Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-39/2020 ПО ПРИЗНАК... от 23 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-39/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

23 января 2020 года Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления Н.И.Б. в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

26.11.2019 в Волгоградское УФАС России по телефону поступило обращение гражданки, которая не пожелала представиться и оставить свои контактные данные.

Гражданка изложила жалобу на непристойную рекламу магазина самогонных аппаратов «Колба» (наличие недоговорённых нецензурных слов), которая транслировалась в эфире радио «Новое радио» (104 FM) 26.11.2019 примерно в 13 ч 00 мин.

В соответствии с п. 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила) дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В связи с поступившей информацией в адрес ООО «Компания Новое радио» был направлен запрос о представлении информации о распространении в ноябре 2019 года в эфире «Новое радио» (104,0 FM) рекламы магазина самогонных аппаратов «Колба» с указанием текстов рекламы, записи роликов рекламы, периода времени, территории распространения такой рекламы с приложением подтверждающих документов.

В ответ на указанный запрос была представлена информация, согласно которой на радиоканале «Новое радио» непосредственно ООО «Компания Новое радио» не осуществлялось размещения рекламы магазина самогонных аппаратов «Колба». Фактическое размещение рекламных материалов в эфире радиоканала «Новое радио» на указанной территории вещания осуществляется ООО «Свежий Ветер. Волгоград» (ОГРН 1153443011820, ИНН 3444252478), которое заключает для этих целей соответствующие договоры с рекламодателями и самостоятельно проводит правовую оценку рекламных материалов (вх. № 12310 от 27.12.2019).

В ответ на запрос о представлении вышеуказанной информации ООО «Свежий ветер. Волгоград» представило информацию, согласно которой между ООО «Свежий ветер. Волгоград» и ИП К.Р.В. (ОГРНИП 317344300069791, ИНН 344346423995, дата присвоения ОГРНИП: 25.07.2017) заключен договор № 1217 МР-026Р от 21.12.2017 на производство и размещение рекламных материалов (вх. № 369 от 20.01.2020). Указанная реклама согласно эфирным справкам размещалась в период с 26.11.2019 по 29.11.2019, а также с 15.11.2019 по 28.11.2019.

Также было пояснено, что услуги по изготовлению рекламного материала магазина самогонных аппаратов «Колба» ООО «Свежий ветер. Волгоград» не оказывало, ролик поступил от ИП К.Р.В. в готовом к распространению виде. Кроме того, к ответу на запрос была приложена запись рекламного аудиоролика магазина самогонных аппаратов «Колба».

Оценив рассматриваемую аудиозапись рекламы, специалисты Волгоградского УФАС России установили, что рассматриваемая реклама оформлена на мотив песни известного исполнителя С. Слепакова «Каждую пятницу», и содержит следующий текст: «Черная пятница лишь три дня, акция в «Колбе» не ***ня Автоклав, пивоварня, аппарат, все покупай без лишних трат. Черная пятница по всех магазинах самогонных аппаратов «Колба». Реальные скидки до 50 %. Только с 27 по 29 ноября в городе Волгоград на Жукова, 94 ТЦ «Аура», в городе Волжский на улице Мира 75, Торговый центр «Фламинго» (*** звучит как односигнальный звук «пи»).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на наружной конструкции, является рекламой, т.к.:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • распространяется посредством размещения в радиопрограмме;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает сам магазин самогонных аппаратов «Колба», а также его ассортимент.

Правилами предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Согласно ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (далее- письмо ФАС России), к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Рассматриваемая реклама содержит фразу «акция в «Колбе» не ***ня», которая может быть истолкована как ругательство с использованием бранных слов. Отсутствие слова (применение односигнального звука «пи») указывает на намеренное его сокрытие в целях привлечения внимания потребителей, которое воспринимается как бранное слово.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Кроме того, согласно вышеуказанного письма ФАС России при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Реклама магазина самогонных аппаратов «Колба» транслировалась на радиоканале, эфир которого доступен для прослушивания большому количеству людей, в том числе детей, которые могут услышать данную нецензурную рекламную информацию.

Таким образом, рассматриваемая реклама магазина самогонных аппаратов «Колба» содержит признаки нарушения требований Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

С учетом имеющейся информации рекламодателем является ИП К.Р.В. (ОГРНИП 317344300069791, ИНН 344346423995, дата присвоения ОГРНИП: 25.07.2017).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-39/2020 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: ИП К.Р.Р. (ОГРНИП 317344300069791, ИНН 344346423995, дата присвоения ОГРНИП: 25.07.2017);

- в качестве лица, обладающего информацией о рассматриваемых обстоятельствах: ООО «Свежий Ветер. Волгоград» (ОГРН 1153443011820, ИНН 3444252478, адрес: ул. Череповецкая, д. 16, оф. 36, Волгоград, 400120).

3. Назначить дело № 034/05/5-39/2020 к рассмотрению на ____ _________ 2020 года в ___ часов ___ минут

4. ИП К.Р.Р. представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- сведения о распространении в эфире радиоканала «Новое радио» рекламы магазина самогонных аппаратов «Колба» следующего содержания: ««Черная пятница лишь три дня, акция в «Колбе» не ***ня Автоклав, пивоварня, аппарат, все покупай без лишних трат. Черная пятница по всех магазинах самогонных аппаратов «Колба». Реальные скидки до 50 %. Только с 27 по 29 ноября в городе Волгоград на Жукова, 94 ТЦ «Аура», в городе Волжский на улице Мира 75, Торговый центр «Фламинго» (*** звучит как односигнальный звук «пи»), включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению текст рекламы, запись рекламного ролика с указанием точных сроков и территории распространения рассматриваемой рекламы;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Свежий Ветер. Волгоград» представить на заседание Комиссии информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также обеспечить явку представителя на заседание Комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны