Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/18-459/2021 ПО ПРИЗН... от 19 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, …, рассмотрев поступившее заявление,

установил:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление Е. Е.А. (вх. № 1603 от 18.02.2021) с жалобой на поступление нежелательного смс-сообщения на номер телефона.

Так, на номер абонента ПАО «ВымпелКом» (+ 7 909 …) 16.02.2021 в 09:53 с номера «AlfaBank» поступило смс-сообщение: «Получите лимит до 300 000 рублей от Альфа-Банка! Вам предварительно одобрена карта «Билайн 100 дней без %» https://beel.ink/alfa16f».

Заявитель указал, что согласия на получения данной рекламы не давал.

Согласно данным, представленным ПАО «ВымпелКом» в письме от 23.03.2021 вх. № 2775, смс-сообщение с буквенным наименованием отправителя «AlfaBank» и указанным содержанием является внутренней рассылкой Общества.

Указанная рассылка осуществлялась в соответствии с условиями дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020 к договору № 767734052 от 11.09.2020, заключенному между ПАО «ВымпелКом» и АО «Альфа-Банк».

В соответствии с п. 1.1 дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020, ПАО «ВымпелКом» обязуется оказывать, а АО «Альфа-Банк» обязуется оплачивать услуги по рассылке sms и push сообщений на телефонные номера потенциальных и/или действующих клиентов и/или партнеров АО «Альфа-Банк», являющихся пользователями услуг подвижной радиотелефонной связи «Билайн».

Согласно п. 5.2 дополнительного соглашения № 1 от 11.09.2020 АО «Альфа-Банк» самостоятельно определяет содержание SMS и PUSH сообщений, а также обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и редакционной политики «Билайн» (приложение № 1 к дополнительному соглашению № 1 от 11.09.2020) при формировании текста sms и push сообщений и гарантирует, что sms и push сообщения не содержат информации, распространение которой запрещено действующим законодательством Российской Федерации.

В части наличия согласия физического лица (абонентский номер +7909…) на получение рекламных смс-сообщений от ПАО «ВымпелКом» Общество сообщило следующее.

На дату заключения между ПАО «ВымпелКом» и Е.Е.А. договора                         № 710005501 были утверждены и действовали условия оказания услуг связи «Билайн» (далее - «Условия»). Данные Условия являются неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи «Билайн».

Согласно п. 2.1 Условий договор заключается путём подписания бланка договора абонентом и оператором или уполномоченным им лицом. Указанный выше бланк договора об оказании услуг связи «Билайн» содержит графу, в которой запрашивается согласие абонента на получение рекламной информации. Абонент, заключая данный договор, выражает согласие на получение рекламнойинформации либо отказ от получения рекламной информации в соответствующей графе договора об оказании услуг связи «Билайн». Подписывая указанный бланк, абонент подтверждает достоверность указанных сведений, а также согласие с условиями оказания услуг связи «Билайн».

Пункт 8.13 Условий оказания услуг связи «Билайн» предусматривает для абонентов возможность выразить отказ от получения рекламной рассылки в процессе получения услуг связи.

ПАО «ВымпелКом» сообщило, что Е.Е.А. при подписании договора об оказании услуг связи «Билайн» № 710005501 выразила свое согласие на получение рекламной информации, то есть не воспользовалась возможностью отказаться от получения рекламы. Отказ от получения рекламной информации в форме, предусмотренный п. 8.13 условий оказания услуг связи «Билайн», в адрес Общества не поступал.

Однако доказательства изложенных доводов (сам бланк договора об оказании услуг связи «Билайн», заключенного с Е.Е.А.) в материалы дела оператором связи не представлено.

Согласно п.п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (подп. 2-3 ст. 3 Закона о рекламе).

Рассматриваемая информация, полученная посредством смс-сообщения заявителем 16.02.2021 в 09:53 с номера «AlfaBank», содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой. Объект рекламирования – финансовые услуги, а именно кредитная карта «Билайн 100 дней без %».

Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Абонент, согласно п. 1 ст. 2 Закона о связи - это пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом в ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

            Доказательства получения предварительного согласия абонента, которому принадлежит номер телефона + 7 909 …, на получение рекламы в материалах дела отсутствуют.

            В соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Закона о рекламе.

            Кроме того, при рекламировании финансовых услуг в рассматриваемом случае не были соблюдены требования ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рекламе сообщается о возможности получить лимит до 300 000 рублей от «Альфа-Банка» на условии 100 дней без %». Однако согласно основным параметрам выпуска и обслуживания кредитных банковских карт «Альфа-Банк-Билайн», предоставленным АО «Альфа-Банк» в письме вх. № 2103 от 05.03.2021, предусмотрены лимиты кредитования, а также размеры процентных ставок 396,99%, 49,99% в зависимости от типа операций по карте. Данная информация не доведена до потребителя, в том числе и при переходе по указанной в смс-сообщении ссылке.

            Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

С учетом имеющихся сведений ООО «ВымпелКом» в рассматриваемой ситуации выступило в качестве рекламораспространителя, АО «Альфа-Банк» - в качестве рекламодателя.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 24 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/18-459/2021 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: - ПАО «ВымпелКом» (127083, г. Москва, ул. 8 Марта, 10, стр.14, ОГРН: 1027700166636, дата присвоения ОГРН: 28.08.2002, ИНН: 7713076301, КПП: 771301001), АО «Альфа-Банк» (107078, г. Москва, ул. Каланчевская, 27, ОГРН: 1027700067328, дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 7728168971, КПП: 770801001),

2.2. Заявитель – лицо, от которого поступило заявление вх. № 1603 от 18.02.2021.

3. Назначить дело № 034/05/18-459/2021 к рассмотрению на ____ _________ 2021 года в ____ часов ____ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «ВымпелКом», АО «Альфа-Банк» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом копии документов:

4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;

4.2. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны