Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-487/2019 от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-487/2019

04 октября 2019 года г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 20 сентября 2019 года

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – ,

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела –

 

- главный специалист - эксперт –

рассмотрев дело № 034/05/5-487/2019, возбужденное по признакам нарушения п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Яндекс», ООО «ВМ Онлайн», ООО «Виктори», ООО «100АП» в отсутствии лиц, участвующих в деле (в заседании комиссии 17.09.2019 объявлен перерыв до 20.09.2019),

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Определением от 28.05.2019 по результатам рассмотрения обращения Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в отношении ООО «Виктори» (вх. № 2751 от 28.03.2019) Волгоградским УФАС России возбуждено дело № 034/05/5-487/2019 по признакам нарушения п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В обращении указывается, что в сети Интернет активно рекламируется автокредит от 4.5% от АЦ «Волга». В рекламе указывается сайт ac-volga.ru, через который, как указывает Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, потребитель обращается в ООО «Виктори» (ИНН 7728318994). Однако фактически гражданин оформляет договор с процентной ставкой под 16% годовых. При этом. как установлено Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, в банк с заявкой о получении автокредита под меньший процент никто не обращался.

В рамках рассмотрения обращения антимонопольным органом проведен осмотр рекламы, распространяемой в сети Интернет. Распространение рекламы, указанной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, подтвердилось (см. акты осмотра Интернет-сайтов от 06.05.2019 № 445-р и от 13.05.2019 № 449-р).

Так, на сайте http://v102.ru 06.05.2019 было выявлено размещение рекламы следующего содержания с пометкой «Яндекс-Директ»:

1. «Автокредит без первого взноса. Волга. Содействие в подборе финансовых услуг. Автокредит от 4,5% ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки;

2. Автокредит от 4,5%. Условия кредита. Спецпредложения. Трейд-ин. Узнать больше на ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки.;

3. «Автокредит от 4,5%. 200 кредитных программ. Без справок и визита в банк. Скидки до 120 000 Р. Заявка. Узнать больше на ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки.

При нажатии на рекламный баннер осуществляется переход на сайт http://ac-volga.ru. На указанной странице в сети Интернет размещена информация: «Оформи заявку на кредит онлайн и получи скидку 10%. Автокредит от 4,5% годовых. Программы кредитования без первоначального взноса. Кредит без полиса КАСКО. Срок кредитования от 6 месяцев до 7 лет, Размер кредита от 60 000 руб. до 3 000 000 руб. Кредит по государственной программе кредитования». В данном информационном блоке не содержится активных ссылок, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет.

Ниже расположены изображения логотипов банков: Оранжевый банк, Быстро банк, Совкомбанк, Сбербанк, Экспобанк, Уралсиб, ПримСоцбанк, Alfa-Bank. При этом логотипы банков не представляют собой активные ссылки, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет.

Ниже размещена информация: «Требования к заявителю:

  • Гражданство: Россия
  • Возраст: от 21 года на момент выдачи кредита, до 65 лет на момент погашения кредита
  • Место жительства и работы: Россия
  • Место постоянной регистрации: Россия
  • Общий трудовой стаж – не менее одного года, стаж на текущем месте работы – не менее 3 месяцев
  • Для оформления кредита НЕ нужны поручители

«Документы для оформления кредита»:

  • Если сумма кредита не более 1,500,000 руб., то достаточно предоставить 2 документа:
  • Паспорт гражданина РФ.
  • Второй документ, предоставляется из следующих документов по выбору Заявителя:
    • Заграничный паспорт гражданина РФ
    • Водительское удостоверение
    • Военный билет
    • Паспорт гражданина РФ лица, допущенного к управлению приобретаемым автомобилем, и его водительское удостоверение
  • Если сумма кредита превышает 1 500 000 руб., то необходимо предоставить следующие документы:
  • Документ, подтверждающий финансовое состояние Заемщика
  • Документ, подтверждающий трудовую занятость Заемщика.

В рамках рассмотрения обращения была получена информация от банков, логотипы которых использованы на странице http://ac-volga.ru. ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в письме вх. № 4658 от 17.05.2019, ПАО «БыстроБанк» в письме вх. № 4675 от 17.05.2019, ПАО «Совкомбанк» в письме от 22.05.2019 вх. № 4840, ПАО «Сбербанк России» в письме от 27.05.2019 вх. № 5036 указали, что не имеют договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с компанией АЦ «Волга» (ООО «Виктори», г. Волгоград), использование логотипа своего банка на указанном сайте считают незаконным.

При этом только ПАО «Совкомбанк» указало, что имеет программу автокредитования под 4,5%. ПАО «Сбербанк России» указало, что в настоящее время вообще не реализует программ автокредитования.

03.06.2019 поступил ответ на запрос антимонопольного органа от ПАО «Банк Уралсиб» (исх. № 1958 от 31.05.2019), в котором сообщается, что в указанном Банке программ автокредитования с условием от 4,5% годовых не имеется. Банк не имеет договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с ООО «Виктори», использование логотипа Банка на сайте http://ac-volga.ru ПАО «Банк Уралсиб» считает незаконным.

На отсутствие программ автокредитования с процентной ставкой от 4,5% годовых указало также ООО «Банк Оранжевый» в письме вх. № 5056 от 28.05.2019.

АО «Альфа-Банк» сообщило, что в Банке отсутствуют программы автокредитования с процентной ставкой от 4,5%, а выдача автокредитов приостановлена Банком с начала 2018 года. Договоры о сотрудничестве с ООО «Виктори» не заключались, товарный знак АО «Альфа-Банк» на сайте http://ac-volga.ru используется незаконно.

19.06.2019 за вх. № 5814 поступило обращение физического лица (…), который обратился с просьбой проверить несоответствие действительности сведений, изложенных в рекламе ООО «Виктори», указав, что реальные процентные ставки составляют более 14%. В приобщенной заявителем рекламе указаны процентные ставки от 2,9%, от 4,5%.

По информации, полученной от ООО «ТаймВэб. Домены» в письме от 21.05.2019 вх. № 4783, администратором доменного имени http://ac-volga.ru/ с 13.08.2018 является К… М… В…(Мытищинский район Московской области).

От ООО «Яндекс» получена информация о том, что реклама компании «Волга», а именно: «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенной в сервисе «Яндекс. Директ», была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 45037/15 от 20.05.2015, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767).

ООО «Яндекс» представило объяснения в рамках рассматриваемого дела (см. письмо исх. № 277820 от 27.06.2019), указав на следующее:

- по имеющейся информации, в период с 15.01.2019 по 11.06.2019 в сервисе «Яндекс.Директ» размещалось рекламное объявление с текстом «Автокредит от 4,5% / Первый платеж в подарок! / 200 кредитных программ. Без справок и визита в банк. Скидки до 120 ООО Р. Заявка: / ac-volga.ru / Содействие в подборе финансовых услуг / организаций». Реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 45037/15 от 20.05.2015, заключённого между Яндексом и ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767, ИНН 7723378904, адрес: 115184, г. Москва, ул. Б. Татарская, д. 35, стр. 3, оф. 705П, телефон +1 495 658-06-06, 504-30-20, адреса электронной почты). Акты об оказанных услугах и счета-фактуры приобщены к материалам дела;

- реклама размещалась в сети Интернет посредством сервиса «Яндекс.Директ» по принципам поисковой и контекстной рекламы. В силу специфики рекламы в сети Интернет, в том числе с учетом технических ограничений при ее создании и приведении рекламодателем в готовую для распространения форму, рекламу следует рассматривать вместе с гиперссылкой, включенной в рекламу. При этом Общество ссылается на постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.04.2018 № Ф05-4675/2018 по делу № А40-146628/17-153-1112,

- основной функцией гиперссылки является предоставление потребителю рекламы ссылки на конкретный источник информации об объекте рекламирования, указанного в тексте рекламы, которой соответствует содержание запроса поисковой системы. Целью размещения контекстной рекламы является первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка, а не использование им непосредственно того продукта, который в ней описан, с учетом того, что объем текста контекстной рекламы незначителен и генерируется с учетом текущего запроса, соответственно, ограничен.

- в рассматриваемой рекламе гиперссылка непосредственно адресует пользователя на интернет-сайт ас-volga.ru, при переходе которой, пользователь сети Интернет автоматически переходит на страницу сайта, на которой ему предоставляется возможность оформить заявку на кредит в одном из банков, указанных на этой странице, то есть заказать услугу по подбору потребителю кредитной программы при заданных им параметрах,

- на основании совокупности информации, указанной в тексте рекламы и странице перехода, и в соответствии с Правилами показа, являющихся неотъемлемой частью Оферты и размещенных в открытом доступе в сети Интернет по ссылке https://yandex.ru/legai/directdisplay_rules/, и в целях недопущения введения потребителей рекламы в заблуждение относительно объекта рекламы, в текст рекламы был добавлен дисклеймер следующего содержания: «Содействие в подборе финансовых услуг /организаций», поскольку и в тексте рекламы («200 кредитных программ», «Заявка»), и на Странице перехода {«Оформи заявку», «программы кредитования»), указано, что у потребителя рекламы есть возможность подбора оптимальной для него кредитной программы, отправив соответствующую заявку и указав необходимые параметры, а не оформить (в том числе путем направления соответствующей заявки) конкретный кредит.

- ООО «Яндекс» обратило внимание, что реклама посредством гиперссылки в сети Интернет предоставляет потребителю реальную возможность в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени, а гиперссылка является активной.

- наличие в Рекламе гиперссылки на страницу перехода нас сайте Рекламодателя, содержащую необходимую информацию о рекламируемой услуге - подбор кредитной программы по заданным потребителем параметрам среди различных банков, свидетельствует о том, что объектом рекламирования в Рекламе является не конкретный кредит, а посреднические услуги по подбору оптимальной для потребителя программы кредитования.

- ООО «Яндекс» отметило, что не является владельцем или администратором сайта, содержащего страницу перехода, таким образом у Общества отсутствует возможность влиять на ее содержание, в том числе обеспечить наличие всех условий кредитных программ, а также возможность перехода на сайты банков, указанных на странице перехода.

- таким образом, исходя из совокупности сведений, указанных в тексте рекламы и страницы перехода, объектом рекламирования, как считает ООО «Яндекс» является не автокредитование, а услуги по подбору наиболее подходящей кредитной программы при заданных пользователем сети Интернет параметрах (марка автомобиля, комплектация, стоимость автомобиля, первоначальный взнос, который может внести пользователь, а также желаемый срок кредитования) среди кредитных программ различных банков.

- услуги по подбору программ кредитования по своей сути являются посредническими услугами, а к их рекламе не предъявляются какие-либо специальные требования, предусмотренные Законом о рекламе.

Учитывая изложенное выше, ООО «Яндекс» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

ООО «ВМ Онлайн» также представило объяснения по делу (см. письмо от 02.07.2019 вх. № 6217), а именно:

- договорные отношения между ООО «Виктори» и ООО «ВМ Онлайн» отсутствуют.

- размещение рекламы кампании, по факту которой возбуждено дело, производится в рамках исполнения заключенного между ООО «ВМ Онлайн» и ООО «100АП» договора на оказание услуг № 10/15 от 10.05.2015 (далее - договор),

- на основании п. 1.1. договора Исполнитель обязуется оказывать Заказчику консультационные услуги по изготовлению рекламных материалов и/или размещению рекламных материалов.

В соответствии с п. 1.2 договора описание оказываемых услуг/работ, их стоимость, объем, сроки и порядок оказания услуг, согласуются сторонами в соответствующих дополнительных соглашениях и/или заявках к договору, которые становятся его неотъемлемой частью с момента их подписания обеими сторонами.

- с 01.12.2018 г. в рамках заключенного договора ООО «ВМ Онлайн» взяло на себя обязательства по размещению контекстной рекламы в системе https://direct.vandex.ru/, содержащую активную гиперссылку с переходом на следующую страницу интернета -https://ac-volga.ru/, о чем между сторонами было заключено дополнительное соглашение №1 от 22. И .2018 г. (далее - соглашение),

- согласно п. 1.2. соглашения при оказании услуг Исполнитель использует в качестве рекламных материалов информацию, размещённую на сайте https://ac-volga.ru/.

- пунктом 4 соглашения установлено, что для осуществления Заказчиком контроля за ходом оказания услуг Исполнитель обеспечивает возможность доступа Заказчика к данным статистики Яндекса и иной информации в отношении услуг через Клиентский веб-интерфейс.

- предоставление доступа к клиентскому веб-интерфейсу подтверждает возможность Заказчика отслеживать содержание размещаемой информации в контекстной рекламе (п.5 соглашения)

- в соответствии с п. 8 соглашения Заказчик несет всю ответственность за достоверность предоставленной им информации, размещённой на сайте https://ac-volga.ru/ в разделе «Автокредит», за нарушение прав третьих лиц при размещении такой информации в рамках рекламной кампании, а также за соответствие требованиям законодательства о рекламе.

- размещение рекламной компании для ООО «100АП» в системе https://direct.vandex.ru/ осуществлялось в рамках заключенного между ООО «ВМ онлайн» и ООО «ЯНДЕКС» договора возмездного оказания услуг №45037/15 от 20.05.2015.

- Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимационный модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей. Как правило, в силу технических ограничений при размещении рекламных модулей наряду с основным информационным содержанием страницы их физический размер, а, следовательно, площадь, занимаемая текстом рекламы, незначителен. В то же время в силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

- рассматриваемая реклама является контекстной, следовательно, она представляет собой гиперссылку, основной функцией которой является предоставление потребителю ссылки на конкретный источник информации об услуге кредитования, которой соответствует содержание запроса поисковой системы. Целью размещения контекстной рекламы является первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка, а не использование им непосредственно того продукта, который в ней описан, с учетом того, что объем текста контекстной рекламы незначителен и генерируется с учетом текущего запроса, соответственно, ограничен.

- в рассматриваемой рекламе гиперссылка непосредственно адресует пользователя на Интернет-сайт https://ac-volga.ru/. При переходе по указанной гиперссылке пользователь сети Интернет автоматически переходит на страницу сайта https://ac-volga.ru/. Потребитель обеспечен возможностью обращения к информационному ресурсу (официальному сайту) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги. При этом реклама посредством гиперссылки в сети Интернет предоставляет потребителю реальную возможность в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени, а гиперссылка является активной.

- согласно п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

- на основной странице (сайте АЦ Волга), на которую пользователь имеет возможность перейти по ссылке, в раздел «Автокредит» указаны все условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе и п. п. 25 постановления Пленума: «Автокредит от 4,5% годовых. Программы кредитования без первоначального взноса. Кредит без полиса КАСКО. Срок кредитования от 6 месяцев до 7 лет. Размер кредита от 60 000 руб. до 3 000 000 руб. Кредит по государственной программе кредитования». При выборе марки, модели и комплектации автомобиля на странице и вводе данных в блоке «Первоначальный взнос», «Срок кредитования» потребитель имеет возможность узнать о допустимом размере первоначального взноса, размере ежемесячного платежа. Информация о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, не указана.

- ООО «ВМ онлайн» не осуществляет техническое обслуживание, непосредственное размещение информации и рекламы на сайте https://ac-volga.ru/. Указание на сайте АЦ Волга сведений о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, является обязанностью рекламодателя.

- так как существенными условиями, влияющими на стоимость кредита, которые располагалось на рассматриваемой рекламе «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», были условия о первоначальном взносе и процентной ставке, и потребителю было ясно из содержания, что существуют иные существенные условия, влияющие на стоимость кредита, как сумма и срок кредита, ежемесячный платеж, дополнительные расходы, подробная информация о первоначальном взносе. Все эти существенные условия были размещены на странице, на которую попадает потребитель, активировав гиперссылку.

- таким образом, ООО «ВМ Онлайн» считает, что вся информация о рекламе была доведена до пользователя в полном объеме, гиперссылка была активна в любое время. Потребителю предоставлялась возможность ознакомиться с указанной информацией без совершения каких-либо действий, затрудняющих реализацию его права на ознакомление.

- в соответствии с п. 1 приложения № 1 договора между ООО «ВМ онлайн» и ООО «Яндекс» № 45037/15 от 20.05.2015 Яндекс обязуется оказывать по заявкам/заказам Агентства услуги Яндекс.Директ на условиях документа «Оферта на оказание услуг «Яндекс.Директ», размещенной в открытом доступе в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/ (далее - «Оферта»).

- согласно п. 3.1. условий Оферты обязательным условием оказания Яндексом услуг является принятие и соблюдение рекламодателем, применение к отношениям сторон по договору требований и положений, следующего документа: «Требования к рекламным материалам», размещенный в сети Интернет по адресу: https://yandex.ru/legal/direct adv rules/. Данный документ содержит требования к информации и объему символов, разрешённых к размещению в системе Яндекс.Директ. В случае несоблюдения требований реклама не проходит процедуру модерации Яндекс.Директ.

- таким образом, как считает Общество, условия, влияющие на стоимость кредита, и сведения о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, не могут быть отображены непосредственно в контекстной рекламе ввиду наличия технических требований системы Яндекс.Директ.

- в силу специфики контекстной рекламы, направленной на привлечение внимания к информационному ресурсу АЦ Волга (официальному сайту, содержащему предложения по оказываемым финансовым услугам), ООО «ВМ Онлайн» считает, что формы рекламы и порядок использования таких ссылок не может быть признано рекламой конкретного кредитного продукта, в связи с чем, на нее не распространяются требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

- Общество указывает, что доказательств того, что, производя перечисленные переходы, потребитель, будучи рядовым пользователем Интернет-услуг, столкнулся с какими-либо трудностями в выборе необходимых ссылок и в определении последовательности своих дальнейших действий в целях получения достоверной информации о предлагаемой заявителем услуги, был введен в заблуждение относительно рекламируемого организацией объекта, не имеется.

Запрашиваемые сведения об условиях оформления автокредита под 4,5%, а также автокредита с иными процентными ставками, о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключенных договоров) с указанием процентных ставок по заключённым договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта), о случаях, когда может быть отказано в выдаче кредитного продукта на рекламируемых условиях, у ООО «ВМ Онлайн» отсутствуют.

Для полного, всестороннего и объективного исследования всех обстоятельств ООО «ВМ Онлайн» просило привлечь к рассмотрению дела ООО «100АП».

Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области в рамках рассмотрения приобщило к материалам дела свой ответ в адрес К.А.Т. (исх. № 06-14-12732-19 от 23.05.2019), которая обратилась в Управление с заявлением в отношении ООО «Виктори». Физическое лицо указало, что узнала о салоне «Волга» из информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом полученной информации комиссия привлекла к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Ш.Н.В., К. А.Т., а также в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «100АП» (115191, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр.11, ИНН 7725778560) (см. определение от 01.07.2019).

15.07.2019 в Волгоградское УФАС России поступило обращение Д.Л.В. (вх. № 6683) в отношении ООО «Виктори», в котором заявитель указывает, что приобрел автомобиль в АЦ «Волга» по стоимости, превышающей сумму, на которую покупатель первоначально рассчитывал, и о которой поставил в известность сотрудников авто центра. Кроме того, в кредитный договор были включены дополнительные услуги, которые существенно увеличили стоимость кредита.

Материалы, представленные Д. Л.В. приобщены к материалам рассматриваемого дела, о чем лица, участвующие в деле уведомлены определением от 09.08.2019.

К участию в деле Д. Л.В. определением от 09.08.2019 была привлечена в качестве заинтересованного лица.

10 сентября 2019 года за вх. № 8756 от ООО «100АП» поступила запрошенная комиссией информация.

По факту возбуждения дела ООО «100АП» пояснило следующее.

Между ООО «Виктори» и ООО «100АП» был заключен договор № 46/11-12-2018К от 11.12.2018 на оказание рекламных услуг, связанные с размещением рекламных материалов в сервисах контекстной рекламы.

На основании п. 1.1 данного договора Исполнитель по заданию Заказчика обязуется выполнить услуги, связанные с размещением рекламных материалов Заказчика в сети Интернет, на интернет-ресурсах Исполнителя и/или его партнеров, а Заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.

Пунктом п. 1.2 договора № 46/11-12-2018К от 11.12.2018 указано, что рекламные материалы размещаются в сервисах контекстной рекламы на поисковых системах и сайтах участников партнерских рекламных сетей: Яндекс.Директ, и/или Google AdWords, и/или Бегун, и/или в системах размещения товарных предложений, включая, систему Яндекс.Маркет и/или в прочих системах, и/или с помощью инструмента размещения медийной рекламы на поиске Яндекса и в его рекламной сети - БаЯн (медийно-контекстный баннер - МКБ), и/или в системе Яндекс.Справочник (приоритетное размещение адреса организации на Яндекс.Картах).

С 11.12.2018 в рамках заключенного договора ООО «100АП» взяло на себя обязательства по размещению контекстной рекламы в системе https://direct.yandex.ru/. содержащую активную гиперссылку с переходом на следующую страницу интернета -https://ac-volga.ru/. о чем между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 от 11.12.2018.

Согласно п. 2 дополнительного соглашения при оказании услуг Исполнитель использует в качестве рекламных материалов информацию, размещённую на сайте https://ac-volga.ru/.

Пунктом 4 дополнительного соглашения установлено, что для осуществления Заказчиком контроля за ходом оказания услуг Исполнитель обеспечивает возможность доступа Заказчика к данным статистики Яндекса и иной информации в отношении услуг через Клиентский веб-интерфейс.

Предоставление доступа к Клиентскому веб-интерфейсу подтверждает возможность Заказчика отслеживать содержание размещаемой информации в контекстной рекламе (см. п. 5 дополнительного соглашения).

В соответствии с п. 8 дополнительного соглашения Заказчик несет всю ответственность за достоверность предоставленной им информации, размещённой на сайте https://ac-volga..ru/ в разделе «Автокредит», за нарушение прав третьих лиц при размещении такой информации в рамках рекламной кампании, а также за соответствие требованиям законодательства о рекламе.

Размещение рекламной компании для ООО «Виктори» в системе https://direct.yandex.ru/ осуществлялось в рамках заключенного между ООО «100АП» и ООО «ВМ Онлайн» договора возмездного оказания услуг № 10/15 от 18.05.2015.

Также ООО «100АП» ссылается на следующие обстоятельства:

- интернет-реклама – реклама имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимациошшй модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей. В силу технических ограничений при размещении рекламных модулей наряду с основным информационным содержанием страницы их физический размер, а, следовательно, площадь, занимаемая текстом рекламы, незначителен. В силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

- рассматриваемая реклама является контекстной, следовательно, она представляет собой гиперссылку, основной функцией которой является предоставление потребителю ссылки на конкретный источник информации об услуге кредитования, которой соответствует содержание запроса поисковой системы. Целью размещения контекстной рекламы является первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка, а не использование им непосредственно того продукта, который в ней описан, с учетом того, что объем текста контекстной рекламы незначителен и генерируется с учетом текущего запроса, соответственно, ограничен.

- в рассматриваемой рекламе гиперссылка непосредственно адресует пользователя на Интернет-сайт https://ac-volga.ru/. При переходе по указанной гиперссылке пользователь сети Интернет автоматически переходит на страницу сайта https://ac-volga.ru/. Таким образом, указывает ООО «100АП», потребитель обеспечен возможностью обращения к информационному ресурсу (официальному сайту) для ознакомления с необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги. При этом, реклама посредством гиперссылки в сети Интернет предоставляет потребителю реальную возможность в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени, а гиперссылка является активной.

- на основной странице (сайте АЦ Волга), на которую пользователь имеет возможность перейти по ссылке, в раздел «Автокредит» указаны условия предоставления кредита, влияющие на его стоимость: «Автокредит от 4,5% годовых, Программы кредитования без первоначального взноса. Кредит без полиса КАСКО. Срок кредитования от 6 месяцев до 7 лет. Размер кредита от 60 000 руб. до 3 000 000 руб. Кредит по государственной программе кредитования». При выборе марки, модели и комплектации автомобиля на странице и вводе данных в блоке «Первоначальный взнос», «Срок кредитования» потребитель имеет возможность узнать о допустимом размере первоначального взноса, размере ежемесячного платежа.

При этом ООО «100АП» в своих письменных объяснениях отмечает, что информация о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе не указана.

ООО «100АП» не осуществляет техническое обслуживание, непосредственное размещение информации на сайте https://ac-volga.ru/. Как уже было отмечено, ООО «100АП» при размещении контекстной рекламы использует в качестве рекламных материалов информацию, размещённую на сайте https://ac-volga.ru/. Указание на сайте АЦ Волга сведений о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, является обязанностью рекламодателя.

- так как существенными условиями, влияющими на стоимость кредита, которые располагалось в рассматриваемой рекламе «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», были условия о первоначальном взносе и процентной ставке, и потребителю, по мнению ООО «100АП», было ясно из содержания, что существуют иные существенные условия, влияющие на стоимость кредита, такие как сумма и срок кредита, ежемесячный платеж, дополнительные расходы, подробная информация о первоначальном взносе. Все эти существенные условия были размещены на странице, на которую попадает потребитель, активировав гиперссылку.

Таким образом, считает ООО «100 АП» информация в рекламе была доведена до пользователя в полном объеме, гиперссылка была активна в любое время. Потребителю предоставлялась возможность ознакомиться с указанной информацией без совершения каких-либо действий, затрудняющих реализацию его права на ознакомление.

- целью размещения контекстной рекламы является первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу (официальному сайту АЦ Волга), расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка, а не использование им непосредственно того продукта, который в ней описан, с учетом того, что объем текста рекламного сообщения незначителен и генерируется с учетом текущего запроса, соответственно, ограничен.

Кроме того, ООО «100АП» ссылается на то, что компания «Яндекс» обязуется оказывать по заявкам/заказам Агентства услуги Яндекс.Директ на условиях документа «Оферта на оказание услуг «Яндекс.Директ», размещенной в открытом доступе в сети Интернет (далее - «Оферта»).

Согласно п. 3.1 условий Оферты обязательным условием оказания Яндексом услуг является принятие и соблюдение рекламодателем, применение к отношениям сторон по договору требований и положений, следующего документа: «Требования к рекламным материалам», размещенный в сети Интернет по адресу; https://yandex.ru/legal/direct_adv_rules/. Данный документ содержит требования к информации и объему символов, разрешённых к размещению в системе Яндекс.Директ. В случае несоблюдения требований реклама не проходит процедуру модерации Яндекс.Директ.

Таким образом, условия, влияющие на стоимость кредита, и сведения о наименовании юридического лица, предоставляющего финансовые услуги, не могут быть отображены непосредственно в контекстной рекламе ввиду наличия технических требований системы Яндекс.Директ.

В силу специфики контекстной рекламы, направленной на привлечение внимания к информационному ресурсу АЦ Волга (официальному сайту, содержащему предложения по оказываемым финансовым услугам), ООО «100АП» считает, что форма рекламы и порядок использования таких ссылок не может быть признано рекламой конкретного кредитного продукта, в связи с чем, на нее не распространяются требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, поэтому ООО «100АП» считает, что Интернет-реклама не должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.

Сведениями об условиях оформления автокредита под 4,5%, а также автокредита с иными процентными ставками, о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключенных договоров) с указанием процентных ставок по заключённым договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта), о случаях, когда может быть отказано в выдаче кредитного продукта на рекламируемых условиях, у ООО «100АП» не имеются.

Иных заявлений, ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

11.06.2019 за вх. № 5574 поступило письмо ФАС России (исх. № АК/48301/19 от 10.06.2019) о наделении Волгоградского УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Яндекс», ООО «ВМ Онлайн», ООО «Виктори» в связи с распространением рассматриваемой в деле рекламы.

Рассмотрев материалы дела № 034/05/5-487/2019, с учётом доводов сторон комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из указанного понятия, способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». В главе 2 Закона о рекламе, определяющей требования к отдельным способам распространения рекламы, специальных требований к рекламе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не предусмотрено, однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Законом о рекламе, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

Информация, на распространение которой указало Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области («Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенная в сервисе «Яндекс. Директ»), является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования в данном случае выступают финансовые услуги, а именно автокредитование (именно на этом сделан акцент в рекламе: «Автокредит без первого взноса от 4, 5 %», «Условия. Спецпредложения», «200 кредитных программ» и др., см., например, акт осмотра Интернет-сайта от 06.05.2019 № 445-р), а также услуги по подбору финансовой организации (о чём упомянуто в рекламном баннере заметно более мелким шрифтом в нижней части баннера).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемом случае географическое поле интернет-рекламы (электронного баннера), как подтверждают акты осмотра интернет страниц, составленные антимонопольным органом, было кликабельным и вело после осуществления клика на сайт http://ac-volga.ru по адресу: https://ac-volga.ru/avtokreditovanie/?utm_source=yandexrsy&utm_medium=cpc&utm_content=....

Переходы на страницы других интернет-сайтов не были предусмотрены в рассматриваемом процессе.

Таким образом, рассматриваемые рекламные объявления представляют собой гиперссылки, позволяющие сразу после «клика» переходить на ту страницу сайта, на которой содержится информация о рекламируемых услугах (в частности с заголовком «Оформи заявку на кредит онлайн»).

Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимационный модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей.

В то же время в силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

Однако, в рассматриваемой в данном деле рекламе, и на самом сайте, указанном в рекламе (ac-volga.ru) и на который осуществляется переход по гиперссылке, данные о лице, предлагающем финансовую услугу, а также все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), не содержатся.

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2 ст. 1473 ГК РФ). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

На странице сайта http://ac-volga.ru, на которую осуществляется переход при клике на рекламный баннер, расположены изображения логотипов банков: Оранжевый банк, Быстро банк, Совкомбанк, Сбербанк, Экспобанк, Уралсиб, ПримСоцбанк, Alfa-Bank. Как отмечалось, данные логотипы банков не представляют собой активные ссылки, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет (на сайт кредитной организации).

Указания на организационно-правовую форму кредитных организаций (ООО Банк Оранжевый, ПАО Быстробанк, ПАО Совкомбанк, ООО «Экспобанк»), полное наименование в соответствии с учредительным документами некоторых банков (ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»), ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк Уралсиб»), наименование АО «Альфа-Банк» на русском языке, на сайте http://ac-volga.ru не содержится. Крое того, наименование «Уралсиб», использованное на сайте, не содержит указания на характер деятельности организации путем использования слова «банк».

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как указал Пленума ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Полная стоимость потребительского кредита (займа), определяемая в процентах годовых, рассчитывается по формуле (см. ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В рассматриваемой рекламе «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенной в сервисе «Яндекс. Директ» с дальнейшим переходом на сайт http://ac-volga.ru все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют. Реклама содержит указание на процентную ставку от 4,5%, о есть на наиболее привлекательную для потребителей наименьшую процентную ставку, однако другие значения процентных ставок, в том числе максимальное значение процентных ставок, которые могут быть фактически применены к заемщику не указаны. Информация о платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) также отсутствует.

Как следует из поступивших обращений, при заключении кредитных договоров в стоимость кредита включались дополнительные услуги (например, см. договор между Д. Л.В. и ООО «Банк Оранжевый» от 18.05.2019, в который включена программа «Ситисервис» (аванс в размере 21 тыс. руб.), предусматривались условия о залоге приобретаемого имущества (см. договор между Д. Л.В. и ООО «Банк Оранжевый» от 18.05.2019). Фактически полная стоимость кредитных договоров составляла: 16,432 % годовых (см. договор между Д. Л.В. и ООО «Банк Оранжевый» от 18.05.2019), 16, 686% годовых (см. договор между Ш. Н.В. и ПАО «Балтинвестбанк», при этом данный банк на сайте http://ac-volga.ru среди кредитных организаций не фигурировал).

Как указало ООО «100АП» в письменных пояснениях, только при выборе марки, модели и комплектации автомобиля и вводе данных в блоке «Первоначальный взнос», «Срок кредитования» потребитель имеет возможность узнать о допустимом размере первоначального взноса, размере ежемесячного платежа.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, комиссия не принимает доводы о том, что реклама с учетом последующей переадресации на сайт рекламодателя содержала все условия, определяющие полную стоимость рекламируемого кредита.

Комиссия не соглашается с доводами о том, что потребитель интернет-рекламы при переходе по гиперссылке получает информацию по соответствующей финансовой услуге и ее получению без каких-либо затруднений, и что потребителю не требовалось осуществлять дополнительные клики, поиск и переходы. Данные объяснения не соответствуют фактическим обстоятельствам распространения рекламы.

Одной из целей Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. Законодатель не возлагает на потребителя каких-либо обязанностей по поиску, сверке и проверке информации в связи с доведением до него рекламы.

Требования рекламного законодательства к рекламе финансовых услуг особенно строги, и призваны пресечь практику умышленного введения в заблуждение потребителей о реальных условиях предоставления финансовых услуг.

Практика Арбитражных судов исходит также из того, что реклама не должна создавать иллюзий о рекламируемом товаре (услуге) и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей (см., например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 № 12АП-6577/2016 по делу № А06-602/2016).

При этом потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Учитывая специфику распространения рекламы в сети Интернет, суды тем не менее указывают, что гиперссылка сразу после клика на текст контекстной рекламы должна содержать всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу, а потребитель интернет-рекламы при просмотре объявления должен в полном объеме автоматически получить из него всю необходимую информацию по соответствующим финансовым услугам (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-163198/2016).

Основополагающим в рекламе, как считают стороны, является не просто получение информации исключительно из самого электронного баннера, а обеспечение возможности потребителю обращения к информационному ресурсу (официальному сайту рекламодателя) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги.

В рассматриваемых в данном деле обстоятельствах реклама с последующими переходами по ссылке была сформулирована и организована таким образом, что доводила до сведения потребителей информацию именно о возможности получить кредит. При этом при нажатии на баннер потребитель попадал на ту страницу сайта, на которой размещалась информация об условиях получения кредита с возможностью оформить заявку на получение финансовой услуги. Таким образом, до потребителей доводилась информация о возможности оформления кредита с выгодной процентной ставкой, а не просто о получении консультационных / посреднических услуг.

Комиссия также не соглашается с доводами о том, что рассматриваемая реклама предоставляет потребителю в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку рассматриваемый баннер не находится постоянно на том или ином сайте и сменяется иными рекламными баннерами.

Акцент в рекламном баннере сделан на самом низком проценте 4,5%.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

В силу п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

С учётом полученной от Банков информации, не соответствуют действительности сведения о возможности получить рекламируемую финансовую услугу в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», ПАО «БыстроБанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Сбербанк России» на заявленных в рекламе условиях ввиду отсутствия партнерских отношений между АЦ «Волга» (ООО «Виктори») и банками, а также ввиду отсутствия программ автокредитования в ряде указанных на сайте банков.

Использование логотипов ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», ПАО «БыстроБанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Сбербанк России» на второй ступени Интернет-рекламы «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», с учетом информации, полученной от указанных банков, является также неправомерным.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламодателем, с учетом условий договора на оказание услуг № 46/11-12-2018К на контекстную рекламу от 11.12.2018 между ООО «Виктори» и ООО «100АП» выступило ООО «Виктори» (ИНН 7728318994, ОГРН: 5157746023310, дата присвоения ОГРН: 09.11.2015, КПП: 773301001, адрес: 125371, г. Москва, ш. Волоколамское, д. 124, пом. 8).

Так, в соответствии с п. 1.1 указанного договора ООО «100АП» обязалось оказать ООО «Виктори» услуги, связанные с размещением рекламных материалов заказчика в сети Интернет. Исходя из п. 2.1, п. 2.2, п. 2.4 договора, ООО «Виктори» обязалось предоставить рекламные материалы для размещения.

Рекламораспространителями с учетом полученной в рамках рассмотрения дела информации, включая условия заключенных соглашений сторон, а также с учетом фактической роли, которую выполнили лица в рассматриваемой ситуации, выступили ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767, дата присвоения ОГРН: 28.02.2015, ИНН: 7723378904, КПП: 77050100, адрес: 115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр. 3, оф. 705П), а также ООО «100АП» (115191, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр.11, ИНН 7725778560).

Так, ООО «ВМ Онлайн» на основании договора на оказание услуг № 10/15 от 18.05.2015 приняло на себя обязательства по изготовлению рекламных материалов и/или размещению рекламных материалов заказчика, в роли которого выступило ООО «100АП». Однако последнее, воспользовавшись услугами ООО «ВМ Онлайн», распространяло рекламные материалы, представленные ООО «Виктори» в соответствии с договором на оказание услуг № 46/11-12-2018К от 11.12.2018.

В свою очередь «ВМ Онлайн» в рамках выполнения своих обязательств воспользовалось услугами ООО «Яндекс» для размещения в сети Интернет рекламных материалов ООО «100АП», фактически распространявшего рекламные материалы ООО «Виктори».

При этом комиссия учитывает тот факт, что в силу п. 2.1 договора № 46/11-12-2018К от 11.12.2018 обеспечение соответствия рекламных материалов требованиям действующего законодательства возлагалось на заказчика, а именно ООО «Виктори». В соответствии с п. 2 дополнительного соглашения № 1 к указанному договору от 11.12.2018 при оказании услуг исполнителю надлежало использовать в качестве рекламных материалы, размещенные на сайте http://ac-volga.ru, а в силу п. 8 дополнительного соглашения заказчик несет ответственность за достоверность представленных данных на сайте http://ac-volga.ru, а также за соблюдение требований законодательства о рекламе.

Таким образом, рекламораспространители, принимая решение о размещении рекламы, учитывали сложившуюся практику распространения рекламы в сети Интернет, однако оказать влияния на содержание сайта http://ac-volga.ru, на который осуществлялся переход при осуществлении клика на рекламный баннер, не имели возможности.

Руководствуясь вышеизложенным, с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ комиссия считает возможным не передавать материалы дела для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Яндекс», ООО «ВМ Онлайн» и ООО «100АП».

Рассматриваемая контекстная реклама с пометкой «Яндекс-Директ»: 1 «Автокредит без первого взноса. Волга. Содействие в подборе финансовых услуг. Автокредит от 4,5% ac-volga.ru», 2. Автокредит от 4,5%. Условия кредита. Спецпредложения. Трейд-ин. Узнать больше на ac-volga.ru» 3. «Автокредит от 4,5%. 200 кредитных программ. Без справок и визита в банк. Скидки до 120 000 Р. Заявка. Узнать больше на ac-volga.ru», распространявшаяся в период 11.12.2018-31.05.2019 в сети Интернет, является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела № 034/05/5-487/2019 в материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения спорной рекламы. Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать контекстную рекламу с пометкой «Яндекс-Директ»: 1 «Автокредит без первого взноса. Волга. Содействие в подборе финансовых услуг. Автокредит от 4,5% ac-volga.ru», 2. Автокредит от 4,5%. Условия кредита. Спецпредложения. Трейд-ин. Узнать больше на ac-volga.ru» 3. «Автокредит от 4,5%. 200 кредитных программ. Без справок и визита в банк. Скидки до 120 000 Р. Заявка. Узнать больше на ac-volga.ru», распространявшуюся в период 11.12.2018-31.05.2019 в сети Интернет, ненадлежащей, нарушающей п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Виктори» (ИНН 7728318994, ОГРН: 5157746023310, дата присвоения ОГРН: 09.11.2015, КПП: 773301001, адрес: 125371, г. Москва, ш. Волоколамское, д. 124, пом. 8), ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767, дата присвоения ОГРН: 28.02.2015, ИНН: 7723378904, КПП: 77050100, адрес: 115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр. 3, оф. 705П), а также ООО «100АП» (115191, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр.11, ИНН 7725778560) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Виктори» (ИНН 7728318994, ОГРН: 5157746023310, дата присвоения ОГРН: 09.11.2015, КПП: 773301001, адрес: 125371, г. Москва, ш. Волоколамское, д. 124, пом. 8).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны