Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/7-1262/2021 ПО ПРИЗН... от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Н.И.Б., рассмотрев поступившее заявление физического лица,

 

установил:

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление физического лица              (вх. № 12597 от 16.11.2021) с жалобой на распространение по состоянию на 15.11.2021 рекламы устройства для потребления никотина «Ploom S» на кассах магазина «Магнит», располагаемого по адресу Волгоград, бульвар 30-летия Победы, 74Б.

К обращению было приложено фото. На фото изображено, что над кассой магазина размещена информация следующего содержания:

«ПРАЙС ЛИСТ

на устройства нагревания табака

PLOOM МОДЕЛЬ S

490 рублей*

990 рублей

Зарегистрироваться**

В базу данных совершеннолетних потребителей никотинсодержащей продукции

(изображение штрих-кода)

*При условии регистрации в безе данных совершеннолетних потребителей

Никотинсодержащей продукции

** Услуга доступна для совершеннолетних потребителей никотинсодержащей продукции

18+ ПРОДУКТ НЕ ИСКЛЮЧАЕТ РИСКИ И ВЫЗЫВАЕТ ПРИВЫКАНИЕ»

 

16.11.2021 сотрудники Волгоградского УФАС России осуществили выезд в магазин, указанный заявителем, факт распространения рекламы подтвердился. Над кассами в магазине размещены закрытые сигаретные диспенсеры, на которые наклеены листы размера примерно А4 фиолетового цвета с текстом, на который указывал заявитель. Информация доступна для восприятия любому гражданину, находящемуся в кассовой зоне магазина.

На сайте https://ploom.ru/ содержится следующая информация об устройстве: «Ploom S – устройство для нагревания табака. Специально для него разработана технология HeatFlow™. Благодаря ей в ребристой термокамере устройства воздух, разогретый до 235 °C, нагревает табак. Контакт стика с нагревательным элементом минимален, поэтому табак не осыпается внутрь устройства».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ                            «О рекламе» (далее – Закон рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам, установленным п. 1 ст. 3 Закона рекламе.

- информация распространена путем распространения в кассовой зоне магазина «Магнит» на внешней поверхности закрытых сигаретных диспенсеров;

- адресована неопределенному кругу лиц посетителей и покупателей магазинов «Магнит»;   

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данном случае является устройство для потребления никотинсодержащей продукции марки «Ploom» модели «S», а также акция по представлению скидки в размере 500 рублей при покупке устройства для нагревания табака Ploom S, при условии представления потребителями своих персональных данных.

Данное мероприятие может оказывать стимулирующее влияние на потребителей, побуждая к покупке устройства по более низкой цене.

Согласно п. 8 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Закон об охране здоровья граждан) устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона об охране здоровья граждан никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий).

С 28.01.2021 к действующему ранее запрету на рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий, курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок, установленному п. 8 ст. 7 Закона о рекламе добавился запрет на рекламу таких товаров, как устройства для потребления никотинсодержащей продукции (различные модификации устройств, используемых в качестве «электронных сигарет» для доставки никотина или нагревания табака), никотинсодержащая продукция (различные наполнители для электронных систем доставки никотина или нагревания табака, например, стики, жидкости, картриджи).

В рассматриваемой ситуации объектом рекламирования выступило устройство «Ploom S», а также мероприятие по стимулированию продажи конкретной модели устройства для потребления никотинсодержащей продукции «Ploom S».

Ст. 16 Закона об охране здоровья граждан установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции.

Установлено, что «в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются:

  1. реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции, в том числе: …» (далее указан конкретный перечень форм стимулирования).

Таким образом, перечень запрещенных законодательством форм стимулирования продажи устройств для потребления никотинсодержащей продукции не ограничен.

В соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Рассматриваема реклама продвигает мероприятие по стимулированию продажи определенной модели устройств для потребления никотинсодержащей продукции, что запрещено статьей 16 Закона об охране здоровья граждан, и, следовательно, реклама также содержит признаки нарушения ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Во исполнение п. 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 24.11.2020 № 1922 Волгоградское УФАС России направило в ФАС России ходатайство о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушений законодательства о рекламе по факту распространения рекламы устройства для потребления никотинсодержащей продукции «Ploom S» в отношении АО «Тандер» (ОГРН: 1022301598549, ИНН: 2310031475) и ООО «Дж. Т. И. Россия» (ОГРН 1157746591815, ИНН 7703386329).

Письмом от 29.11.2021 (вх. № 13033) ФАС России наделила Волгоградское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Волгограде в кассовых зонах сети магазинов «Магнит» рекламы с выражением «ПРАЙС ЛИСТ на устройства нагревания табака. PLOOM МОДЕЛЬ S 490 рублей* 990 рублей* Зарегистрироваться*...», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе в отношении АО «Тандер» (350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185), ООО «Дж. Т.И. Россия» (ОГРН 1157746591815, ИНН 7703386329), информация о наделении полномочиями направлена также в Краснодарское и Московское УФАС России.

В силу ч. 6, ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных ст. 7 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем с учетом имеющейся информации, является АО «Тандер» (ОГРН: 1022301598549, ИНН: 2310031475).

Согласно данным сайта https://www.jti.com производителем устройств для нагревания табака Ploom является компания JTI (ООО «Дж. Т. И. Россия»).

Исходя из содержания объекта рекламирования рекламодателем в данном случае выступило ООО «Дж. Т. И. Россия».

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/7-1262/2021 по признакам нарушения п. 8 ст. 7, ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1 Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- АО «Тандер» (ОГРН: 1022301598549, ИНН: 2310031475);

- ООО «Дж. Т. И. Россия» (ОГРН 1157746591815, ИНН 7703386329).

2.2. Заявитель – лицо, от которого поступило заявление вх. № 12597 от 16.11.2021.

3. Назначить дело № 034/05/7-1262/2021 к рассмотрению на 14 декабря 2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. АО «Тандер» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом копии документов:

4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;

4.2. Сведения о периоде и территории распространения рассматриваемой рекламы;

4.3. Копия договора с Заказчиком рекламы со всеми приложениями;

4.4. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Дж. Т. И. Россия» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом копии документов:

5.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;

5.2. Информация о периоде и территории распространения рассматриваемой рекламы;

5.3. Сведения о времени, месте и способах распространения рассматриваемой рекламы;

5.4. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

6. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны