Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/28-1115/2019 от 23 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/28-1115/2019

17 декабря 2019 Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Н.И.Б. – заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – А.Е.В.– заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – К.Т.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 034/05/28-1115/2019, возбужденное по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в отношении О.А.А..

в присутствии представителя ООО «Автомани» Р.Р.К. (доверенность от 15.06.2018), представителя О.А.А. Р.Р.К. (доверенность от 17.09.2019),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступили материалы из Южного главного управления Банка России (вх. № 8604 от 04.09.2019) относительно размещения по адресу Волгоград, ул. Авторемонтная, 10 рекламного баннера о представлении финансовых услуг и финансовой деятельности без указания лица, их осуществляющего, следующего содержания: «займы под залог авто 51-51-31 Автоломбард МФО (далее текст замазан)».

Специалистами Волгоградского УФАС России был осуществлен осмотр места, указанного в материалах, по результатам которого распространение рекламы указанного содержания на металлическом заборе рынка продаж автозапчастей на горизонтальном баннере желтого цвета подтвердилось (акт мониторинга № 489-Р от 19.09.2019).

В целях выявления рекламодателей указанной рекламы был направлен запрос в ПАО «Мегафон» (исх. № 02-3/6648 от 06.09.2019) для установления абонента по номеру телефона (8442)51-51-31.

В ответ на запрос от ПАО «Мегафон» поступила информация, согласно которой абонентом по номеру (8442)51-51-31 является О.А.А.(вх. № 10371 от 29.10.2019) .

13 сентября 2013 года между ПАО «МегаФон» и О.А.А. был заключен договор на оказание услуг связи, в рамках которого с момента заключения договора был выделен абонентский номер ХХХХХХХХХХХ. Также дополнительно было сообщено, что копия договора на оказание услуг связи с выделением абонентского номера ХХХХХХХХХХХ отсутствует в базе данных ПАО «МегаФон».

Исходя из сведений, находящихся в открытом доступе в сети Интернет на сайте http://www.orgpage.ru/volgograd/avtomani-5616658.html указан номер телефона +7 (8442) 515131, который отражен в качестве контактного для ООО «Автомани» (автоломбард).

Помимо этого на сайте https://basis.myseldon.com/ru/dashboard при введении в поисковую строку слов «О.А.А.» сайт выдает результат поискового запроса – ООО «Автомани». О.А.А. указан в качестве совладельца указанной организации. Данный факт подтверждается также выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «Автомани» (ОГРН: 1143443023459, Дата присвоения ОГРН: 04.09.2014, ИНН: 3459011764, КПП: 344301001, адрес: Волгоград, ул Авторемонтная, 10а, оф. 1, 400048) (на дату 30.10.2019), О.А.А. указан в разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица».

Согласно данным выпискам основным видом деятельности ООО «Автомани» по ОКВЭД 45.11.2 Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах.

Адрес регистрации ООО «Автомани» совпадает с адресом распространения рекламы.

Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе содержит требование о том, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Определением от 05 ноября 2019 года Волгоградским УФАС России в отношении О.А.А. было возбуждено производство по делу № 034/05/28-1115/2019 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно устным и письменным пояснениям, представленным на заседание Комиссии представителем О.А.А., им был размещен рекламный баннер, рассматриваемый в данном деле, в целях «мониторинга заинтересованности граждан» в предоставлении им финансовых услуг в виде займов под залог ПТС.

Касаемо указанного «мониторинга заинтересованности граждан» в предоставлении им финансовых услуг в виде займов под залог ПТС было пояснено, что в ходе выявления уровня спроса было обнаружено отсутствие интереса потребителя к рекламируемому товару (5 звонков за 2 месяца).

Однако оказание услуг по предоставлению займов гражданам О.А.А. не осуществлял и не осуществляет на настоящий момент.

Относительно того факта, что в сети Интернет на сайте http://www.orgpage.ru/ указан номер телефона +7 (8442) 51-51-31 в качестве контактного для ООО «Автомани» (автоломбард) представитель О. А.А. пояснил следующее.

Данная информация размещалась на сайте в сети Интернет в период времени, когда ООО «Автомани» являлось ломбардом и осуществляло деятельность по предоставлению краткосрочных займов под залог движимого имущества. В настоящий момент данную деятельность ООО «Автомани» не осуществляет. Информация является неактуальной, по какой причине модераторы Интернет-ресурсов ее не удаляют, не известно.

В настоящий момент ООО «Автомани», учредителем которого является О. А.А., деятельность в области предоставления финансовых услуг не ведет. В данные Интернет-ресурсы направлены соответствующие запросы с требованием удалить неактуальную информацию о номерах телефонов.

Помимо этого на заседании Комиссии представителем О.А.А. устно было указано на то, что сам О.А.А. финансовую деятельность и предоставление финансовых услуг не осуществлял и не осуществляет.

ООО «Автомани» в 2016 году обладало статусом микрофинансовой организации. На сегодняшний день ООО «Автомани» занимается розничной торговлей легковыми автомобилями.

На сегодняшний день рассматриваемый по настоящему делу рекламный баннер, который был размещен на заборе рынка автозапчастей, снят О.А.А.

Также на заседании Комиссии 17.12.2019 представитель О.А.А. и ООО «Автомани» пояснил, что на сайте http://www.orgpage.ru внесены изменения относительно видов деятельности. На сегодняшний день там указаны актуальные виды деятельности ООО «Автомани».

В настоящий момент номера телефонов, указанные в рекламе переоформлены с Оганесяна А.А. на ООО «Автомани». Изменение информации о номерах телефонов на сайте модераторами данного сайта еще не внесены.

Также было представлено доказательство того, что на момент вынесения решения по делу № 034/05/28-1115/2019 распространение рассматриваемой рекламы не осуществляется.

С учетом полученной на заседании Комиссии информации Комиссией действия О.А.А. были дополнительно квалифицированы по ч. 13 ст. 28 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством размещения информации на баннере;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (финансовые услуги, связанные с выдачей займов под залог транспортного средства).

Объектом рекламирования выступает – финансовые услуги, связанные с выдачей займов под залог транспортного средства.

Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе закрепила требование о том, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц

Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.

Указанная выше реклама не содержит наименования лица, оказывающего услуги.

В ч. 13 ст. 28 Закона рекламе указано, что не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 3 Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон о микрофинансовой деятельности) микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона о микрофинансовой деятельности юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Согласно государственному реестру микрофинансовых организаций, размещенному на официальном сайте Банка России ни ООО «Автомани», ни О. А.А. не указаны в данном реестре.

Кроме того, в соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рассматриваемой рекламе мелким шрифтом указано «Автоломбард МФО (далее текст замазан)», однако ни ООО «Автомани», ни Оганесян А.А. отношения в автоломбарду не имеют.

Помимо этого, номер телефона, указанный в рекламе принадлежит О.А.А., однако в действительности деятельность по предоставлению займов под залог авто он не осуществляет.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушение ч. 1 ст. 28, ч. 13 ст. 28, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 5, ст. 28 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

За нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несёт также рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

С учётом содержания рекламы и обстоятельств дела рекламодателем выступил О. А.А..

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу О.А.А..с текстом «займы под залог авто 51-51-31 Автоломбард МФО (далее текст замазан)», размещенную на горизонтальном баннере желтого цвета на металлическом заборе рынка продаж автозапчастей по адресу Волгоград, ул. Авторемонтная, д. 10, ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 28, ч. 13 ст. 28, п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении О.А.А.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны