Решение б/н Решение по жалобе от 26 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
гор. Волгоград «21» февраля 2019 года |
Дело № 034/01/18.1-80/2019 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
А.В. Гаджиевой – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Е.С. Донецкова – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Научно-производственное объединение «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ» (далее – заявитель) на действия закупочной комиссии МАУ «Детский оздоровительный лагерь имени Гули Королевой» (далее – МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг «Проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей» в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
с участием в заседании комиссии:
от МАУ «Детский оздоровительный лагерь имени Гули Королевой» - директора <…>, действующего на основании распоряжения администрации Городищенского Муниципального района Волгоградской области № 62-к от 15.05.2018;
от ООО «Научно-производственное объединение «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ» – <…>, по доверенности б/н от 14.02.2019
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 08.02.2019 поступила жалоба ООО «Научно-производственное объединение «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ» (далее – ООО «НПО «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ») (вх. № 1028) на действия заказчика – МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» при проведении закупки товаров, работ, услуг «Проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей» в соответствии с положениями Закона о закупках.
Извещение о проведении закупки № 400291-19VLG размещено на сайте https://market.otc.ru/.
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО «НПО «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 13.02.2019 исх. № 04-10/956).
В направленной жалобе также заявителем выражено несогласие с неразмещением в единой информационной системе информации о данной закупке («Проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей»), в том числе закупочной документации, протоколов отклонения заявок и другой информации.
В направленной жалобе заявителем указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» от 11.01.2019 установлено понятие конкурентной закупки как закупки, осуществляемой способом и с соблюдением условий Закона о закупках.
30 января 2019 г. на электронной площадке https://market.otc.ru/ МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» размещена закупка на проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей, являющаяся, по мнению заявителя, конкурентной, с указанием суммы контракта в размере 448 000,00 руб., принять участие в проведении которой могло любое лицо, прошедшее регистрацию на электронной площадке. Кроме того, сведения о проведении заказчиком неконкурентной либо малой закупки в размещенной информации отсутствуют.
Кроме того, заявитель указывает, что постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с п. 3 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок информация содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети «Интернет» (далее – официальный сайт).
Согласно п. 4 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок официальный сайт имеет доменное имя http://www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе. В силу п. 12 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок субъектам информационной системы запрещено производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования единой информационной системы. Однако сведения о проведении указанной закупки в единой информационной системе на интернет сайте http://www.zakupki.gov.ru отсутствуют.
Заявитель также указывает, что в размещенной заказчиком на торговой площадке информации о закупке отсутствует закупочная документация, протоколы отклонения заявок и другая информация.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» указывает на необоснованность доводов ООО «НПО «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ».
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.
30 января 2019 г. на электронной площадке https://market.otc.ru/ МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» размещена закупка на проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей, являющаяся, по мнению заявителя, конкурентной, с указанием суммы контракта в размере 448 000,00 руб., принять участие в проведении которой могло любое лицо, прошедшее регистрацию на электронной площадке. Кроме того, сведения о проведении заказчиком неконкурентной либо малой закупки в размещенной информации отсутствуют.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 Правил информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в сети «Интернет».
Согласно п. 4 Правил ЕИС имеет доменное имя http://www.zakupki.gov.ru доступ к которому осуществляемся на безвозмездной основе.
В силу п. 12 Правил субъектам ЕИС запрещено производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования ЕИС. Однако, сведения о проведении указанной закупки в единой информационной системе на интернет сайте www.zakupki.gov.ru отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора
Согласно ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Однако, в размещенной заказчиком на торговой площадке закупке отсутствует закупочная документация, протоколы отклонения заявок и другая информация, позволяющая участнику закупки - поставщику обоснованно сформировать предложение.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Во исполнение указанной части принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».
Вместе с тем, в ч. 1, 2 ст. 1 Раздела 6 положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» указано, что при осуществлении конкурентных закупок Заказчик вправе использовать следующие способы: конкурс (конкурс в электронной форме, закрытый конкурс в электронной форме); аукцион (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме); запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок в электронной форме), а также к неконкурентным закупкам относятся: прямая закупка (закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя); малая закупка; запрос технико-коммерческих предложений.
В извещении о закупке № 400291-19VLG, размещенном на сайте https://market.otc.ru/, не усматривается какой именно способ конкурентной или неконкурентной закупки был выбран МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» для проведения спорной закупки.
3. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к его форме устанавливаются постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».
Вместе с тем, закупка на проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей с указанием суммы контракта в размере 448 000,00 руб. в планах-графиках (планах закупки) ни за 2018, ни за 2019 не указана.
Таким образом, МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» нарушены ч. ст. 2, п. 2, 5, 10 ст. 4 Закона о закупках.
4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая выявленные нарушения со стороны заказчика, комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «НПО «СИВАР-ПОВОЛЖЬЕ» (ИНН 3460071983; КПП 346001001) на действия заказчика – МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» (ИНН 3455002166; КПП 345501001) при проведении закупки «Проведение дезинфекционных работ территории и постельных принадлежностей» обоснованной.
2. Признать заказчика – МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» нарушившим ч. 1 ст. 2, ч. 2, 5, 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику – МАУ «ДОЛ им. Г. Королевой» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
В соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.