Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 21 сентября 2022 года Дело № 034/10/18.1... от 26 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

21 сентября 2022 года

 

Дело № 034/10/18.1-976/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

«_» – председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«_» – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«_» – члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Мировой инструмент» (далее – заявитель) на действия заказчика АО «Волгоградоблэлектро» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  (далее – Закон о закупках) путём проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32211625738), с участием в заседании комиссии:

от АО «Волгоградоблэлектро» – «_» по доверенности №  _ от _, «_» по доверенности № _ от _,  

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступила жалоба ООО «Мировой инструмент» на действия заказчика АО «Волгоградоблэлектро» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках путём проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро».

Извещение о проведении закупки № 32211625738 размещено ЕИС 17.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Мировой инструмент» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 15.09.2022 исх. № ОЯ/688/22).

Заявитель в своей жалобе указывает, что АО «Волгоградоблэлектро» не надлежащим образом провело оценку предложения ООО «Мировой инструмент» по критериям, предусмотренным пунктом 4 разделом 5 Документации по проведению запроса предложений в электронной форме, что не позволило занять ему первое место.

В своей жалобе заявитель просит признать жалобу ООО «Мировой инструмент» обоснованной, принять необходимые меры для пресечения действий, ограничивающих конкуренцию при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро».

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых АО «Волгоградоблэлектро» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Мировой инструмент».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

17.08.2022 в ЕИС и на электронной площадке АО «Российский аукционный дом», АО «Волгоградоблэлектро» было размещено извещение проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро».

          Источник финансирования – собственные средства заказчика.

Согласно п. 3.10.1.14, п. 3.10.2.14 закупочной Документации к участникам конкурентной закупки к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора применяются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке. Данная информация указывается в Разделе 5 Документации «Критерии оценки предложений участников, порядок оценки и сопоставления предложений участников».

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляются комиссией Заказчика (далее – комиссия) в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены документацией о конкурентной закупке. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, поданных участниками запроса предложений, признанными участниками запроса предложений.

С целью определения победителя запроса предложений Комиссия осуществляет оценку заявок участников закупки на основании балльной системы по следующим критериям:

№ п/п

Наименование критерия

Количество присуждаемых баллов

 

Ценовые критерии:

Весовой коэффициент – 40% (Ка = 0,4)

1.

Цена договора (Rai)

Определяется по формуле.

 

Неценовые критерии:

Весовой коэффициент – 60% (Кb = 0,6)

 

Критерии закупки, предъявляемые к товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора:

2.

Срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (Rbi)

Менее сроков, установленных техническим заданием

Согласно срокам, установленным техническим заданием

15 баллов

5 баллов

3.

Порядок оплаты товара.

Авансирование – оплата товара в любое время до момента подписания документов о приемке товара.

Отсрочка платежа – оплата товара в любое время после подписания документов о приемке товара. (Rci)

авансирование

Отсрочка платежа от 1 до 6 рабочих дней

Отсрочка платежа 7 рабочих дней

0 баллов

15 баллов

30 баллов

4.

Срок предоставления гарантии качества поставленных товаров, выполненных работ, услуг. (Rdi)

Согласно сроков указанных в техническом задании

Свыше сроков указанных в техническом задании не менее чем на один год

0 баллов

10 баллов

5.

Место разрешения споров в судебном порядке (Rei)

Волгоградская обл.

Иное

5 баллов

0 баллов

 

Критерии закупки, предъявляемые к участникам конкурентной закупки:

7.

Стаж работы на рынке (Rhi)

до 10 лет

Свыше 10 лет

5 баллов

10 баллов

8.

Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных, машин, транспортных средств, средств технологического оснащения, необходимых для поставки товаров.(Rgi)

от 0 до 30 единиц техники

свыше 30 единиц техники

3 балла

10 баллов

9.

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (Rki)

до 20 человек

свыше 20 человек

3 балла

10 баллов

10.

Объем выручки от производства/поставки товаров, работ, услуг работ, услуг за последний отчетный год (в млн. рублей). (Rmi)

до 50 млн. руб.

свыше 50 млн. руб.

0 баллов

10 баллов

           

Оценка с учетом критерия цены договора (ценовой балл Rai) рассчитывается на основании отношения минимальной предложенной цены (Цmin) к цене, предложенной в оцениваемой заявке (Ц), с учетом значения ценового балла («веса»), присваиваемого заявке с наименьшей ценой (в настоящем документе устанавливается В = 100):

Rai = (Цmin / Ц) * В

Присуждение баллов по неценовому критерию производится  путем  суммирования баллов по подкритериям с учетом весового коэффициента (путем умножения величины балла на величину весового коэффициента.

Итоговые баллы, присуждаемые заявкам на участие в запросе предложений, рассчитываются  путем суммирования баллов, присужденных по неценовым критериям, умноженным на их весовой коэффициент  и ценовых критериев умноженных на их весовой коэффициент. Итоговый балл определяется по формуле:

  , баллов.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения количества баллов присваивается порядковый номер. Первое место присуждается заявке, набравшей максимальный итоговый балл. В случае равенства количества баллов победителем признается участник, заявка на участие в запросе предложений которого поступила ранее заявок на участие в запросе предложений других участников размещения заказа.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которая содержит предложение о поставке товара российского происхождения (выполнении работ, оказания услуг российскими лицами) по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Согласно вышеуказанной таблице, критерии оценки заявок участников составляют: 100% из которых цена договора (ценовой критерий) составляет 40%, а неценовые критерии (срок поставки, порядок оплаты, и др.) 60%, поэтому закупочной комиссией заявки участников оцениваются в совокупности как по ценовым, так и неценовым критериям.

Техническим заданием установлены требования к сроку гарантии качества поставляемого товара.

Минимальный срок предоставления гарантии качества товара - должен соответствовать сроку изготовителя, но не менее 1 года.

В случае содержания в заявке участника предложения по сроку гарантии качества товара ниже установленного минимального порога в 1 год, заявка такого участника подлежит отклонению, как не отвечающая требованиям технического задания.

Разделом 5. Документации установлен критерий оценки срок предоставления гарантии качества:

4.

Срок предоставления гарантии качества поставленных товаров, выполненных работ, услуг. (Rdi)

Согласно сроков указанных в техническом задании

Свыше сроков указанных в техническом задании не менее чем на один года

0 баллов

10 баллов

            В соответствии с данным критерием, участники, предложившие срок предоставления гарантии качества товара от 1 года и выше, но менее двух лет, получают по данному критерию 0 баллов.

            Участники, предложившие срок гарантии качества товара в 2 года и выше получают по данному критерию 10 баллов.

            Закупочной комиссией АО «Волгоградоблэлектро» были присвоены заявке ООО «Мировой инструмент» максимальные баллы по всем критериями оценки, кроме критерия «Срок предоставления гарантии качества поставленных товаров, выполненных работ, услуг. (КсИ)». В соответствии с критериями оценки, установленными документацией, максимальный балл по данному критерию получают участники, предложившие срок гарантии товара «Свыше сроков указанных в техническом задании не менее чем на один год». Участникам, предложившим срок гарантии меньше, присваивается по данному критерию 0 баллов.

            Предложенный участником ООО «Мировой инструмент» срок гарантии качества предлагаемого товара составил 13 месяцев.

            Согласно требованиям технического задания, минимальный срок предоставления гарантии качества поставляемого товара составляет не менее одного года, следовательно данному участнику по этому критерию присвоено 0 баллов, а максимальный балл по данному критерию получили участники, предложившие срок гарантии 24 месяца и выше.

Данная закупка в соответствии с требованиями закупочной Документации, Положения о закупках, действующего законодательства проводилась в два этапа (две части): на 1-м этапе для участия в закупке участники закупки представляют свое предложение в отношении предмета закупки (раздел 8, форма № 3 Документации), при этом не указывалось наименование, реквизиты и подпись участника, на 2-м этапе участники закупки представляли заявку с приложением документов установленных закупочной Документации и на 3-м этапе - ценовое предложение.

На 1-м этапе на участие в закупке поступило - 8 заявок, к участию в закупке на 2-м этапе было допущено 7 заявок, так как первая часть заявки одного из участников ООО «Мировой инструмент» не соответствовала требованиям Документации (раскрыты сведения об участнике закупки). Результаты первой части закупки зафиксированы комиссией в протоколе заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок № 32211625738-01 от 02.09.2022.

На 2-м этапе закупочной комиссией были рассмотрены - 7 заявок участников: ООО «Торговый дом «Снабженец», ООО «Мировой инструмент», ООО «МАКСЭНЕРГО», ООО «Компания Сибарис», Куценко А.А., ООО «КАТОД ЗАЩИТА», ООО «ЕСК-Инжиниринг», которые были допущены к участию в конкурентной процедуре. Результаты второй части закупки зафиксированы комиссией в протоколе заседания комиссии по рассмотрению первых частей заявок № 32211625738-02 от 06.09.2022.

На 3-м этапе закупочной были рассмотрены ценовые предложения участников закупки, что зафиксировано в протоколе № 32211625738-03 от 06.09.2022, и подведены итоги закупки, в соответствии с которыми участникам закупки были присвоено следующее количество баллов:

1)         ООО «ТД СНАБЖЕНЕЦ» - 94,89 баллов.

2)         ООО «МИРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ» - 94,00 баллов.

3)         ООО «ЕСК-Инжиниринг» - 83,89 баллов.

4)         ООО «МАКСЭНЕРГО» - 80,99 баллов.

5)         ООО «Компания «Сибарис» - 74,08 баллов.

6)         ООО «КАТОД ЗАЩИТА» - 70,55 баллов.

7)         Куценко А.А. - 33,49 баллов.

Соответственно конкурсной комиссией победителем закупки получившим наибольшее количество баллов было признано ООО «ТД СНАБЖЕНЕЦ».

Таким образом, предложение участника закупки ООО «Мировой инструмент» по совокупности всех критериев оценки заявок, установленных закупочной документацией (ценовые и неценовые) получило обоснованное на основании проведенного расчета конкурсной комиссией максимальное количество - 94,00 баллов.

Победитель закупки ООО «ТД СНАБЖЕНЕЦ», также на основании проведенного расчета конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок получило максимальное количество - 94,89 баллов.

Комиссией установлено, что перечисленные заказчиком в документации требования в равной мере применяются ко всем участникам закупки. Доказательства противоположной позиции заявителем не представлены.

В силу пункта 4 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Закон о закупках не содержит закрытого перечня критериев, по которым могут оцениваться участники, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями данного закона, в том числе, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Поскольку критерий, предусматривающий срок предоставления гарантии качества поставленных товаров применяется ко всем участникам-конкурентам, то оспариваемый критерий не ограничивает конкуренцию и не нарушает права и законные интересы участников закупки.

Основная функция критериев оценки заключается в том, чтобы помочь заказчику закупки из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям заказчика в качественном и своевременном выполнении работ.

В спорной закупке заказчик указал критерии таким образом, что они носят объективный характер и направлены на определение наиболее квалифицированного исполнителя, что отвечает потребностям заказчика, заинтересованного в оказании услуг надлежащего качества.

Так как предметом закупки является поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро», то срок предоставления гарантии качества поставленных товаров, позволяет судить о способности участника наиболее качественно выполнить поставку указанного товара, предусмотренного закупочной документацией, что значимо для специфической деятельности организации.

Кроме того, в жалобе заявителя отсутствуют ссылки на основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, что именно нарушило АО «Волгоградоблэлектро» при проведении оспариваемой процедуры.

Таким образом, при проведении закупки путём запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро», заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика и извещением о проведении запроса котировок. Заказчиком соблюден принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, который предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.  

Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Законом о закупках, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

На основании изложенного, Комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах, услугах, при формировании требований к предмету закупки, заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и действия заказчика не повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности или ограничению конкуренции, при этом антимонопольный контроль торгов оканчивается при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость которого указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также нестабильности публичных правоотношений, то есть «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, с учетом совокупности установленных по итогам рассмотрения жалобы обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Мировой инструмент» (ИНН: 5903069281) на действия заказчика АО «Волгоградоблэлектро» (ИНН: 3443029580) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведение запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (бензоэлектроинструмента) для нужд АО «Волгоградоблэлектро», необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии:

                                 «_»

 

 

 

Члены комиссии:

                                  «_»

 

 

 

                                                        «_»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны