Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/07-668/2021 И НАЗНАЧ... от 15 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н.И.Б., рассмотрев заявление, представленное физическим лицом о нарушении требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)
УСТАНОВИЛ:
В адрес Волгоградского УФАС России из Администрации Волгограда поступило обращение физического лица (вх. № 3808 от 14.04.2021) с жалобой на распространение 11.04.2021 рекламы никотинсодержащей продукции на кассах магазина «Магнит», находящегося по адресу: Волгоград, ул. Елецкая, д. 7. К обращению было приложено фото. На фото изображено, что на кассе магазина на наклейке размещена реклама следующего содержания: «Здесь продаются стики для IQOS». Заявитель указал в обращении, что фото сделано 11.04.2021, время 13:17.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- информация распространена путем распространения на кассе магазина;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования в рассматриваемой ситуации является устройство для потребления никотинсодержащей продукции «IQOS», а также курительные принадлежности для указанного устройства (стики).
«IQOS» — система нагревания табака, в ходе работы прибора производится нагрев прессованного табачного продукта («стика») и выделение аэрозолей, содержащих никотин и другие химические вещества, которые потребляются курильщиками путем вдыхания через рот. IQOS является примером изделий из нагреваемого табака.
Согласно п. 8 ст.7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).
С 28.01.2021 г. к действующему запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, установленному в п. 8 ст. 7 Закона о рекламе также добавился запрет на рекламу таких товаров, как устройства для потребления никотинсодержащей продукции (различные модификации устройств, используемых в качестве «электронных сигарет» для доставки никотина или нагревания табака), никотинсодержащая продукция (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи).
В рассматриваемой ситуации объектом рекламирования выступили устройство «IQOS», а также наполнители этих устройств – стики для «IQOS».
В силу ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ст. 7 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем с учетом имеющейся информации, является АО «Тандер» (350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН: 1022301598549, ИНН: 2310031475, КПП: 231001001).
В соответствии с п. 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) юридического или физического лица, подавшего заявление в антимонопольный орган, указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1,2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 034/05/7-668/2021 по признакам нарушения п. 8 ст. 7 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
- в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе – АО «Тандер» (350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185, ОГРН: 1022301598549, ИНН: 2310031475, КПП: 231001001);
- в качестве заявителя - физическое лицо, от которого поступило заявление вх. № 3808 от 14.04.2021;
3. Назначить дело № 034/05/7-668/2021 к рассмотрению на ___ ________ 2021 года в ___ часов ___ минут (по московскому времени) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб. 11, 5-й этаж, левое крыло).
4. АО «Тандер» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела (по п. 8 ст. 7 Закона о рекламе);
- информацию о периоде распространения рассматриваемой рекламы;
- информацию о том, кто является рекламодателем рассматриваемой рекламы;
- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. Заявителю представить на заседание Комиссии в письменной форме информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.