Решение б/н Решение по жалобе № 034/10/18.1-955/2023 «21» августа 2023 ... от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

Заявителю:

П.С.В.
 

Администрация

Клетского муниципального района Волгоградской области
ул. Буденного, д. 20, ст-ца Клетская, Клетский р-н, Волгоградская обл., 403562

Электронная торговая площадка «Российский аукционный дом»
support@lot-online.ru

 

Решение по жалобе № 034/10/18.1-955/2023

 

«21» августа 2023 года Волгоград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия Управления) в составе:

Председатель Комиссии Я.О.И. – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии: Л.Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;

Т.С.А. – заместитель начальника отдела контроля органов власти,

рассмотрев по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу П.С.В. на действия администрации Клетского муниципального района Волгоградской области (далее — Администрация) при организации и проведении продажи муниципального имущества в электронной форме без объявления цены — транспортного средства УАЗ-220694, vin XТТ22069490461883, год выпуска 2008, модель 42130Е, № двигателя 81000935, регистрационный знак А459ВК34 (извещение № 22000028400000000028, лот № 6),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России 14.08.2023 (вх. № 7313-ЭП/23) поступила жалоба П.С.В. (далее — Заявитель) на действия Администрации при организации и проведении продажи муниципального имущества в электронной форме без объявления цены — транспортного средства УАЗ-220694, vin XТТ22069490461883, год выпуска 2008, модель 42130Е, № двигателя 81000935, регистрационный знак А459ВК34 (извещение № 22000028400000000028, лот № 6, далее — Продажа без объявления цены).

В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции уведомление о поступлении жалобы от 15.08.2023 № ИН/5916/23 направлено 15.08.2023 в адрес Заявителя, Администрации, электронной торговой площадки «Российский аукционный дом» (далее — ЭТП «РАД») по электронной почте.

Рассмотрение жалобы было назначено на 18.08.2023 на 11 час. 00 мин. Рассмотрение жалобы по существу состоялось после перерыва 21.08.2023 в 15 час. 00 мин.

На рассмотрении жалобы присутствовали: П.С.В. (личность удостоверена по паспорту, участвовал посредством видеоконференцсвязи с использованием системы TrueConf), представитель Администрации — Н.Н.В. (доверенность, участвовал посредством видеоконференцсвязи с использованием системы TrueConf), участник Продажи без объявления цены по лоту № 6 К.Ю.В. (личность удостоверена по паспорту, участвовала посредством видеоконференцсвязи с использованием системы TrueConf 18.08.2023).

Обжалуемые торги – продажа муниципального имущества в электронной форме без объявления цены по лоту № 6 - транспортного средства УАЗ-220694, vin XТТ22069490461883, год выпуска 2008, модель 42130Е, № двигателя 81000935, регистрационный знак А459ВК34 (извещение № 22000028400000000028).

Организатором Продажи без объявления цены является Администрация (далее – Организатор продажи, Продавец).

Порядок проведения Продажи без объявления цены установлен Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон № 178-ФЗ), Положением об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 (далее – Положение № 860), Порядком подведения итогов продажи муниципального имущества Клетского муниципального района Волгоградской области без объявления цены и заключения с покупателем договора купли-продажи муниципального имущества Клетского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Клетской районной Думы Клетского муниципального района Волгоградской области VI созыва от 03.12.2021 № 57/422 (далее — Порядок № 57/422), информационным сообщением, утвержденным распоряжением Администрации от 27.07.2023 № 193-р (далее – Информационное сообщение).

Обжалуемые действия – Организатором продажи не размещено Информационное сообщение на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – Официальный сайт торгов); необоснованно отклонена заявка П.С.В. от участия в Продаже без объявления цены по лоту № 6. Продавец неправомерно применил понятие «экономическая целесообразность», которое не предусмотрено действующим законодательством.

Представитель Администрации, К.Ю.В. просят жалобу Заявителя признать необоснованной, считают, что Продажа без объявления цены по лоту № 6 проведена в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах жалобы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 13 Закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены является одним из способов приватизации.

Особенности продажи государственного и муниципального имущества без объявления цены установлены ст. 24 Закона № 178-ФЗ.

Как следует из п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Согласно п. 2 ст. 24 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 15 Закона № 178-ФЗ, за исключением начальной цены.

Исходя из ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества размещается в том числе на Официальном сайте торгов.

В ходе визуального просмотра Официального сайта торгов Комиссией Управления установлено, что Продавцом 28.07.2023 на сайте www.torgi.gov.ru размещено информационное сообщение № 22000028400000000028.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Информационное сообщение не было размещено на Официальном сайте торгов, необоснован.

2. В соответствии с п. 1 ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества способом продажи без объявления цены осуществляется в электронной форме.

Порядок организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме установлен Положением № 860.

Пунктом 3 ст. 24 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в ст. 16 Закона № 178-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 178-ФЗ одновременно с заявкой физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

Согласно п. 108 Положения № 860 для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении продажи имущества без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества.

Разделом № 5 Информационного сообщения установлено, что для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении продажи без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества. Одновременно с заявкой, подаваемой путем прикрепления её электронного образа в личном кабинете на электронной площадке, физические лица предоставляют копии всех листов документа, удостоверяющего личность.

Следовательно, для участия в Продаже без объявления цены физическому лицу необходимо представить заявку по форме, содержащейся в Информационном сообщении, предложение о цене имущества, копию документа, удостоверяющего личность.

Решение о признании претендентов участниками продажи в электронной форме или об отказе в допуске к участию в такой продаже принимается продавцом государственного или муниципального имущества (абз. 2 п. 7 ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ).

Исходя из п. 112 Положения № 860 продавец отказывает претенденту в приеме заявки в следующих случаях: заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены; представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разделом № 7 Информационного сообщения установлены аналогичные основания недопуска претендента к участию в Продаже без объявления цены.

Согласно подпунктов «в», «г» п. 117 Положения № 860 протокол об итогах продажи имущества без объявления цены подписывается продавцом в день подведения итогов продажи имущества без объявления цены и должен содержать в том числе сведения об отказе в принятии заявок с указанием причин отказа; сведения о рассмотренных предложениях о цене имущества с указанием подавших их претендентов.

По результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены в порядке, установленном Положением № 860 (п. 115 Положения № 860).

Таким образом, Продавец в протоколе об итогах Продажи без объявления цены указывает претендентов, которым отказано в приеме заявок в соответствии с п. 112 Положения № 860, а также которым отказано в рассмотрении предложения о цене приобретения имущества.

Исходя из журнала учета приема заявок № 1А64979-4001-18-6 по лоту № 6 подано 18 заявок, в том числе П.С.В. (08.08.2023 в 07:59).

11.08.2023 Продавцом подведены итоги Продажи без объявления цены в том числе по лоту № 6, согласно которым П.С.В. отказано в приеме заявки в связи с тем, что представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в Информационном сообщении.

11.08.2023 Продавцом на электронный адрес П.С.В. направлено сообщение об отказе в признании Заявителя участником процедуры продажи имущества без объявления цены по лоту № 6. Пояснения к отказу: «Продавец (уполномоченная комиссия) принимает решение об отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества в случае, если цена предложения значительно ниже 1/3 рыночной цены продаваемого имущества и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно (решение Клетского муниципального района Волгоградской области от 03.12.2021 № 570/422)».

При этом, представитель Организатора продажи на заседании Комиссии Управления пояснил, что П.С.В. представлены все необходимые документы, предусмотренные Информационным сообщением.

Вместе с тем, перечень оснований отказа претенденту в участии в Продаже без объявления цены является исчерпывающим. Действующим законодательством и Информационным сообщением не предусмотрена возможность отказа претенденту в участии в Продаже без объявления цены в связи с экономической нецелесообразностью отчуждения объекта муниципального имущества.

Рассмотрение предложений о цене имущества является одним из этапов рассмотрения заявок участников Продажи без объявления цены.

Таким образом, Продавец в нарушение п. 112 Постановления № 860 необоснованно отказал П.С.В. в признании участником Продажи без объявления цены по лоту № 6. Довод Заявителя обоснован.

3. В соответствии с п. 10 ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ в случае проведения продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не указывается.

Согласно Информационному сообщению начальная цена Продажи без объявления цены не установлена.

В соответствии с п. 5 ст. 24 Закона № 178-ФЗ подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Порядок подведения итогов продажи муниципального имущества Клетского муниципального района Волгоградской области без объявления цены установлен Решением Клетской районной Думы Клетского муниципального района Волгоградской области VI созыва от 03.12.2021 № 57/422 (далее — Порядок № 57/422).

Абзацем 2 п. 2.2 Порядка № 57/422 установлено, что продавец принимает решение об отказе в рассмотрении предложения претендента о цене приобретения имущества, в случае если предложенная цена приобретения муниципального имущества более чем в 3 раза ниже начальной цены, установленной продавцом при продаже такого имущества на последнем аукционе. Отчуждение такого имущества по предлагаемой цене будет являться экономически нецелесообразным.

Вместе с тем, в разделе № 8 Информационного сообщения Продавцом указано, что «Продавец (уполномоченная комиссия) принимает решение об отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества в случае, если цена предложения значительно ниже 1/3 рыночной цены продаваемого имущества и (или) отчуждение такого имущества по предлагаемой цене экономически нецелесообразно», что не соответствует Порядку № 57/422. Более того, в Информационном сообщении указано на решение Клетской районной Думы Клетского муниципального района Волгоградской области VI созыва от 03.12.2021 № 570/422, которое не было представлено Комиссии Управления.

Таким образом, порядок подведения итогов Продажи без объявления цены, указанный в Информационном сообщении, не соответствует действующему на момент размещения сообщения Порядку № 57/422.

В разделе № 8 Информационного сообщения установлено, что продавец в день подведения итогов продажи без объявления цены по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества в установленном законодательством порядке. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества без объявления цены.

Исходя из перечисленных пунктов Положения № 860 и Информационного сообщения, Продавцом рассматриваются поступившие заявки и прилагаемые к ним документы. По каждой зарегистрированной заявке принимается отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Для признания продажи муниципального имущества без объявления цены в электронной форме состоявшейся, Продавцом не только должна быть принята к рассмотрению заявка претендента, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. Отказ продавцом в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества прямо предусмотрен Положением № 860. При этом основания, по которым продавец вправе отказать (причины отказа) в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества, ни Законом № 178-ФЗ, ни Положением № 860 не предусмотрены.

На Официальном сайте торгов в разделе «Документы и сведения» Продажи без объявления цены в свободном доступе размещена программа приватизации (продажи) муниципального имущества Клетского муниципального района на 2023 год, в которой указана ориентировочная рыночная стоимость муниципального имущества.

Информационное сообщение в разделе № 2 содержит сведения о предыдущих торгах по продаже муниципального имущества, объявленных в течение года, предшествующего его Продаже без объявления цены, и об итогах торгов по продаже такого имущества, как это предусмотрено п. 115 Закона № 178-ФЗ.

В разделе № 11 Информационного сообщения указано на то, что претенденты могут ознакомиться с информацией по продаваемым объектам в Администрации по указанному адресу.

Исходя из вышеизложенного, П.С.В. был заранее извещен о возможном отказе в принятии предложения о цене приобретения имущества Продавцом, если отчуждение объектов муниципального имущества по предложенной цене экономически нецелесообразно.

Отчуждение объектов муниципального имущества по предложенной П.С.В. цене повлекло бы для Продавца значительные экономические потери, то есть было экономически нецелесообразно, в то время как основной целью торгов в любой форме является установление объективных цен на товары. Предложенная П.С.В. цена за приобретение муниципального имущества по лоту № 6 Продажи без объявления цены в размере 21 013,25 руб. экономически нецелесообразна. Довод Заявителя необоснован.

4. Согласно п. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения жалобы № 034/10/18.1-955/2023 Комиссией Управления установлено следующее.

Информационное сообщение Продажи без объявления цены размещено Администрацией на Официальном сайте торгов 28.07.2023. Дата и и время начала приема заявок: 02.08.2023 с 08 час. 00 мин. Дата и время окончания приема заявок: 10.08.2023 в 23 час. 00 мин. Дата подведения итогов продажи: 11.08.2023.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Прием заявок и прилагаемых к ним документов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников (п. 21 Положения № 860).

Таким образом, Волгоградское УФАС России приходит к выводу, что Продавец неправомерно разместив Информационное сообщение на Официальном сайте торгов менее чем за 30 дней до дня осуществления Продажи без объявления цены (14 дней), установив срок приема заявок и прилагаемых к ним документов на участие в Продаже без объявления цены менее 25 календарных дней (9 дней), нарушил требования п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 24 Закона № 178-ФЗ, п. 21 Положения № 860, не позволил более широкому кругу лиц принять участие в Продаже без объявления цены.

5. В соответствии с п. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно пояснениям представителя Администрации 14.08.2023 подписан договор купли-продажи № 9 муниципального имущества по результатам продажи без объявления цены в электронной форме по лоту № 6 между Продавцом и К.Ю.В. (далее — Договор № 9).

Пунктом 3.1 Договора № 9 предусмотрено. что право собственности на продаваемое имущество переходит от продавца к покупателю с момента подписания сторонами передаточного акта приобретаемого имущества.

Регистрация имущества в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, выполняется покупателем за счет собственных средств (п. 3.2 Договора № 9).

В соответствии с п. 6.1 Договора № 9 настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует до момента полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.

На заседании Комиссии Управления представитель Администрации пояснил, что до настоящего времени документы на транспортное средство (УАЗ-220694 регистрационный знак А459ВК34) находятся у Продавца, передаточный акт со стороны К.Ю.В. не подписан, регистрация Договора № 9 не осуществлена.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи администрации Клетского муниципального района Волгоградской области обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу П.С.В. на действия администрации Клетского муниципального района Волгоградской области при продаже муниципального имущества в электронной форме без объявления цены — транспортного средства УАЗ-220694, vin XТТ22069490461883, год выпуска 2008, модель 42130Е, № двигателя 81000935, регистрационный знак А459ВК34 (извещение № 22000028400000000028, лот № 6) обоснованной.

2. Признать администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области нарушившей п. 2 ст. 15, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», пункты 21, 112 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860.

3. Выдать администрации Клетского муниципального района Волгоградской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений при организации и проведении продажи муниципального имущества в электронной форме без объявления цены (извещение № 22000028400000000028, лот № 6).

4. Передать соответствующему должностному лицу Волгоградского УФАС России материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

О.И.Я

 

Члены комиссии:

 

Е.В.Л

 

 

С.А.Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны