Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/18-459/2021 ПО ПРИЗН... от 19 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, …, рассмотрев поступившее заявление,
установил:
В Волгоградское УФАС России поступило заявление Е. Е.А. (вх. № 1603 от 18.02.2021) с жалобой на поступление нежелательного смс-сообщения на номер телефона.
Так, на номер абонента ПАО «ВымпелКом» (+ 7 909 …) 16.02.2021 в 09:53 с номера «AlfaBank» поступило смс-сообщение: «Получите лимит до 300 000 рублей от Альфа-Банка! Вам предварительно одобрена карта «Билайн 100 дней без %» https://beel.ink/alfa16f».
Заявитель указал, что согласия на получения данной рекламы не давал.
Согласно данным, представленным ПАО «ВымпелКом» в письме от 23.03.2021 вх. № 2775, смс-сообщение с буквенным наименованием отправителя «AlfaBank» и указанным содержанием является внутренней рассылкой Общества.
Указанная рассылка осуществлялась в соответствии с условиями дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020 к договору № 767734052 от 11.09.2020, заключенному между ПАО «ВымпелКом» и АО «Альфа-Банк».
В соответствии с п. 1.1 дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020, ПАО «ВымпелКом» обязуется оказывать, а АО «Альфа-Банк» обязуется оплачивать услуги по рассылке sms и push сообщений на телефонные номера потенциальных и/или действующих клиентов и/или партнеров АО «Альфа-Банк», являющихся пользователями услуг подвижной радиотелефонной связи «Билайн».
Согласно п. 5.2 дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020 АО «Альфа-Банк» самостоятельно определяет содержание SMS и PUSH сообщений, а также обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и редакционной политики «Билайн» (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 1 от 11.09.2020) при формировании текста sms и push сообщений и гарантирует, что sms и push сообщения не содержат информации, распространение которой запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
В части наличия согласия физического лица (абонентский номер +7909…) на получение рекламных смс-сообщений от ПАО «ВымпелКом» Общество сообщило следующее.
На дату заключения между ПАО «ВымпелКом» и Е.Е.А. договора № 710005501 были утверждены и действовали условия оказания услуг связи «Билайн» (далее - «Условия»). Данные Условия являются неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи «Билайн».
Согласно п. 2.1 Условий договор заключается путём подписания бланка договора абонентом и оператором или уполномоченным им лицом. Указанный выше бланк договора об оказании услуг связи «Билайн» содержит графу, в которой запрашивается согласие абонента на получение рекламной информации. Абонент, заключая данный договор, выражает согласие на получение рекламнойинформации либо отказ от получения рекламной информации в соответствующей графе договора об оказании услуг связи «Билайн». Подписывая указанный бланк, абонент подтверждает достоверность указанных сведений, а также согласие с условиями оказания услуг связи «Билайн».
Пункт 8.13 Условий оказания услуг связи «Билайн» предусматривает для абонентов возможность выразить отказ от получения рекламной рассылки в процессе получения услуг связи.
ПАО «ВымпелКом» сообщило, что Е.Е.А. при подписании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 710005501 выразила свое согласие на получение рекламной информации, то есть не воспользовалась возможностью отказаться от получения рекламы. Отказ от получения рекламной информации в форме, предусмотренный п. 8.13 условий оказания услуг связи «Билайн», в адрес Общества не поступал.
Однако доказательства изложенных доводов (сам бланк договора об оказании услуг связи «Билайн», заключенного с Е.Е.А.) в материалы дела оператором связи не представлено.
Согласно п.п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).
Рассматриваемая информация, полученная посредством смс-сообщения заявителем 16.02.2021 в 09:53 с номера «AlfaBank», содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой. Объект рекламирования – финансовые услуги, а именно кредитная карта «Билайн 100 дней без %».
Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Доказательства получения предварительного согласия абонента, которому принадлежит номер телефона + 7 909 …, на получение рекламы в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.
Кроме того, при рекламировании финансовых услуг в рассматриваемом случае не были соблюдены требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе сообщается о возможности получить лимит до 300 000 рублей от «Альфа-Банка» на условии 100 дней без %». Однако согласно основным параметрам выпуска и обслуживания кредитных банковских карт «Альфа-Банк-Билайн», предоставленным АО «Альфа-Банк» в письме вх. № 2103 от 05.03.2021, предусмотрены лимиты кредитования, а также размеры процентных ставок 396,99%, 49,99% в зависимости от типа операций по карте. Данная информация не доведена до потребителя, в том числе и при переходе по указанной в смс-сообщении ссылке.
Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.
С учетом имеющихся сведений ООО «ВымпелКом» в рассматриваемой ситуации выступило в качестве рекламораспространителя, АО «Альфа-Банк» - в качестве рекламодателя.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 034/05/18-459/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: - ПАО «ВымпелКом» (127083, г. Москва, ул. 8 Марта, 10, стр.14, ОГРН: 1027700166636, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, ИНН: 7713076301, КПП: 771301001), АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971, КПП: 770801001),
2.2. Заявитель – лицо, от которого поступило заявление вх. № 1603 от 18.02.2021.
3. Назначить дело № 034/05/18-459/2021 к рассмотрению на ____ _________ 2021 года в ____ часов ____ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО «ВымпелКом», АО «Альфа-Банк» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом копии документов:
4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;
4.2. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.