Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-487/2019 ПО ПРИЗНА... от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-487/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

28 мая 2019 г. Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н. И.Б., рассмотрев поступившие материалы из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Волгоградское УФАС России рассмотрело обращение Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в отношении ООО «Виктори» (вх. № 2751 от 28.03.2019).

В обращении указывается, что в сети Интернет активно рекламируется автокредит от 4.5% от АЦ «Волга». В рекламе указывается сайт ac-volga.ru, через который, как указывает Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, потребитель обращается в ООО «Виктори» (ИНН 7728318994). Однако фактически гражданин оформляет договор с процентной ставкой под 16% годовых. При этом. как установлено Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, в банк с заявкой о получении автокредита под меньший процент никто не обращался.

В рамках рассмотрения обращения антимонопольным органом проведен осмотр рекламы, распространяемой в сети Интернет. Распространение рекламы, указанной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области, подтвердилось (см. акты осмотра Интернет-сайтов от 06.05.2019 № 445-р и от 13.05.2019 № 449-р).

Так, на сайте http://v102.ru 06.05.2019 было выявлено размещение рекламы следующего содержания с пометкой «Яндекс-Директ»: 1 «Автокредит без первого взноса. Волга. Содействие в подборе финансовых услуг. Автокредит от 4,5% ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки 2. Автокредит от 4,5%. Условия кредита. Спецпредложения. Трейд-ин. Узнать больше на ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки. 3. «Автокредит от 4,5%. 200 кредитных программ. Без справок и визита в банк. Скидки до 120 000 Р. Заявка. Узнать больше на ac-volga.ru», далее следует изображение стрелки.

При нажатии на рекламный баннер осуществляется переход на сайт http://ac-volga.ru. На указанной странице в сети Интернет размещена информация: «Оформи заявку на кредит онлайн и получи скидку 10%. Автокредит от 4,5% годовых. Программы кредитования без первоначального взноса. Кредит без полиса КАСКО. Срок кредитования от 6 месяцев до 7 лет, Размер кредита от 60 000 руб. до 3 000 000 руб. Кредит по государственной программе кредитования». В данном информационном блоке не содержится активных ссылок, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет.

Ниже расположены изображения логотипов банков: Оранжевый банк, Быстро банк, Совкомбанк, Сбербанк, Экспобанк, Уралсиб, ПримСоцбанк, Alfa-Bank. При этом логотипы банков не представляют собой активные ссылки, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет.

Ниже размещена информация: «Требования к заявителю:

  • Гражданство: Россия
  • Возраст: от 21 года на момент выдачи кредита, до 65 лет на момент погашения кредита
  • Место жительства и работы: Россия
  • Место постоянной регистрации: Россия
  • Общий трудовой стаж – не менее одного года, стаж на текущем месте работы – не менее 3 месяцев
  • Для оформления кредита НЕ нужны поручители

Документы для оформления кредита

  • Если сумма кредита не более 1,500,000 руб., то достаточно предоставить 2 документа:
  • Паспорт гражданина РФ.
  • Второй документ, предоставляется из следующих документов по выбору Заявителя:
    • Заграничный паспорт гражданина РФ
    • Водительское удостоверение
    • Военный билет
    • Паспорт гражданина РФ лица, допущенного к управлению приобретаемым автомобилем, и его водительское удостоверение
  • Если сумма кредита превышает 1,500,000 руб., то необходимо предоставить следующие документы:
  • Документ, подтверждающий финансовое состояние Заемщика
  • Документ, подтверждающий трудовую занятость Заемщика.

В рамках рассмотрения обращения была получена информация от банков, логотипы которых использованы на странице http://ac-volga.ru. ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в письме вх. № 4658 от 17.05.2019, ПАО «БыстроБанк» в письме вх. № 4675 от 17.05.2019, ПАО «Совкомбанк» в письме от 22.05.2019 вх. № 4840, ПАО «Сбербанк России» в письме от 27.05.2019 вх. № 5036 указали, что не имеют договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с компанией АЦ «Волга» (ООО «Виктори», г. Волгоград), использование логотипа своего банка на указанном сайте считают незаконным.

При этом только ПАО «Совкомбанк» указало, что имеет программу автокредитования под 4.5%. ПАО «Сбербанк России» указало, что в настоящее время не реализует программ автокредитования.

По информации, полученной от ООО «ТаймВэб. Домены» в письме от 21.05.2019 вх. № 4783, администратором доменного имени http://ac-volga.ru/ с 13.08.2018 является К. М. В. (Мытищинский район Московской области).

От ООО «Яндекс» получена информация о том, что реклама компании «Волга», а именно: «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенной в сервисе «Яндекс. Директ», был размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 45037/15 от 20.05.2015. заключенному между ООО «Яндекс» и ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, на распространение которой указало Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области («Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенная в сервисе «Яндекс. Директ»), является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования в данном случае выступают финансовые услуги, а именно автокредитование.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (часть 2). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В рассматриваемом случае обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, в рекламе отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», размещенной в сервисе «Яндекс. Директ» все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют.

Кроме того, рассматриваемые рекламные объявления представляют собой гиперссылки, позволяющие сразу после «клика» переходить на соответствующий сайт, на котором содержится информация о рекламируемых услугах (в частности с заголовком «Оформи заявку на кредит онлайн»).

Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимационный модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей.

В то же время в силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

Однако и на самом сайте, указанном в рекламе (ac-volga.ru) данные о лице, предлагающем финансовую услугу, полные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), не содержатся.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

В силу п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

С учётом полученной от Банков информации, не соответствуют действительности сведения о возможности получить рекламируемую финансовую услугу в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», ПАО «БыстроБанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Сбербанк России» на заявленных в рекламе условиях ввиду отсутствия партнерских отношений между АЦ «Волга» (ООО «Виктори») и банками.

Использование логотипов ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», ПАО «БыстроБанк», ПАО «Совкомбанк», ПАО «Сбербанк России» на второй ступени Интернет-рекламы «Автокредит без первого взноса. Новое авто в кредит от 4,5%», с учетом информации, полученной от указанных банков, является также неправомерным.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем с учетом полученной в рамках рассмотрения обращения информации выступили ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767, дата присвоения ОГРН: 28.02.2015, ИНН: 7723378904, КПП: 77050100, адрес: 115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр. 3, оф. 705П).

Рекламодателем, с учетом предоставленной Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области информации - ООО «Виктори» (ИНН 7728318994, ОГРН: 5157746023310, дата присвоения ОГРН: 09.11.2015, КПП: 773301001, адрес: 125371, г. Москва, ш. Волоколамское, д. 124, пом. 8).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-487/2019 по признакам нарушения п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «ВМ Онлайн» (ОГРН 1157746147767, дата присвоения ОГРН: 28.02.2015, ИНН: 7723378904, КПП: 77050100, адрес: 115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр. 3, оф. 705П) и ООО «Виктори» (ИНН 7728318994, ОГРН: 5157746023310, дата присвоения ОГРН: 09.11.2015, КПП: 773301001, адрес: 125371, г. Москва, ш. Волоколамское, д. 124, пом. 8);

- лицо, обладающее информацией о рассматриваемых обстоятельствах – К. М. В.,

- заявитель - Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области.

3. Назначить дело № 034/05/5-487/2019 к рассмотрению на ___ _________2019 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д. 12 (зал заседаний, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «ВМ Онлайн», ООО «Виктори» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением документов, подтверждающих позицию;

- документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы;

- условия оформления автокредита под 4.5%, а также автокредита с иными процентными ставками;

- сведения о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключённых договоров) с указанием процентных ставок по заключенным договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта);

- укажите случаи, когда может быть отказано в выдаче указанного кредитного продукта на рекламируемых условиях,

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела

5. ООО «Яндекс» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, дополнительно к ранее представленным документам и сведениям.

6. К. М.В. представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные пояснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, дополнительно к ранее представленным документам и сведениям;

- сведения о наполнении содержания сайта http://ac-volga.ru/ (укажите заказчика, источники, на основании которых формировалась информация на сайте и другую информацию, которой обладаете относительно рассматриваемых комиссией обстоятельств).

7. Управлению Роспотребнадзора по Волгоградской области представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- копии обращения, рассмотренных Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области и явившихся поводом для обращения в антимонопольный орган и результатов их рассмотрения,

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны