Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 16 апреля 2021 года Дело № 034/10... от 16 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу
06.04.2021 вх. № 3438 ИП Ч.АС на действия заказчика – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, заказчик) при проведении открытого запроса котировок № 02/21/223 на выполнение работ по капитальному ремонту отмостки и приямков здания общежития №3 ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (извещение о проведении закупки № 32110146612 размещено на официальном сайте ЕИС 31.03.2021),
при участии в заседании комиссии представителей:
от заказчика: представитель ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России М. И.П., действующий на основании доверенности от 10.01.2020 № 1;
от заявителя: ИП Ч. А.С. (лично),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба вх. № 3438 от 06.04.2021 ИП Ч. А.С. на действия заказчика – ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России при проведении открытого запроса котировок № 02/21/223 на выполнение работ по капитальному ремонту отмостки и приямков здания общежития №3 ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России.
Извещение о проведении закупки № 32110146612 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 31.03.2021.
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ИП Ч. А.С. поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба ИП Ч.А.С. принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 09.04.2021 исх. № 04-10/2491).
Уведомлением об объявлении перерыва в заседании комиссии от 13.04.2021 № 04-10/2591 комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15.04.2021.
Уведомление о продлении срока принятия решения по жалобе и об объявлении перерыва в заседании комиссии от 15.04.2021 № 04-10/2709 срок принятия решения по жалобе продлен до 26.04.2021 и об объявлении перерыва до 16.04.2021.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
Представителями заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
В своей жалобе ИП Ч. А.С. указывает, что при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам материалов, заказчиком установлены избыточные требования в части содержания отдельных компонентов, тем самым, имеются признаки ограничения доступа к участию в закупке, а также не указаны каким ГОСТам должны соответствовать товары.
ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России с данными доводами не согласно и считает, что доводы жалобы не подтверждают, что установление оспариваемых требований повлекло несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе ограничение конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (далее – положение), а также документацией о конкурентной закупке (далее – документация).
Согласно п. 1.1.2 положения при осуществлении закупок заказчик руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом № 223-ФЗ, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, настоящим положением.
Пунктом 1.8.2 Положения указано, что в документации о закупке обязательно указываются требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Основные требования к поставляемому товару установлены приложением № 1 к извещению о проведении запроса котировок: требуемые показатели технических, качественных и функциональных характеристик товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели эксплуатационных характеристик таких товаров.
Как указывает заказчик, работы, материалы, применяемые при выполнении работ, должны соответствовать техническим регламентам, ГОСТам, СанПиНам, и т.д.
Подрядчик руководствуется основными документами нормативного регулирования в части выполнения работ: СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве часть 1; СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве часть 2; СНиП 12-01-2004 Организация строительства; Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (ред. от 10.11.2015) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»); СНиП 3.04.01-87; ПУЭ - правила устройства электроустановок, и т.д.
Как указывает заказчик требования к поставляемому товару установлены ГОСТами: 380-2005, 530-2012, 1144-80, 8267-93, 26633-2015, 28013-98, 30136-95.
Заявителем также не отрицается тот факт, что требования к поставляемому товару соответствует техническим регламентам, ГОСТам, СанПиНам.
Вместе с тем Закон о закупках не предусматривает обязанности участников иметь в наличии товар, являющий предметом Закупки на момент подачи заявки на участие в конкурентной закупке.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ), пока не доказано иное.
Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей Заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету Закупки Заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При рассмотрении жалобы Заявителя не установлено, что установление оспариваемых требований повлекло несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе привело к ограничению конкуренции.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.
По результатам изучения доводов и возражений сторон, а также доказательств, представленных заявителем и заказчиком, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ИП Ч. А.С.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Ч.АС на действия заказчика – федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации при проведении открытого запроса котировок № 02/21/223 на выполнение работ по капитальному ремонту отмостки и приямков здания общежития №3 ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (извещение о проведении закупки № 32110146612 размещено на официальном сайте ЕИС 31.03.2021) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.