Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 13 июля 2021 года Дело № 034/10/18.1-713... от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы ООО «Ригор Право», ООО «РУСАГРО», ООО «Газкомплект Северо-Запад» (далее – заявители) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса предложений в электронной форме на поставку экскаваторов (реестровый номер 32110248070),

с участием в заседании комиссии:

от ООО «Ригор Право» – <…>,

от ООО «РУСАГРО» – <…>,

от ООО «Газкомплект Северо-Запад» – <…>,

от ООО «Газпром газораспределение Волгоград» – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступили жалобы ООО «Ригор Право» от 02.07.2021 вх. № 6989, ООО «РУСАГРО» от 30.06.2021 вх. № 6883, ООО «Газкомплект Северо-Запад» от 25.06.2021 вх. № 6736 на действия ООО «Газпром газораспределение Волгоград» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку экскаваторов.

Извещение о проведении закупки № 32110248070 размещено 29.04.2021 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Газкомплект Северо-Запад» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 29.06.2021 исх. № 04-10/4537).

Жалоба ООО «РУСАГРО» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 01.07.2021 исх. № 04-10/4618).

Жалоба ООО «Ригор Право» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 05.07.2021 исх. № 04-10/4717).

В жалобах заявителями указано на то, что технические характеристики и диапазонные значения закупаемого товара, указанные в техническом задании, не соответствуют ни одному имеющемуся на рынке экскаватору-погрузчику, как в установленной заказчиком ценовой категории, так и в более дорогом сегменте рынка, что является формальным выполнением требований Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011, не выполнимым с учетом жестких рамок указанных характеристик экскаватора – погрузчика.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобы заявителей, в которых ООО «Газпром газораспределение Волгоград» указывает на необоснованность доводов ООО «Ригор Право», ООО «РУСАГРО», ООО «Газкомплект Северо-Запад».

Изучив доводы заявителей, а также возражения заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Способ оспариваемой закупки в соответствии с Положением о закупке заказчика отнесен к числу конкурентных, тем самым, заказчик по собственной инициативе в результате такого выбора способа закупки обязан при осуществлении спорной закупки соблюдать вышеуказанные правила и принципы.

Выбор заказчиком конкурентного способа закупки при ее проведении также диктует необходимость с его стороны соблюдать правила описания предмета закупки, императивно установленные частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Ранее Управлением рассматривалось дело № 034/10/18.1-596/2021 с жалобой на действия ООО «Газпром газораспределение Волгоград» при проведении запроса предложений в электронной форме № 32110248070.

По результатам рассмотрения указанной жалобы 09.06.2021 Управлением вынесено решение о признании жалоб заявителей обоснованными и выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем совершения следующих действий:

– отмены протоколов, составленных в ходе закупки;

– внесения изменений в закупочную документацию в части технических характеристик предмета закупки таким образом, чтобы была обеспечена возможность поставки товара двух и более производителей;

– исключения из документации критерия «Поставка товара, соответствующего марки (модели), определенной Техническим заданием»;

– продления сроков проведения закупки.

Предписание должно быть исполнено Заказчиком не позднее 17.06.2021.

Заказчиком во исполнение предписания по делу № 034/10/18.1-596/2021 в ЕИС последовательно размещено 3 редакции закупочной документации, в том числе Технического задания.

В итоговой редакции Технического задания заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки:

«1. Экскаватор-погрузчик

Год выпуска 2021 г.

Максимальная мощность двигателя не менее 99 л.с.

Максимальный крутящий момент не менее 400 Нм при 1350 об/мин

КПП – автоматическая, 4-x ступенчатая

Количество передач, вперед / назад (не менее) 4/4

Колесная формула 4х4

Наличие отопителя

Электрическая система Генератор не менее 85 А

Передний мост

Тип Управляемый, с балансирной подвеской. Угол колебаний не менее 16 град.

Задний мост

Тип Жестко закрепленный к раме

Колебания мостов не менее 16 градусов

Размер задних шин не менее 16,9/14-28

Погрузочное оборудование:

Тип ковша 4 в 1

Объем ковша не менее 1,2 м3

Вес, поднимаемый на макс. Высоту не менее 3500 кг

Макс. Усилие отрыва на ковше не менее 7734 кгс

Высота погрузки не менее 3472 мм

Управление – рычаги;

Механизм привода погрузочного ковша с 2 гидроцилиндрами

Система гидромеханического самовыравнивания Наличие

Упор безопасности для фиксации поднятого погрузочного оборудования, шарнирно установленный на стреле, с фиксацией быстросъемной скобой Наличие

Экскаваторное оборудование:

Рукоять прямая телескопическая;

Объем ковша не менее 0,26 м3

Максимальная глубина копания при втянутой рукояти не менее 4715 мм, при вытянутой не менее 5770 мм

Высота погрузки при втянутой рукояти не менее 3970 мм; при вытянутой не менее 4677 мм

Максимальная грузоподъемность при втянутой рукояти не менее 1250 кг; при вытянутой не менее 750 кг

Максимальное усилие отрыва на ковше не мене 6200 кгс

Управление рычаги

Вырывное усилие на экскаваторном ковше должно быть не меньше 63 kN

Гидросистема:

Тип гидросистемы - c открытым центром

Насосный агрегат – не менее 2 х гидравлических шестеренчатых насосов

Производительность насосной установки, не менее – 143 л/мин

Номинальное давление в силовой гидросистеме, (не менее) – 24 Мпа

Кабина

Наличие документов, подтверждающих соответствие кабины машины требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», в том числе:

• наличие устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS);

• наличие устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOPS)

Аудиопроигрыватель с FM-радио и стереоколонками Наличие

Система отопления и вентиляция кабины Наличие

Открывающиеся двери с обеих сторон кабины Наличие

Поднимающееся заднее окно Наличие

Транспортный фиксатор с одновременной блокировкой опускания и поворота экскаваторной стрелы, с активацией кнопкой в кабине Наличие

Тип привода фиксатора – гидравлический

Габаритные размеры

Габаритная длина с экскаваторным оборудованием, сложенным в транспортное положение, (не более) – 5950 мм

Общая ширина, не менее – 2330 мм и не более 2400 мм

Ширина кузова, (не более) – 2250 мм

Общая высота по кабине, (не более) – 3030 мм

Общая высота по стреле с экскаваторным оборудованием, сложенным в транспортное положение, (не более) – 3930 мм

Дорожный просвет, (не менее) – 340 мм

Вес не менее 8800 не более 9100 кг

Комплектация

Топливный бак, емкость,  (не менее) – 125 л

Гидравлический контур на экскаваторном оборудовании для подключения гидромолота

Гидрозамки на гидроцилиндрах стабилизаторов

Дополнительные требования:

Экскаватор-погрузчик  должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, технически исправен, без внешних и внутренних повреждений и дефектов, не прошедший ремонт в связи с повреждениями кузова, двигателя и других систем и агрегатов, прошедший предпродажную подготовку и полностью готов к эксплуатации, свободным от прав третьих лиц и не находится под арестом.

Гарантийный срок на экскаватор-погрузчик устанавливается и исчисляется в соответствии с требованиями изготовителя, (не менее 60 месяцев или не менее 5000 моточасов) с даты подписания Акта приема-передачи экскаватора-погрузчика, а также соответствующей отметки в гарантийном талоне (сертификате) в Руководстве по гарантийному обслуживанию с учетом положений Руководства по гарантийному обслуживанию.

- документы для регистрации в органах Гостехнадзора (3-й экземпляр договора купли продажи, 3-й экземпляр акта приема-передачи).

2. Экскаватор-погрузчик с гидромолотом

            Год выпуска 2021 г.

Максимальная мощность двигателя не менее 99 л.с.

Максимальный крутящий момент не менее 400 Нм при 1350 об/мин

КПП – автоматическая, 4-x ступенчатая

Количество передач, вперед / назад (не менее) 4/4

Колесная формула 4х4

Наличие отопителя

Электрическая система Генератор не менее 85 А

Передний мост

Тип Управляемый, с балансирной подвеской. Угол колебаний не менее 16 град.

Задний мост

Тип Жестко закрепленный к раме

Колебания мостов не менее 16 градусов

Размер задних шин не менее 16,9/14-28

Погрузочное оборудование:

Тип ковша 4 в 1

Объем ковша не менее 1,2 м3

Вес, поднимаемый на макс. Высоту не менее 3500 кг

Макс. Усилие отрыва на ковше не менее 7734 кгс

Высота погрузки не менее 3472 мм

Управление – рычаги;

Механизм привода погрузочного ковша с 2 гидроцилиндрами

Система гидромеханического самовыравнивания Наличие

Упор безопасности для фиксации поднятого погрузочного оборудования, шарнирно установленный на стреле, с фиксацией быстросъемной скобой Наличие

Экскаваторное оборудование:

Рукоять прямая телескопическая;

Объем ковша не менее 0,26 м3

Максимальная глубина копания при втянутой рукояти не менее 4715 мм, при вытянутой не менее 5770 мм

Высота погрузки при втянутой рукояти не менее 3970 мм; при вытянутой не менее 4677 мм

Максимальная грузоподъемность при втянутой рукояти не менее 1250 кг; при вытянутой не менее 750 кг

Максимальное усилие отрыва на ковше не мене 6200 кгс

Управление рычаги

Вырывное усилие на экскаваторном ковше должно быть не меньше 63 kN

Гидросистема:

Тип гидросистемы - c открытым центром

Насосный агрегат – не менее 2 х гидравлических шестеренчатых насосов

Производительность насосной установки, не менее – 143 л/мин

Номинальное давление в силовой гидросистеме, (не менее) – 24 Мпа

Кабина

Наличие документов, подтверждающих соответствие кабины машины требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», в том числе:

• наличие устройства защиты при опрокидывании, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при опрокидывании машины (ROPS);

• наличие устройства защиты от падающих предметов, а также конструктивное обеспечение безопасности оператора машины при падении таких предметов (FOPS)

Аудиопроигрыватель с FM-радио и стереоколонками Наличие

Система отопления и вентиляция кабины Наличие

Открывающиеся двери с обеих сторон кабины Наличие

Поднимающееся заднее окно Наличие

Транспортный фиксатор с одновременной блокировкой опускания и поворота экскаваторной стрелы, с активацией кнопкой в кабине Наличие

Тип привода фиксатора – гидравлический

Габаритные размеры

Габаритная длина с экскаваторным оборудованием, сложенным в транспортное положение, (не более) – 5950 мм

Общая ширина, не менее – 2330 мм и не более 2400 мм

Ширина кузова, (не более) – 2250 мм

Общая высота по кабине, (не более) – 3030 мм

Общая высота по стреле с экскаваторным оборудованием, сложенным в транспортное положение, (не более) – 3930 мм

Дорожный просвет, (не менее) – 340 мм

Вес не менее 8800 не более 9100 кг

Комплектация

Топливный бак, емкость,  (не менее) – 125 л

Гидравлический контур на экскаваторном оборудовании для подключения гидромолота

Гидрозамки на гидроцилиндрах стабилизаторов

Характеристики гидромлота:

Масса молота (не более) - 350 кг

Диаметр пики (не менее) – 68 мм

Энергия удара (не менее) – 890 Дж.

Частота ударов - 450-1000 уд/мин

Расход масла - 40-60 л/мин

Давление - 100-130 Бар

Комплектация гидромолота

- Переходная плита

- Газозарядное устройство

- Набор инструментов

- Открытый тип корпуса

Дополнительные требования:

Экскаватор-погрузчик  должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, технически исправен, без внешних и внутренних повреждений и дефектов, не прошедший ремонт в связи с повреждениями кузова, двигателя и других систем и агрегатов, прошедший предпродажную подготовку и полностью готов к эксплуатации, свободным от прав третьих лиц и не находится под арестом.

Гарантийный срок на экскаватор-погрузчик устанавливается и исчисляется в соответствии с требованиями изготовителя, (не менее 60 месяцев или не менее 5000 моточасов) с даты подписания Акта приема-передачи экскаватора-погрузчика, а также соответствующей отметки в гарантийном талоне (сертификате) в Руководстве по гарантийному обслуживанию с учетом положений Руководства по гарантийному обслуживанию.

- документы для регистрации в органах Гостехнадзора (3-й экземпляр договора купли продажи, 3-й экземпляр акта приема-передачи)».

В рамках рассмотрения дела у Заказчика и заявителей истребована информация о конкретных товарах различных производителей, соответствующих Техническому заданию.

На заседании Комиссии УФАС 05.07.2021 Заказчиком указаны 2 модели экскаваторов-погрузчиков, которые, по его мнению, подходят под указанные в Техническом задании характеристики: MST M542 и New Holland B115B.

Комиссией УФАС в рамках рассмотрения дела получена информация от официального дилера New Holland B115B – ООО «Компания СИМ-авто», в соответствии с которой экскаватор-погрузчик New Holland B115B лишь частично соответствует Техническому заданию.

В рамках последующего заседания Комиссии Заказчик изменил свою позицию, указывая, что товарами, соответствующими требованиям Технического задания, являются экскаваторы-погрузчики MST M542 и YINIX YX388.

В обоснование таких доводов Заказчик ссылается на письма дилеров соответствующей продукции – ООО «Завод Экстен» (указанный в качестве дилера MST M542) и ООО «Юникс-Трейд» (указанный в качестве дилера YINIX YX388).

Всеми заявителями опровергаются соответствующие доводы Заказчика, в подтверждение чего представлены письменные объяснения с анализом несоответствий в табличной форме и ссылками на источники такой информации в виде ответов от официальных дилеров экскаваторов-погрузчиков и указания на сайты официальных дилеров экскаваторов-погрузчиков с размещенной информацией о характеристиках поставляемых экскаваторов-погрузчиков.

Исследовав доводы заявителей и Заказчика и представленные доказательства, изучив совокупность характеристик объекта закупки, установленных заказчиком в итоговой редакции технического задания, Комиссия Управления приходит к однозначному выводу о том, что указанные заказчиком характеристики определены так, что у потенциальных добросовестных участников отсутствует возможность поставить искомые заказчиком товары вообще, ввиду отсутствия на рынке экскаваторов-погрузчиков, полностью походящих под требования, установленные Заказчиком в Техническом задании.

В частности, согласно требованиям Заказчика, передний мост экскаваторов-погрузчиков должен обладать следующими характеристиками – «Тип Управляемый, с балансирной подвеской. Угол колебаний не менее 16 град.»

При этом, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» в Техническом задании применительно к требованиям к заднему мосту, указано:

- тип «Жестко закрепленный к раме»,

- «Колебания мостов не менее 16 градусов».

Таким образом, Заказчику требуются различные типы переднего и заднего мостов, и если потребность в переднем мосте определяется наличием у него балансирной подвески, управляемого типа, то согласно потребности Заказчика задний мост должен быть исключительно типа жестко закрепленного к раме.

Разница двух указанных типов мостов заключается в том, что они представляют собой различные колебательные системы.

При управляемом типе моста с балансирной подвеской колебания такой системы предполагаются, в связи с чем сопутствующие требования Заказчика к углу колебаний такого моста не менее 16 градусов представляются обоснованными.

Однако при типе моста, жестко закрепленного к раме, таких колебаний мостов происходить не должно. Существо данной технологии типа моста, напротив, состоит в исключении возможных колебаний моста.

 Следовательно, установленные заказчиком в качестве требований к закупаемым экскаваторам-погрузчикам характеристики заднего моста - тип «Жестко закрепленный к раме» и «Колебания мостов не менее 16 градусов» в совокупности являются взаимоисключающими.

При таких обстоятельствах, предложение заказчику в рамках закупки товара, соответствующего всем условиям закупочной документации, объективно невозможно.

Таким образом, ни один существующий экскаватор-погрузчик не может соответствовать требованиям Технического задания спорной закупки в совокупности.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании Комиссии от 12.07.2021 № 04-10/4890 у Заказчика истребованы письменные объяснения установления в совокупности требований «тип жестко закрепленный к раме» у показателя «задний мост», а также установления требования «не менее 16 градусов» у показателя «колебания мостов» 9с приложением подтверждающих документов).

Данная информация Комиссии Заказчиком не представлена.

В силу условий закупочной документации участник, предложивший товар, не соответствующий потребностям Заказчика, по результатам закупки может быть отстранен от участия в закупочной процедуре.

Таким образом, Заказчик не просто формально подошел к формированию технического задания, но и составил его таким образом, что любой добросовестный участник закупки не сможет претендовать на заключение договора.

Ссылки Заказчика на то, что готовность поставить продукцию с совокупностью установленных характеристик выразили дилеры соответствующей продукции – ООО «Завод Экстен» и ООО «Юникс-Трейд», Комиссией отклоняются.

В представленном в материалы дела ООО «Газпром газораспределение Волгоград» письме ООО «Завод Экстен» в части информации о наличии у экскаватора-погрузчика MST M542 одновременно типа заднего моста - «Жестко закрепленный к раме» и колебаний заднего моста – 16 градусов имеются очевидные ошибки, данное письмо не имеет ни даты, ни номера, ни подписи и не может расцениваться в качестве официального документа.

Соответствующее письмо ООО «Юникс-Трейд», также представленное в материалы дела ООО «Газпром газораспределение Волгоград», вообще не содержит информации о каких-либо конкретных характеристиках товара YINIX YX388, кроме указания на тип заднего моста YINIX YX388 – жестко закрепленный к раме, а также словесного утверждения о соответствии характеристик товара YINIX YX388 техническому заданию спорного запроса предложений.

Данное письмо также не имеет ни даты, ни номера, а также не содержит указания на то, какой редакции технического задания спорного запроса предложений соответствует предлагаемый товар.

Уведомлением об объявлении перерыва в заседании Комиссии от 12.07.2021 № 04-10/4890 у Заказчика истребованы все запросы информации (с доказательствами отправки) и полученных ответов в рамках составления технического задания при проведении запроса предложений в электронной форме с доказательствами получения указанных запросов.

Данная информация Комиссии Заказчиком не представлена.

Соответственно, Комиссии не представляется возможным установить, на какие письма или запросы заказчика реагировали ООО «Завод Экстен» и ООО «Юникс-Трейд», какие технические характеристики объекта закупки предоставлялись заказчиком указанным лицам, производился ли между заказчиком действительный обмен документами на стадии процедуры подготовки технического задания.

Заказчик, являясь субъектом Закона о закупках, должен руководствоваться при проведении закупок утвержденным Положением о закупке. На дату публикации оспариваемой закупки действовало положение о закупках, утвержденное Советом директоров ООО «Газпром газораспределение Волгоград» 30.03.2020 (протокол № 18-1/2019).

Данным Положением установлен порядок определения начальной (максимальной) цены предмета закупки (раздел 3). В частности, установлено, что приоритетным способом определения НМЦ является метод сопоставимых рыночных цен (п. 3.3 положения), прочие способы могут быть применены только при условии невозможности использования указанного метода. Согласно пункту 3.5.5 положения в совокупности с п. 3.5.2 и 3.5.3 положения для определения НМЦ методом сопоставимых рыночных цен заказчик собирает информацию о ценовых параметрах товаров, идентичных и однородных предмету закупки, путем запроса коммерческих предложений от потенциальных поставщиков, получения данных из общедоступных источников (рекламы, статистики, от оценщиков и т.п.), изучения реестра контрактов, заключенных по Закону № 44-ФЗ и Закону о закупках за последние 3 года и т.д.

При этом для осуществления указанных действий заказчик должен подробно описать предмет закупки, а также определить те характеристики, в соответствии с которыми товар может быть определен поставщиком как однородный или идентичный предмету закупки.

Таким образом, еще на этапе определения начальной (максимальной) цены заказчик должен определить значимые технические характеристики эквивалента и изучить рынок на возможность поставки товара с такими характеристиками по цене, равной или ниже начальной (максимальной) цены закупки.

Доказательств совершения совокупности указанных действий Заказчиком не представлено.

В силу части 1 ст. 23 и части 2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) обязательное подтверждение соответствия производится в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, при условии, что данная продукция находится в перечне, установленном в Постановлении Правительства РФ № 982 от 01.12.2009, или в отношении данной продукции введен в действие технический регламент.

В отношении экскаваторов-погрузчиков применяется технический регламент, утвержденный Таможенным союзом и действующий на территории РФ: ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».

Согласно п. 3.2 закупочной документации поставляемая участником закупки продукция должна соответствовать требованиям Закона о техническом регулировании, а также требованиям ГОСТ, ОСТ и иных-нормативно-правовых актов, установленным в РФ для данного вида товара. Следовательно, закупаемые Заказчиком экскаваторы-погрузчики должны соответствовать требованиям технических регламентов, в частности ТР ТС 010/2011.

Согласно приложению № 3 к Техническому регламенту ТР ТС 010/2011 к объектам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия, относятся:

– автопогрузчики (п. 27);

– машины для землеройных, мелиоративных работ, разработки и обслуживания карьеров (п. 29);

– оборудование и машины строительные (п. 31).

Таким образом, экскаваторы-погрузчики до распространения на территории Российской Федерации должны пройти обязательную процедуру проверки соответствия требованиям, установленным в указанном Техническом регламенте.

Комиссией установлено, что на момент подготовки заказчиком Технического задания и исполнения предписания Волгоградского УФАС России по делу № 034/10/18.1-596/2021 (не позднее 17.06.2021) такая процедура в отношении экскаватора-погрузчика YINIX YX388 пройдена не была, поскольку представленная в материалы дела декларация о соответствии данного товара выдана только 19.06.2021.

Таким образом, по состоянию на 17.06.2021 указанный товар объективно не мог обращаться на соответствующем товарном рынке на территории Российской Федерации.

Соответственно, учитывая, что подготовка корректного описания предмета закупки при осуществлении конкурентной закупки относится является обязанностью заказчика, заказчик на стадии подготовки Технического задания был не вправе ориентироваться на какие-либо характеристики экскаватора-погрузчика YINIX YX388 и принимать его в качестве эквивалента экскаватору-погрузчику MST M542 в целом.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалоб и о нарушении ООО «Газпром газораспределение Волгоград» п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на поставку экскаваторов (реестровый номер 32110248070), Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности жалоб ООО «Ригор Право», ООО «РУСАГРО», ООО «Газкомплект Северо-Запад», а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Ригор Право», ООО «РУСАГРО», ООО «Газкомплект Северо-Запад» на действия заказчика – ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН: 3455052505) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку экскаваторов (реестровый номер 32110248070) обоснованной.

2. Признать заказчика ООО «Газпром газораспределение Волгоград» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ООО «Газпром газораспределение Волгоград» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны