Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-323/2020 ПО ПРИЗНА... от 27 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-323/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

27 марта 2020 года Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, рассмотрев заявление физического лица,

УСТАНОВИЛ:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 590 от 28.01.2020, вх. № 848 от 05.02.2020), в котором сообщается о распространении в сети Интернет в поисковой системе «Яндекс» недостоверной рекламы автомобильного центра «Лазурит». К заявлению был приложено фото рекламы с текстом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!».

Как указал заявитель, его внимание привлекла интернет-реклама «Лазурит Авто» о продаже нового автомобиля марки «Равон» модели «Джентра». Перейдя по гиперссылке в рекламе («auto-lazurit.ru») он попал на сайт «указанного дилера». На сайте было размещено предложение о продаже нового автомобиля марки «Равон» модели «джентра» за 380 000 р. Связавшись с менеджером, заявителю было предложено приехать в дилерский центр и оформить заказ. Прибыв по адресу Волгоград, ул. ш. Авиаторов, д. 8Д, у заявителя потребовали личные данные, после чего было предложено оформить кредит. При желании заявителя осмотреть автомобиль, ему было сообщено, что данного автомобиля в наличии нет. При этом при расчете стоимости автомобиля в кредит его стоимость вышла 700 000 рублей. При изъявлении желании заявителем произвести оплату автомобиля за наличные денежные средства, ему был дан отказ менеджером салона.

Волгоградским УФАС России был проведен мониторинг рекламы и информации, распространяемой в сети Интернет. Распространение рекламы и информации, указанной физическим лицом, подтвердилось (акты осмотра Интернет-сайтов и информации в сети Интернет от 07.02.2020 № 525-Р).

Так, на сайте https://yandex.ru/pogoda/volgograd была обнаружена реклама автосалона «Лазурит Авто» с текстом «Ravоn GENTRA в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5% без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!» В данном информационном блоке содержатся активные ссылки, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет.

В целях установления всех обстоятельств размещения указанной рекламы в адрес ООО «Яндекс» был направлен запрос (исх. № 02-3/643 от 07.02.2020) о представлении информации и документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы.

В ответ на указанный запрос поступила информация о том, что рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 51768/16 от 09.06.2016, заключенного между ООО «О.ЭМ.ДЖИ» (ОГРН: 1057746594058, ИНН: 7729523604) и ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193) (вх. № 1168 от 12.02.2020).

В ответ на запрос (исх. №02-3/856 от 17.02.2020) о представлении информации относительно представления документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы, ООО «О.ЭМ.ДЖИ» пояснило, что между ним и ООО «Лазурит» (ИНН 9721087340) заключен договор комиссии № 25/2019 от 23.12.2019, по которому ООО «О.Эм.Джи» принимает на себя обязанность по оказанию услуг по заключению договоров с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет ООО «Лазурит» по организации рекламной кампании (вх. № 1546 от 20.02.2020).

Также был направлен запрос в адрес ООО «Лазурит» (исх. № 02-3/1658 от 18.03.2020) о представлении информации и документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы; условий оформления автокредита с кредитной ставкой от 4,5%, а также автокредита с иными процентными ставками; сведений о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключённых договоров) с указанием процентных ставок по заключенным договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта); случаев, когда может быть отказано в выдаче указанного кредитного продукта на рекламируемых условиях.

Ответ на указанный запрос к моменту возбуждения данного дела не поступила.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, распространяемая посредством системы «Яндекс.директ», является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования в данном случае выступают автомобили, реализуемые в автомобильном центре «Лазурит Авто», а также финансовые услуги (автокредитование).

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В данном случае в рекламе содержатся сведения о возможности приобретения товара (автомобиля) при отсутствии его в действительности в наличии. Как указывает заявитель, есть основания полагать, что рекламируемая модель автомобиля вообще фактически не продается в настоящее время на территории России.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о возможности приобретения автомобиля за 380 000 рублей, в то время как заявителю в автомобильном центре «Лазурит Авто» была указана цена в 700 000 рублей

Кроме того, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения специальных требований рекламного законодательства в отношении рекламы финансовых услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В рассматриваемом случае обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, в рекламе отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе, размещенной в сервисе «Яндекс.Директ» все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют, при этом сообщается одно наиболее привлекательное условие, влияющее на стоимость кредита – ставка в 4,5%.

При оценке рекламы учтено, что рассматриваемые рекламные объявления содержат гиперссылки, позволяющие сразу после «клика» переходить на соответствующий сайт, на котором содержится информация о рекламируемых услугах.

Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимационный модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей.

В то же время в силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

Установлено, что и на самом сайте https://auto-lazurit.ru/ (во второй ступени рекламы) данные о лице, предлагающем финансовую услугу, полные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), не содержатся.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ст. 28 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем с учетом полученной в рамках рассмотрения обращения информации выступило ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021).

В результате рассмотрения заявления установлено, что рекламодателем выступило:

- ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428.

В соответствии с п.п. 3-4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-323/2020 по признакам нарушения п. 3, 4 ч. 3 ст.5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: - ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021);

- ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428).

- в качестве заявителя – физическое лицо, от которого поступили обращения (вх. № 590 от 28.01.2020, вх. № 848 от 05.02.2020).

3. Назначить дело № 034/05/5-323/2020 к рассмотрению на ___ _________2020 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград,

4. ООО «Лазурит» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением документов, подтверждающих позицию;

- документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы;

- сведения о возможности приобретения потребителем автомобиля, указанного рассматриваемой рекламе стоимостью 380 000 р. с приложением доказательств;

- условия оформления автокредита с кредитной ставкой от 4,5%, а также автокредита с иными процентными ставками;

- сведения о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключённых договоров) с указанием процентных ставок по заключенным договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта);

- укажите случаи, когда может быть отказано в выдаче указанного кредитного продукта на рекламируемых условиях;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела

5. ООО «Яндекс» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, дополнительно к ранее представленным документам и сведениям.

6. Заявителю представить на заседание Комиссии:

- информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны