Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-323/2020 от 29 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-323/2020

21 июля 2020 года Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 июля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии –заместитель руководителя Управления;

член Комиссии –главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии –ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 034/05/5-323/2020, по признакам нарушения п. 3, 4 ч. 3 ст.5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбуждённое в отношении ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021); ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428),

в присутствии представителя ООО «Лазурит» Б.М.П. (доверенность от 25.01.2020),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 590 от 28.01.2020, вх. № 848 от 05.02.2020), в котором сообщается о распространении в сети Интернет в поисковой системе «Яндекс» недостоверной рекламы автомобильного центра «Лазурит». К заявлению был приложено фото рекламы с текстом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!».

Как указал заявитель, его внимание привлекла интернет-реклама «Лазурит Авто» о продаже нового автомобиля марки «Равон» модели «Джентра». Перейдя по гиперссылке в рекламе («auto-lazurit.ru») он попал на сайт продавца. На сайте было размещено предложение о продаже нового автомобиля марки «Равон» модели «Джентра» за 380 000 р. Заявитель позвонил по телефону продавцу, менеджер компании предложил приехать в дилерский центр и оформить заказ. Заявитель прибыл по адресу Волгоград, ул. ш. Авиаторов, д. 8Д, у него потребовали личные данные, после чего было предложено оформить кредит. При желании заявителя осмотреть автомобиль, ему было сообщено, что данного автомобиля в наличии нет. При этом при расчете стоимости автомобиля в кредит его стоимость вышла 700 000 рублей. При изъявлении желании заявителя произвести оплату автомобиля за наличные денежные средства, ему был дан отказ менеджером салона.

Волгоградским УФАС России был проведен мониторинг рекламы и информации, распространяемой в сети Интернет. Распространение рекламы и информации, указанной физическим лицом, подтвердилось (акты осмотра Интернет-сайтов и информации в сети Интернет от 07.02.2020 № 525-Р).

На сайте https://yandex.ru/pogoda/volgograd была обнаружена реклама автосалона «Лазурит Авто» с текстом «Ravоn GENTRA в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5% без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!» В данной рекламе содержались активные ссылки, которые могут переадресовать клиента на другую страницу в сети Интернет, а именно: на сайт автомобильного центра «Лазурит авто» https://auto-lazurit.ru/.

Установлено, что на указанном сайте в разделе «Автокредит («Купить в кредит»)» размещена форма заявки на выдачу кредита с текстом: Заявка на автокредит от 1%* Выберите автомобиль в наличии Отправить заявку на автокредит Ежемесячный платеж от 0 руб./мес. Я соглашаюсь с политикой обработки Персональных данных. Я понимаю, что автосалон находится в Волгограде», ниже указанной формы размещен текст «Вы получите варианты кредитных программ от наших банков-партнеров» и далее ниже расположены логотипы банков –«партнеров» данного автомобильного центра: ПАО «БыстроБанк», ПАО «Банк Уралсиб», АО «Заубер Банк», АО «ОТП Банк», АО «Тинькофф Банк», АО «Эксперт Банк», ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», ПАО «Плюс Банк», ПАО Банк ЗЕНИТ, АО «Кредит Европа Банк (Россия)», ООО «Русфинанс банк», АО «Юникредит банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Почта Банк», ООО «Сетелем Банк», ООО «Банк Оранжевый», АО «Райффайзенбанк».

Установлено также, что на сайте автомобильного центра «Лазурит авто» https://auto-lazurit.ru также отсутствовала полная информация о выдаваемых кредитах, в том числе, условия, определяющие его полную стоимость.

В целях установления всех обстоятельств размещения указанной рекламы в адрес ООО «Яндекс» был направлен запрос (исх. № 02-3/643 от 07.02.2020) о представлении информации и документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы.

В ответ поступила информация о том, что рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 51768/16 от 09.06.2016, заключенного между ООО «О.ЭМ.ДЖИ» (ОГРН: 1057746594058, ИНН: 7729523604) и ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193) (вх. № 1168 от 12.02.2020).

В свою очередь ООО «О.ЭМ.ДЖИ» в ответ на запрос антимонопольного органа (исх. №02-3/856 от 17.02.2020) пояснило, что между ним и ООО «Лазурит» (ИНН 9721087340) заключен договор комиссии № 25/2019 от 23.12.2019, по которому ООО «О.Эм.Джи» принимает на себя обязанность по оказанию услуг по заключению договоров с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет ООО «Лазурит» по организации рекламной кампании (вх. № 1546 от 20.02.2020).

Волгоградским УФАС России также был направлен запрос в адрес ООО «Лазурит» (исх. № 02-3/1658 от 18.03.2020) о представлении информации и документов, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы, включая, договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы; условий оформления автокредита с кредитной ставкой от 4,5%, а также автокредита с иными процентными ставками; сведений о фактически выданных кредитах по указанному кредитному продукту на рекламируемых условиях (количество и реквизиты заключённых договоров) с указанием процентных ставок по заключенным договорам (за весь период действия рекламируемого кредитного продукта); случаев, когда может быть отказано в выдаче указанного кредитного продукта на рекламируемых условиях.

Ответ на указанный запрос к моменту возбуждения данного дела не поступил.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В данном случае в рекламе содержатся сведения о возможности приобретения товара (автомобиля) при отсутствии его в действительности в наличии. Как указал заявитель, есть основания полагать, что рекламируемая модель автомобиля вообще фактически не продается в настоящее время на территории России.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о возможности приобретения автомобиля за 380 000 рублей, в то время как заявителю в автомобильном центре «Лазурит Авто» была указана цена в 700 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В рассматриваемом случае обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу, в рекламе отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе, размещенной в сервисе «Яндекс.Директ» все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют, при этом сообщается одно наиболее привлекательное условие, влияющее на стоимость кредита – ставка в 4,5%.

Установлено, что и на самом сайте https://auto-lazurit.ru/ (во второй ступени рекламы, куда происходит переход путем клика на саму рекламу) данные о лице, предлагающем финансовую услугу, полные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), не содержатся.

В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ст. 28, ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем выступило ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021).

Также с учетом имеющейся информации рекламодателем выступило ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428).

Определением от 27 марта 2020 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428) было возбуждено производство по делу № 034/05/5-323/2020 по признакам нарушения п. 3, п. 4, ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

От ООО «Яндекс» поступила информация (вх. № 3939 от 23.04.2020), согласно которой рассматриваемая реклама размещалась в сети Интернет посредством сервиса Яндекс.Директ по принципам поисковой и контекстной рекламы. В силу специфики рекламы в сети Интернет, в том числе с учетом технических ограничений при ее создании и приведении рекламодателем в готовую для распространения форму, рекламу следует рассматривать вместе с гиперссылкой, включенной в рекламу.

Основной функцией гиперссылки является предоставление потребителю рекламы ссылки на конкретный источник информации об объекте рекламирования, указанного в тексте рекламы, которой соответствует содержание запроса поисковой системы. Целью размещения контекстной рекламы является первоочередное обращение потребителя к информационному ресурсу, расположенному по адресу в сети Интернет, на который переадресует соответствующая гиперссылка, а не использование им непосредственно того продукта, который в ней описан, с учетом того, что объем текста контекстной рекламы незначителен и генерируется с учетом текущего запроса, соответственно, ограничен.

В данной рекламе гиперссылка непосредственно адресует пользователя на интернет-сайт auto-lazurit.ru, при клике на которую, пользователь сети Интернет автоматически переходит на страницы сайта (далее - «Страницы перехода»), на которых ему предоставляется (предоставлялась) возможность оформить заявку на кредит в одном из банков, указанных на этих страницах, то есть заказать услугу по подбору потребителю кредитной программы при заданных им параметрах.

На основании совокупности информации, указанной в тексте рекламы и Странице перехода, и в соответствии с Правилами показа, являющихся неотъемлемой частью Оферты и размещенных в открытом доступе в сети Интернет по ссылке https://yandex.ru/legal/direct_display_rules/, и в целях недопущения введения потребителей рекламы в заблуждение относительно объекта рекламы, в текст рекламы был добавлен дисклеймер следующего содержания: «Содействие в подборе финансовых услуг / организаций», поскольку на Страницах перехода, в частности, по адресу https://auto-lazurit.ru/credit указано, что у потребителя рекламы есть возможность подбора оптимальной для него кредитной программы, отправив соответствующую заявку и указав необходимые параметры, а не оформить (в том числе путем направления соответствующей заявки) конкретный кредит.

Также было указано, что реклама посредством гиперссылки в сети Интернет предоставляет потребителю реальную возможность в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени, а гиперссылка является активной.

Наличие в Рекламе гиперссылки на Страницу перехода на сайте Рекламодателя, содержащую необходимую информацию о рекламируемой услуге - подбор кредитной программы по заданным потребителем параметрам среди различных банков, свидетельствует о том, что объектом рекламирования в Рекламе является не конкретный кредит, а посреднические услуги по подбору оптимальной для потребителя программы кредитования.

Яндекс, согласно пояснениям, не является владельцем или администратором сайта, содержащего Страницу перехода, таким образом, у Яндекса отсутствует возможность влиять на ее содержание, в том числе обеспечить наличие всех условий кредитных программ, а также возможность перехода на сайты банков, указанных на странице перехода.

Таким образом, согласно информации ООО «Яндекс» считает, что исходя из совокупности сведений, указанных в тексте Рекламы и Страницы перехода, объектом рекламирования является не автокредитование, а услуги по подбору наиболее подходящей кредитной программы при заданных пользователем сети Интернет параметрах (марка автомобиля, комплектация, стоимость автомобиля, первоначальный взнос, который может внести пользователь, а также желаемый срок кредитования) среди кредитных программ различных банков.

При этом, потребитель был обеспечен возможностью обращения к Странице перехода для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования (посреднические услуги по подбору программы кредитования) в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией- рекламодателем услуги.

Услуги по подбору программ кредитования по своей сути являются посредническими услугами, а к их рекламе не предъявляются какие-либо специальные требования, предусмотренные Законом о рекламе. ООО «Яндекс» считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Волгоградским УФАС России был направлен запрос (исх. № 02-3/2051 от 27.03.2020) в адрес ПАО «БыстроБанк», ПАО «Банк Уралсиб», АО «Заубер Банк», АО «ОТП Банк», АО «Тинькофф Банк», АО «Эксперт Банк», ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», ПАО «Плюс Банк», ПАО Банк ЗЕНИТ, АО «Кредит Европа Банк (Россия)», ООО «Русфинанс банк», АО «Юникредит банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Почта Банк», ООО «Сетелем Банк», ООО «Банк Оранжевый», АО «Райффайзенбанк» о представлении информации относительно наличия в указанных кредитных организациях программы автокредитования на заявленных на сайте auto-lazurit.ru условиях, а также наличия договоров о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с компанией АЦ «Лазурит Авто» (Волгоград) с приложением подтверждающих документов, а также оценки правомерности использования логотипа банка на указанном сайте.

В ответ на указанный запрос от АО «Тинькофф Банк» (вх. № 3215 от 03.04.2020), от ПАО «Почта Банк» (вх. № 3276 от 06.04.2020), ООО «Русфинанс банк» (вх. № 3319 от 06.04.2020), ПАО «Банк ВТБ» (РОО «Волгоградский») (вх. № 3428 от 08.04.2020), АО «ЗауберБанк» (вх. № 3436 от 08.04.2020), ООО «Сетелем Банк» (вх. № 3522 от 10.04.2020), АО «Райффайзенбанк» (вх. № 3608 от 14.04.2020), ПАО «Сбербанк» (вх. № 3607 от 14.04.2020), АО «ОТП Банк» (вх. № 3696 от 15.04.2020), ПАО «БыстроБанк» (вх. № 3681 от 15.04.2020), ПАО «Банк Уралсиб» (вх. № 3720 от 16.04.2020) поступила информация о том, что указанными банками автокредитования с процентной ставкой от 4,5% годовых не предоставляется, какие-либо договорные отношения (включая о сотрудничестве) между указанными кредитными организациями и АЦ «Лазурит авто» отсутствуют, использование средств индивидуализации (логотипов) банков на сайте auto-lazurit.ru неправомерно.

АО «ЗауберБанк» в письме (вх. № 3436 от 08.04.2020) указало, что АО «ЗауберБанк» не осуществляет кредитование физических лиц в Волгограде и Волгоградской области, не имеет в данном регионе отделений и представительств.

АО «Кредит Европа Банк (Россия)» (вх. № 3632 от 14.04.2020) указало также, что программы автокредитования не заявленных на сайте auto-lazurit.ru условиях отсутствуют, договорные отношения с АЦ «Лазурит авто» отсутствуют. Также было указано, что на момент подготовки ответа на указанный запрос на сайте auto-lazurit.ru логотип банка АО «Кредит Европа Банк (Россия)» отсутствует.

ПАО «Плюс Банк» в ответе на запрос (вх. № 3281 от 06.04.2020) указало, что 11.11.2019 года между ПАО «Плюс Банк» (далее – банк) и ООО «Лазурит» был заключен договор о сотрудничестве № 19-11-ДС-007.

В соответствии с условиями указанного договора ООО «Лазурит», при выражении физическим лицом намерения приобрести транспортное средство за счет кредитных средств, информирует клиента об условиях продуктов по автокредитованию, предлагаемых Банком, консультирует по вопросам сбора и подготовки документов, необходимых для получения автокредита в Банке.

Также, на основании п. 1.3. вышеуказанного договора о сотрудничестве, в случае приобретения клиентом транспортного средства за счет кредитных средств, предоставляемых Банком, стороны осуществляют дальнейшее взаимодействие в соответствии с порядком взаимодействия, размещенного на сайте https://www.plus-bank.ru.

На официальном сайте ПАО «Плюс Банк» размещены условия по различным программам кредитования Банком, а также тарифы Банка, действующие на дату предоставления Банком кредитов физическим лицам.

Согласно кредитным программам кредитования, действующим в Банке, а именно «АвтоПривилегия», «ДилерПлюс», «АвтоПлюс» следует, что процентная ставка по кредиту устанавливается в зависимости от ряда параметров, а именно, от возраста ТС, срока кредитования, размера первоначального взноса, суммы кредита, страхования транспортного средства либо личного страхования.

Учитывая тарифы Банка, размещенные на официальном сайте, минимальная процентная ставка по кредиту составляет 16% годовых.

При этом было указано, что при заключении между физическим лицом и Банком кредитного договора, потенциальный заемщик направляет в Банк заявление о предоставлении кредита, в котором указывает необходимую сумму и цели получения кредита.

В ответ на данное заявление, Банк формирует индивидуальные условия предоставления кредита, в которые вносятся существенные условия, в том числе: сумма кредита, процентная ставка и пр., а также в правом верхнем углу кредитного договора указывается полная стоимость кредита и процентная ставка по кредиту.

Также, потенциальному заемщику предоставляется график платежей, в котором указывается процентная ставка по предоставленному кредиту.

ООО «Банк Оранжевый» в ответе на запрос (вх. № 3640 от 14.04.2020) указало, что в указанной кредитной организации отсутствуют программы кредитования с процентной ставкой от 4,5 % годовых. Также было указано, что между ООО «Банк Оранжевый» и ООО «Лазурит» (ИНН 9721087340) имеется действующее на настоящий момент соглашение о сотрудничестве.

Так, согласно п. 1 соглашения о сотрудничестве № СЦ2019/008-51, ООО «Банк Оранжевый» предоставляет физическим лицам - клиентам ООО «Лазурит» возможность получения кредита для целей приобретения товаров/услуг Компании. ООО «Лазурит» обязуется оказывать следующие услуги физическим лицам, желающим получить кредит у Банка (далее - Клиенты): информировать потенциальных Клиентов о предоставляемой «Банк Оранжевый» услуге по кредитованию физических лиц, а также об основных условиях и преимуществах данного кредитования, списке документов для принятия ООО «Банк Оранжевый» решения о кредитовании; сообщать Клиентам, имеющим намерение получить кредит, адреса и телефоны отделений ООО «Банк Оранжевый» для подачи документов или принимать документы с целью дальнейшего их направления в ООО «Банк Оранжевый».

В случае невозможности оказать услуги лично ООО «Лазурит» вправе привлечь для этого третье лицо с согласия ООО «Банк Оранжевый», оставаясь ответственным перед ООО «Банк Оранжевый» за действия третьего лица. С целью определения Клиентов, оформивших кредит в результате оказания ООО «Лазурит» услуг по соглашению, ООО «Лазурит» направляет отсканированный комплект документов на электронный адрес сотрудника ООО «Банк Оранжевый» или связывается с менеджером Банка для записи Клиента на подачу документов. Действия ООО «Лазурит», предусмотренные настоящим Соглашением, осуществляются безвозмездно.

От АО «Райффайзенбанк» филиал южный поступила информация в ответ на запрос исх. № 02-3/2051 (вх. № 3608 от 14.04.2020), согласно которой программы автокредитования в АО «Райффайзенбанк» на заявленных условиях на сайте auto-lazurit.ru отсутствуют; договоры о сотрудничестве в рамках программ автокредитования с компанией АЦ «Лазурит авто» отсутствуют.

Аналогичная информация в ответ на вышеуказанный запрос поступила от АО «Юникредитбанк» (вх. № 4016 от 27.04.2020).

Также информация об отсутствии агентских договоров, заключенных с АЦ «Лазурит авто», а также кредитных продуктов по программе автокредитования, заявленной на сайте auto-lazurit.ru, поступила от АО «Экспертбанк» (вх. № 4269 от 06.05.2020).

С учётом полученной от Банков информации, не соответствуют действительности сведения о возможности получить рекламируемую финансовую услугу в ПАО «Почта Банк», ООО «Русфинанс банк», ПАО «Банк ВТБ», АО «ЗауберБанк», ООО «Сетелем Банк», АО «Райффайзенбанк» и других вышеуказанных банках на заявленных в рекламе условиях ввиду отсутствия партнерских отношений между АЦ «Лазуритавто» и банками.

Использование логотипов указанных банков с учетом информации, полученной от указанных банков, является также неправомерным.

В силу п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, рассматриваемые действия ООО «Лазурит» содержат признаки нарушения п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе

С учетом вышеуказанного, Комиссия пришла к выводу о необходимости дополнительной квалификации указанных действий ООО «Лазурит» о нарушении законодательства о рекламе по п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

На заседания комиссии по делу 27.04.2020, 10.06.2020 представитель ООО «Лазурит» не являлся. Запрашиваемая информация не представлялась.

От ООО «Яндекс» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (вх. № 5896 от 17.06.2020).

В ответ на запрос антимонопольного органа (исх. № 02-3/4230 от 11.06.2020) от ООО «МСН Телеком» о представлении информации относительно принадлежности номеров телефонов (8442)68-55-91, (8442)68-55-92, указанных на сайте https://auto-lazurit.ru/, поступила информация (вх. № 6017 от 19.06.2020) о том, что указанные номера телефонов предоставлены ООО «Телемир» (ИНН 7701974131).

Указанному юридическому лицу также был направлен запрос (исх. № 02-3/4510 от 23.06.2020) о представлении информации о пользователе указанными номерами телефонов. В ответ на указанный запрос поступила информация (вх. № 6300 от 26.06.2020) о том, что пользователем абонентскими номерами (8442)68-55-91, (8442)68-55-92 является ООО «Лазурит» (ИНН 9721087340).

На заседании комиссии 06.07.2020 представитель ООО «Лазурит» по доверенности присутствовал, но не смог представить каких-либо пояснений по рассматриваемым обстоятельствам, поскольку определение об отложении дела было получено ООО «Лазурит» 01.07.2020. Было представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела ввиду необходимости подготовки и ознакомления с материалами дела. В заседании Комиссии был объявлен перерыв до 09.07.2020.

Представителем ООО «Лазурит» 09.07.2020 были представлены следующие письменные пояснения:

«В сервисе «Яндекс.Директ» была размещена реклама в рамках договора возмездного оказания услуг № 51768/16 от 09.06.2016г, заключенного между Яндексом и ООО «О.ЭМ. ДЖИ» (ОГРН: 1057746594058; адрес: 119415, г. Москва, проспект Вернадского, д.41, строение1).

ООО «О.Эм. Джи» по роду своей деятельности является рекламным агентством. Между ООО «Лазурит» и ООО «О.Эм. Джи» был заключен договор комиссии № 25/2019 от 23.12.2019г, в котором ООО «О.Эм. Джи» является Комиссионером, т.е. принимает на себя обязательства по оказанию услуг по заключению Договоров с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет Комитента по организации рекламной компании.

На сегодняшний день договорные обязательства ООО «Лазурит» и ООО «О.Эм. Джи» прекращены. В соответствии с п.3.2 Договора комиссии № 25/2019, в случае нарушения Комитентом сроков оплаты Комиссионеру, предусмотренных в настоящем Договоре, Комиссионер имеет право приостановить исполнение настоящего договора. В связи с тем, что ООО «Лазурит» не производил оплату ООО «О.Эм. Джи», договорные отношения между сторонами приостановлены.

ООО «Лазурит» не является правообладателем сайта, где размещена реклама, на которую ссылается заявитель, в связи с чем, не несет ответственности за ее содержание. Умысла в нарушении ФЗ «О рекламе» ООО «Лазурит» не было. Общество не допускает недостоверных сведений в рекламе. Рекламная компания формировалась самостоятельно, без вмешательства ООО «Лазурит», в связи с чем, указанная информация на сайте не соответствует действительности, что противоречит действующему Законодательству. Ответственность в первую очередь несет тот субъект, кто рекламу осуществляет. В результате проверки ООО «Лазурит», установлено, что домен avto-lazurit.ru принадлежит физическому лицу Мамасидикову Екубьюн Султанбой, Гражданство Узбекистан, Республика.

Заявитель ссылается на то, что менеджер салона «Лазурит- авто» в категоричной форме отказал в продаже автомобиля, имеющегося в салоне за наличный расчет, что противоречит действительности. ООО «Лазурит» производит продажу автомобилей, как за наличный, так и безналичный расчет. В случае недостатка денежных средств, продажа транспортных средств осуществляется с привлечением кредитных организаций (копии договора купли-продажи транспортных средств с физ. лицами за наличный расчет, без привлечения кредитной организации приложены). Представитель указала, что не соответствует действительности тот факт, что заявителю отказали в оплате наличными. В качестве доказательства был представлен договор, заключаемый потребителем с ООО «Лазурит», в котором указан как наличный так и безналичный расчет.

В соответствии со ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Из вышеизложенного следует, что при продаже транспортного средства Продавец может устанавливать любую цену реализации, при этом Законодательство не обязывает Продавца в этом случае производить независимую экспертизу оценки транспортного средства в целях обоснования его продажной цены. Статья 424 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность изменения цены товара после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В жалобе заявитель указывает, что введен в заблуждение по процентной ставке кредитного договора. Процентную ставку по кредиту устанавливает банк при заключении договора кредитования, в свою очередь ООО «Лазурит» к данному вопросу не имеет отношение. Процентная ставка кредитования при заключении кредитного договора между физическим лицом и Банком устанавливается на индивидуальных условиях. Любая рекламная информация носит информационный характер и не при каких, условиях не является публичной офертой, определяемой положением ст.437 ГК РФ. Для получения более подробной информации об указанных акциях, а также о стоимости автомобилей, рекомендовано обращаться к менеджерам по продаже.» (Дословное значение текста сохранено).

Устно представитель ООО «Лазурит» на заседании Комиссии 09.07.2020 пояснила, что спорная реклама «не принадлежит» ООО «Лазурит». Сайт https://auto-lazurit.ru/ принадлежит физическому лицу, данные о котором представлены в письменных пояснениях.

Представитель ООО «Лазурит» сообщила, что между ООО «Лазурит» и ООО «О.Эм.Джи» был заключен договор, но так как ООО «Лазурит» прекратило оплату услуг ООО «О.Эм.Джи» по данному договору (п. 3.2), то договорные отношения с ООО «О.Эм.Джи» были прекращены. ООО «О.Эм.Джи», по словам представителя ООО «Лазурит», распространяло рекламу «где хотело» (Яндекс, Гугл).

Также устно было пояснено, что ООО «Лазурит» к рассматриваемой рекламе не имеет никакого отношения: «Нет смысла проводить эту рекламу, потому что на сегодняшний день «Лазурит авто» будет переезжать вообще в другое место и рекламировать шоссе Авиаторов 8д вообще нецелесообразно».

Представитель ООО «Лазурит» отметила, что доступа у «Лазурит авто» к этой рекламе нет, «закрыть» ее не могут, ООО «Лазурит» не распространяло данную рекламу. Но заказчиком «давно были» с ООО «О.Эм.Джи», но сейчас договорные отношения прекращены, «реклама может быть осталась еще в тех времен».

Представитель ООО «Лазурит» сказала, что, если в салоне машины, указанной в рекламе, не было, «мы не могли ее рекламировать, могли предложить другие варианты, которые есть в наличии».

Также было отмечено, что ООО «Лазурит» не проверяло информацию, которую распространял рекламораспространитель. В работе салона есть такой «элемент» - заказ машины от дилера, если ее нет в наличии. Было отмечено, что нет технической возможности обеспечить все машины в салоне. В салоне может и не быть именной этой машины. Тогда делается заказ от дилера.

Представитель отметила, что цена машин варьируется в зависимости от рыночной стоимости, от комплектации, от изменения стоимости авто у дилера.

На вопрос члена Комиссии о том, возможно ли было купить рассматриваемую в рекламе машину в январе 2020 года за 380 000, представитель ответила, что не может ответить на данный вопрос, поскольку неизвестна какая комплектация машина, «рынок меняется, доллар». Также неуверенно было отмечено, что «только возможно под заказ», но и это неточно, поскольку в январе были праздники, «нужно поднимать архивы, много договоров купли-продажи».

На вопрос комиссии относительно правильности указания данных о салоне «Лазурит авто», в том числе адреса местонахождения и телефона на сайте https://auto-lazurit.ru/, ответ был следующий: «Телефон однозначно нет». Адрес – верный, наименование – верное.

Также было указано, что «в деятельности своей сейчас сайт не используем, нецелесообразно».

На вопрос члена комиссии о том, использовался ли сайт в январе – феврале 2020 года был отмечено, что «в январе-феврале тоже были в процессе переезда, была реорганизация, сайтом не занимались». В январе-феврале в своей деятельности сайт не использовали и прекратили платить ООО «О.Эм.Джи», потому что стоял вопрос о переезде.

На вопрос комиссии «До какого момента оплачивали рекламу ООО «О.Эм.Джи»?» была озвучена информация: «Наверное в 2019 году». Процедуры расторжения договора не было. По факту прекратился договор из-за неоплаты.

Также представитель пояснила, что салон вообще не имеет никакого отношения к кредитным ставкам. Этим занимаются кредитные организации/банки. Банк подбирает индивидуальную программу каждому потребителю. Помимо этого, было отмечено, что «мы используем салон, привлекаем кредитные организации в случае если недостаточно денежных средств приобрести машину, там сидят «дилеры», которые работают с различными банками, но сам салон к кредитным ставкам не имеет никакого отношения, как одобрит банк так и будет».

Представитель ООО «Лазурит» сказала, что макеты спорной рекламы не согласовывались абсолютно. ООО «Лазурит» сообщило ООО «О.Эм.Джи» только информацию «лазурит авто, шоссе авиаторов 8д», далее следовала самостоятельная работа ООО «О.Эм.Джи», они сами были вольны указывать любые тексты. ООО «Лазурит» не предполагало, что окажется недостоверная информация, не предполагали такие последствия.

На вопрос члена комиссии «Использовался ли какой-либо сайт «Лазуритом» в 2018 – 2019 годах, являлось ли ООО «Лазурит» обладателем какого-либо сайта?» представитель пояснила: «Нет, никогда не являлись».

На вопрос члена комиссии «Не заказывало ли ООО «Лазурит» ООО «О.Эм.Джи» сделать сайт вместе с рекламой» представитель ответила, что не заказывали.

На вопрос члена комиссии о том, что правда ли, что ООО «Лазурит» не знало о информации, размещенной на сайте, о продукции, реализуемой «лазуритом», контактных данных автомобильного центра, представитель ответила, что возможно, там указан старый ассортимент.

При уточнении членом комиссии информации о том, что ранее представителем было сказано, что ООО «Лазурит» не использует никакой сайт, представитель ответила: «Нет, я говорю, что эту рекламу именно О.Эм.Джи распространял. Мы ее не обговаривали. Как и что будет, «Мы доверились профессионалам».

На вопрос члена комиссии о том, почему ООО «Лазурит» приняло решение о смене места деятельности, представитель ответила: «В более лучшее место, комфортабельное помещение, тогда и можно будет думать о своем сайте, думали о переезде с начала этого года, так как конкуренты заняли место».

При уточнении члена комиссии о том, что местом нахождения конкурентов является автомобильный салон по адресу: пр. Университетский, 102 а, ответ представителя ООО «Лазурит» был положительный.

Также представитель отметила, что все претензионные вопросы по отношению к ООО «Лазурит» разрешаются сразу. Ни одного суда, где стороной было бы ООО «Лазурит» нет, компанией удовлетворяются практически все разумные требования клиентов.

Также было сказано, что в других регионах салона «Лазурит» нет, только в Волгограде. Салон работает со 2 декабря 2019 года, по адресу ш. Авиаторов, 8д. при этом было отмечено, что салон изменит место нахождения спустя 2 месяца, поскольку «там репутация плохая». Ранее по данному адресу находился другой автосалон, представитель неуверенно отметила, что, возможно салон «Автомани».

Определением от 09 июля 2020 года у ООО «Лазурит» была запрашена информация о количестве всех проданных автомобилей марки «Ravon Gentra» автомобильным салоном «Лазурит авто» с момента начала осуществления деятельности указанного автомобильного центра.

На заседании комиссии 21.07.2020 представитель ООО «Лазурит» устно пояснила, что данные о продаже автомобиля этой марки в автомобильном центре отсутствуют, указанные автомобили не продавались в данном автосалоне с момента его открытия.

Также устно было отмечено, что в рекламе автомобильного центра «Лазурит» всегда указывается, что данная реклама не является офертой. Однако, на вопрос почему в рассматриваемой спорной рекламе такое предупреждение отсутствует, пояснить не смогла.

Во исполнение п. 5 Правил рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе Волгоградским УФАС России в адрес ФАС России было направлено ходатайство о наделении полномочиями по рассмотрению дела № 034/05/5-323/2020 по признакам нарушений законодательства о рекламе, в том числе в отношении ООО «Лазурит» (ИНН: 9721087340), ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543).

Письмом исх. № АК/60952/20 от 17.07.2020 ФАС России наделила Волгоградское УФАС России полномочиями по рассмотрению указанного дела (вх. № 7057 от 17.07.2020).

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В период с января 2020 года в сети Интернет распространяется контекстная реклама автомобильного центра «Лазурит авто» с указанием марки/модели автомобиля, его стоимости, размере предлагаемой скидки, процентных ставок автокредитования, в том числе, с текстом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!».

Указанный комплекс реклам содержал ссылку для перехода на сайт https://auto-lazurit.ru, на котором отображена информация об автомобильном центре «Лазурит авто», его месте нахождения (г. Волгоград, шоссе Авиаторов, 8Д), также содержится каталог автомобилей, реализуемых указанным автомобильным центром и др.

При переходе в раздел сайта «автокредит», на экране также отображается информация о банках – «партнерах» (логотипы банков).

Указанная реклама распространялась в рамках следующих договоров.

Между ООО «Яндекс» и ООО «О.ЭМ.ДЖИ» (ОГРН: 1057746594058, ИНН: 7729523604) заключен договор возмездного оказания услуг № 51768/16 от 09.06.2016, по которому ООО «Яндекс» принимает на себя обязательства оказывать, а ООО «О.ЭМ.ДЖИ» обязуется принимать и оплачивать рекламные услуги, связанные с размещением в сети Интернет предоставленных ООО «О.ЭМ.ДЖИ» рекламных материалов третьих лиц.

В свою очередь между ООО «О.ЭМ.ДЖИ» и ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428) заключен договор комиссии № 25/2019 от 23.12.2019, по которому ООО «О.Эм.Джи» принимает на себя обязанность по оказанию услуг по заключению договоров с третьими лицами от своего имени, но в интересах и за счет ООО «Лазурит» по организации рекламной кампании (вх. № 1546 от 20.02.2020).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, распространяемая посредством системы «Яндекс.директ», является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования в данном случае выступают автомобили, реализуемые в автомобильном центре «Лазурит авто»; финансовые услуги, а именно кредиты на покупку автомашин («в кредит от 4,5%», «без 1-го взноса»,); услуги по содействию в подборе финансовых услуг/организаций (о чём упомянуто в рекламном баннере заметно более мелким шрифтом в нижней части баннера); а также автомобили, реализуемые в автомобильном центре «Лазурит авто».

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В данном случае поле интернет-рекламы (электронного баннера), было «кликабельным» и вело после осуществления клика на сайт https://auto-lazurit.ru.

Переходы на страницы других интернет-сайтов не были предусмотрены в рассматриваемом процессе.

Таким образом, рассматриваемые рекламные объявления представляют собой гиперссылки, позволяющие сразу после «клика» переходить на ту страницу сайта, на которой содержится информация о рекламируемых услугах.

Интернет-реклама - реклама, размещенная в сети Интернет, имеет, как правило, двухступенчатый характер. Первая ступень - рекламный носитель, то есть непосредственно рекламный материал в определенной графической форме (текст, графический или анимационный модуль), то есть внешняя реклама, размещаемая рекламодателем у издателей.

В то же время в силу специфики получения информации из сети Интернет такая реклама обычно имеет гиперссылку непосредственно на сайт рекламодателя либо иную страницу в сети Интернет, где размещается иная информация об объекте рекламирования (вторая ступень).

Однако и на самом сайте, указанном в рекламе (https://auto-lazurit.ru) данные о лице, предлагающем финансовую услугу, полные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), не содержались.

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) также предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (ч. 2 ст. 1473 ГК РФ). Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

На странице сайта https://auto-lazurit.ru, на которую осуществляется переход при клике на рекламный баннер, расположены изображения логотипов «банков -партнеров»: ПАО «БыстроБанк», ПАО «Банк Уралсиб», АО «Заубер Банк», АО «ОТП Банк», АО «Тинькофф Банк», АО «Эксперт Банк», ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», ПАО «Плюс Банк», ПАО Банк ЗЕНИТ, АО «Кредит Европа Банк (Россия)», ООО «Русфинанс банк», АО «Юникредит банк», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Почта Банк», ООО «Сетелем Банк», ООО «Банк Оранжевый», АО «Райффайзенбанк».

При этом логотипы указанных банков не являются кликабельными и не содержат активных ссылок, которые могли бы переадресовать потребителя на другую страницу в сети Интернет (на сайт кредитной организации).

Указаний на организационно-правовую форму кредитных организаций, полное наименование в соответствии с учредительными документами некоторых банков, на сайте https://auto-lazurit.ru не содержится.

Таким образом, в рекламе отсутствуют обязательные сведения о лице, оказывающем финансовую услугу автокредитования, которая, исходя из содержания рекламы, является одним из объектов рекламирования.

Комиссия отмечает, что на момент вынесения решения па данному делу на сайте https://auto-lazurit.ru содержатся лишь логотипы следующих банков-«партнеров»: ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», ПАО Банк ЗЕНИТ, ЛокоБанк, ООО «Банк Оранжевый», АО «Тинькофф Банк», АО «ОТП Банк», ООО «Экспобанк», ПАО «Быстробанк», ПАО «Плюс Банк».

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Как указал Пленума ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)

В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении и рассчитывается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Полная стоимость потребительского кредита (займа), определяемая в процентах годовых, рассчитывается по формуле (см. ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В рассматриваемой рекламе, в том числе с тексом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!» с дальнейшим переходом на сайт https://auto-lazurit.ru все условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют.

Реклама содержит указание на минимальную процентную ставку «от 4,5%», однако максимальное значение процентных ставок, которые могут быть фактически применены к заемщику, не указано. Информация о платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.) также отсутствует.

На самом сайте, указанном в рекламе (https://auto-lazurit.ru/) данные о полных условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа), также не содержатся.

Комиссия не соглашается с доводами сторон о том, что потребитель интернет-рекламы при переходе по гиперссылке получает информацию по соответствующей финансовой услуге и ее получению без каких-либо затруднений, и что потребителю не требовалось осуществлять дополнительные клики, поиск и переходы. Данные объяснения не соответствуют фактическим обстоятельствам распространения рекламы и доказательствам, имеющимся в деле.

Одной из целей Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. Законодатель не возлагает на потребителя каких-либо обязанностей по поиску, сверке и проверке информации в связи с доведением до него рекламы.

Требования рекламного законодательства к рекламе финансовых услуг особенно строги, и призваны пресечь практику умышленного введения в заблуждение потребителей о реальных условиях предоставления финансовых услуг.

Практика Арбитражных судов исходит также из того, что реклама не должна создавать иллюзий о рекламируемом товаре (услуге) и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей (см., например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2016 № 12АП-6577/2016 по делу № А06-602/2016).

При этом потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Учитывая специфику распространения рекламы в сети Интернет, суды, тем не менее указывают, что гиперссылка сразу после клика на текст контекстной рекламы должна содержать всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу, а потребитель интернет - рекламы при просмотре объявления должен в полном объеме автоматически получить из него всю необходимую информацию по соответствующим финансовым услугам (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-163198/2016).

Основополагающим в рекламе является не просто получение информации исключительно из самого электронного баннера, а обеспечение возможности потребителю обращения к информационному ресурсу (официальному сайту рекламодателя) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги.

В рассматриваемых в данном деле обстоятельствах реклама с последующими переходами по ссылке была сформулирована и организована таким образом, что доводила до сведения потребителей информацию именно о возможности получить кредит. При этом при нажатии на баннер потребитель попадал на ту страницу сайта, на которой размещалась информация об условиях получения кредита с возможностью оформить заявку на получение финансовой услуги. Таким образом, до потребителей доводилась также информация о возможности оформления кредита с конкретной выгодной процентной ставкой, а не только о получении консультационных / посреднических услуг.

Таким образом, в рассматриваемой спорной рекламе, размещенной в сервисе «Яндекс.Директ» условия предоставления кредита гражданам, определяющие полную стоимость кредита, отсутствуют.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

По информации ООО «Лазурит» автомобили этой марки в автомобильном центре отсутствуют, указанные автомобили не продавались в данном автосалоне с момента его открытия.

Это также подтверждается заявителем. Как было указано в заявлении, при изъявлении желания осмотреть интересующий заявителя автомобиль марки «Равон» модели «Джентра» по прибытии непосредственно в автосалон «Лазурит авто», сотрудниками автомобильного центра ему также было сообщено, что данного автомобиля в наличии нет. Оснований не доверять заявителю и его информации у Комиссии нет.

Таким образом, реклама с текстом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!», предполагающая возможность приобретения автомобиля указанной марки и модели, содержит недостоверную информацию о возможности приобретения автомобиля в автосалоне «Лазурит авто».

В силу п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

С учётом полученной от Банков информации, не соответствуют действительности также сведения о возможности получить рекламируемую финансовую услугу (а именно – автокредитование 4,5 %) у банков-«партнеров»: ПАО «Почта Банк», ООО «Русфинанс банк», ПАО «Банк ВТБ», АО «ЗауберБанк», ООО «Сетелем Банк», АО «Райффайзенбанк» и других вышеуказанных банках на заявленных в рекламе условиях ввиду отсутствия партнерских отношений между АЦ «Лазурит авто» и банками, а также отсутствия у данных кредитных организаций действующих условий автокредитования с указанными в рекламе крайне низкой процентной ставкой (4,5 %). Использование логотипов указанных банков с учетом информации, полученной от указанных банков, является также неправомерным.

Кроме того, стоимость указанного в рекламе автомобиля также не соответствует действительности. Так, исходя из информации, указанной заявителем, при расчете стоимости интересующего его автомобиля, итоговая сумма оказалась 700 000 рублей вместе заявленной в рекламе 380 000 рублей.

Комиссия не соглашается с доводом ООО «Лазурит» о том, что ООО «Лазурит», по информации, представленной его представителем, не имеет никакого отношения к рекламной кампании автоцентра «Лазурит авто», и реклама «не обговаривалась» сторонами, а также к сайту https://auto-lazurit.ru/ ввиду следующего.

Согласно представленной ООО «О.ЭМ.ДЖИ» информации (вх. № 1546 от 20.02.2020) ООО «О.ЭМ.ДЖИ» организовывало для ООО «Лазурит» и по поручению ООО «Лазурит» размещение контекстных объявлений в интернет-ресурсе «Яндекс». Также ООО «О.ЭМ.ДЖИ» указано, что текст рекламных объявлений формировался на основе информации, содержащейся на предоставленном ООО «Лазурит» сайте https://auto-lazurit.ru/ (п. 2.2.1. договора № 25/2019 от 23.12.2019). ООО «О.ЭМ.ДЖИ» отмечено, что ООО «Лазурит» несет всю ответственность за достоверность предоставленной им информации.

Относительно довода представителя ООО «Лазурит» о том, что в январе-феврале 2020 года ООО «Лазурит» была прекращена оплата услуг ООО «О.ЭМ.ДЖИ» по вышеуказанному договору, и ввиду чего прекратил действие указанный договор, комиссия отмечает, что в материалах дела имеются представленные ООО «О.ЭМ.ДЖИ» доказательства того, что 17.01.2020 ООО «Лазурит» была произведена оплата услуг ООО «О.ЭМ.ДЖИ» в размере 1000000 рублей (платежной поручение № 81 от 17.01.2020), 30.01.2020 ООО «Лазурит» была произведена оплата услуг ООО «О.ЭМ.ДЖИ» в размере 1075000 рублей (платежной поручение № 115 от 30.01.2020), 14.02.2020 ООО «Лазурит» была произведена оплата услуг ООО «О.ЭМ.ДЖИ» в размере 1225000 рублей (платежной поручение № 186 от 14.02.2020).

Комиссия также не принимает довод ООО «Лазурит» о том, что указанные на сайте https://auto-lazurit.ru номера телефонов «однозначно принадлежат не ООО «Лазурит»», поскольку в материалах дела имеется информация о том, что пользователем абонентскими номерами (8442)68-55-91, (8442)68-55-92 является ООО «Лазурит» (ИНН 9721087340) (ответ на запрос Волгоградского УФАС России ООО «Телемир» вх. № 6300 от 26.06.2020).

Относительно довода ООО «Лазурит» о том, что в соответствии со ст.421 ГК РФ продавец может устанавливать любую цену реализации при продаже транспортного средства, комиссия отмечает, данная норма гражданского законодательства РФ, не отменяет требования к рекламе, посредством которой продвигаются на рынке товары. Реклама должна соответствовать требования законодательства РФ о рекламе, в частности, она должна быть достоверной. Таким образом, потребитель, увидев рекламу конкретной марки и модели автомобиля (в рассматриваемом случае - марки «Равон» модели «Джентра») имел потребность в приобретении именно этого автомобиля, однако, ввиду абсолютного отсутствия его в автомобильном центре «Лазурит авто», как на момент обращения гражданина в автосалон, так и в любое другое время (по информации представителя ООО «Лазурит» об отсутствии продаж указанного автомобиля с момента открытия автомобильного салона), потребитель фактически был лишен возможности его приобретения в АЦ «Лазурит авто» не только на указанных в рекламе условиях, но и вообще, ввиду установленных в ходе дела обстоятельств.

Таким образом, рассматриваемая в деле реклама нарушает ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 28, п. 3, п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель.

За нарушение ст. 28, ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе отвечает рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе.)

Рекламораспространителем выступило ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021).

Отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, а также правоотношений.

В рассматриваемой ситуации ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428) является продавцом, который реализует автомобили в автоцентре «Лазурит авто» по адресу г. Волгоград, ш. Авиаторов, 8д. Данный факт подтверждается информацией, представленной заявителем, а также представленными договорами купли-продажи транспортных средств, заключаемыми ООО «Лазурит» с потребителями, где в качестве продавца выступает именно ООО «Лазурит».

Кроме того, посредством рекламы продвигаются, товары (автомобили), реализуемые в автомобильном центре «Лазурит авто». Доказательства обратного ООО «Лазурит» при отрицании причастности к распространению спорной рекламы, не представлены. Помимо этого, на сайте, который становится доступен потребителю при переходе по ссылке, отмеченной в рекламе, указаны номера телефонов, пользователем которыми является также ООО «Лазурит».

С учетом заключенного между ООО «О.Эм.Джи» и ООО «Лазурит» договора, согласно которому ООО «Лазурит» выступил заказчиком рекламы, а также объекта рекламирования рекламодателем выступило ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428).

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В материалах дела № 034/05/5-323/2020 отсутствуют доказательства прекращения распространения спорной рекламы. Таким образом, у Комиссии Волгоградского УФАС имеются основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу автомобильного центра «Лазурит авто», расположенного по адресу г. Волгоград, ш. Авиаторов, 8д, распространяемую в период с января 2020 года до момента вынесения решения по данному делу, в сети Интернет в поисковой системе «Яндекс» с указанием недостоверной информации о марке/модели автомобиля, его стоимости, размере предлагаемой скидки, процентных ставок автокредитования, других условиях приобретения автомобилей, в том числе, с текстом: «Ravon Gentra в кредит за 380 000 р. РАВОН Джентра в Кредит от 4,5 % без 1-го взноса. Скидка 189 000 р. + КАСКО в подарок!», ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 и ч. 3 ст. 28, п. 3, п. 4, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543, КПП: 770401001, ОГРН: 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021), ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428) предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543, КПП 770401001, ОГРН 1027700229193, дата присвоения ОГРН 18.09.2002, ул. Льва Толстого, дом 16, г. Москва, 119021).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 и ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Лазурит» (ОГРН: 1197746580074, дата присвоения ОГРН: 26.09.2019, ИНН: 9721087340, КПП: 772101001, адрес: ул. Коновалова, д. 18, подвал, пом. III, ком. 6, оф. 1, Москва, 109428).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны