент рассмотрения дела;

- письменные объяснения в связи с выявленными признаками нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, в связи с распространением информация в рекламе: «Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день».

На заседание комиссии 08.05.2019 Обществом представлено 2 договора потребительского займа с пенсионерами (№ 0300321433 от 01.02.2019, № 0300320826 от 01.02.2019).

Устно представитель Общества пояснил, что точки, в которых размещались ОСП ООО МКК «АктивВолгоград», были арендованы, сейчас срок аренды истек. Фактически по адресам размещения ОСП ООО МКК «АктивВолгоград» сейчас осуществляет деятельность иная организация.

Пример договора, оформляемого с новым клиентом, а также дополнительное соглашение к нему, подписываемое в случае выплаты долга на 30 день задолженности, содержащее условие о перерасчете займа под 1%, не был представлен, поскольку таковых не было оформлено.

Иных объяснений, заявлений не поступило.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, на которую указал заявитель («Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Быстро и легко вы возьмете деньги у нас» с изображением стрелки-указателя), с учетом места её расположения не является рекламой, поскольку Закон о рекламе в силу ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе вопросы размещения вывесок, указателей, информационных табло Законом о рекламе не регулируется.

В соответствии с п.п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Указание на здании в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 9 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии с п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определённой территории.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может быть признано обычаем делового оборота (см., например постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А12-13404/2010 от 28.09.2010).

В рассматриваемом случае целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности является информирование о месте входа в организацию и месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании). Такие сведения не могут быть квалифицированы как реклама.

Однако информация, размещенная на цветных плакатах, расположенных на окнах организации: «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день»; Займы от 0,9%», отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования в данном случае выступают финансовые услуги.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В рассматриваемом случае обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, в рекламе отсутствуют.

Кроме того, необходимо учитывать, что полные сведения о лице, осуществляющем деятельность по адресу: пр-т Героев Сталинграда, д. 30 А, г. Волгоград, с указанием организационно-правовой формы, адреса на вывеске также не приведены (см. акт мониторинга от 26.03.2019 № 427-р).

Как указал заявитель, деятельность по выдаче займов по указанному адресу осуществляет ООО Микрокредитная компания «АктивВолгоград» (ИНН 3444214874). Компания (на момент рассмотрения дела) состоит в реестре микрофинансовых организаций, публикуемом Банком России на официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день»; «Займы от 0,9%» все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость займа, отсутствуют.

Как указал Пленума ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Полная стоимость потребительского кредита (займа), определяемая в процентах годовых, рассчитывается по формуле (см. ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии с «Информацией об условиях предоставления, использования и возврата потребительского микрозайма» (раздел «Виды потребительского займа»), утвержденной 28.01.2019, на которую ссылается в объяснениях ООО МКК «АктивВолгоград», предусмотрены 4 вида займов:

- без обеспечения на сумму от 5000 руб. до 30000 руб. (ставка от 255,5% до 547,5% в зависимости от суммы займа),

- без обеспечения для пенсионеров на сумму от 31000 руб. до 100000 руб. на срок до 6 месяцев, ставка 182,5%

- без обеспечения для пенсионеров на сумму от 5000 руб. до 30000 руб. на срок до 30 дней (ставка от 255,5% до 328,55 в зависимости от суммы займа),

- без обеспечения на сумму от 5000 руб. до 10000 руб., ставка 730%.

В соответствии с представленными договорами займов полная стоимость займа составила в каждом случае 328,5 % годовых.

Однако данная информация о сроках и суммах займа, полной стоимости займа в процентах годовых в рекламе отсутствует.

Кроме того информация «Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день» является фактически недостоверной, поскольку, как было установлено в рамках рассмотрения делам первоначально с клиентами заключается договор займа на общих условиях (например, под 1,5 %). И только в случае выплаты долга на 30 день с клиентом подписывается дополнительное соглашение о перерасчете займа под 1% за весь срок займа. При этом, как подтвердил представитель ООО МКК «АктивВолгоград», это право (не обязанность) микрофинансовой организации (ч. 16 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»), однако первоначальный договор с клиентом не содержит условий о возможности перерасчета.

Примеров заключения дополнительного соглашения о перерасчете займа под 1% за весь срок займа комиссии не представлено.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель (ч. 6-7 ст. 38 Закона о рекламе).

За нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем и рекламодателем в рассматриваемом случае, с учетом имеющейся информации, выступило ООО МКК «АктивВолгоград» (ОГРН: 1143443015715, дата присвоения ОГРН: 09.06.2014, ИНН: 3444214874, КПП: 346001001, адрес: г. Волгоград, ул. Авиаторская, д. 1 Б. оф. 1).

Рассматриваемая реклама: «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день», размещенная на цветных плакатах на окнах структурного подразделения ООО МКК «АктивВолгоград», расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 30 «А», а также: «Займы от 0,9%», выполненная в виде надписи на окнах данного структурного подразделения ООО МКК «АктивВолгоград», является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела № 034/05/28-232/2019 в материалы дела не поступили доказательства прекращения распространение спорной рекламы. Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу: «Деньги Актив»: «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги для Вас! Честно и быстро! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Деньги без лишних документов! Деньги до зарплаты! Номер единой справочной 8 800 700 02 25. www.aktivdengi.com», «Деньги Актив. Деньги в нужный момент. Новым клиентам 1 % при гашении на 30-й день», размещенную на цветных плакатах на окнах структурного подразделения ООО МКК «АктивВолгоград», расположенного по адресу: г. Волгоград, пр-т Героев Сталинграда, д. 30 «А», а также: «Займы от 0,9%», выполненную в виде надписи на окнах данного структурного подразделения ООО МКК «АктивВолгоград», ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО МКК «АктивВолгоград» (ОГРН: 1143443015715, дата присвоения ОГРН: 09.06.2014, ИНН: 3444214874, КПП: 346001001, адрес: г. Волгоград, ул. Авиаторская, д. 1 Б. оф. 1) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны