Решение б/н РЕШЕНИЕ от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

25 августа 2020 года

Дело № 034/10/18.1-836/2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:

В. А.П. - председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,

Ф. В.П. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

П. К.А. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ЗАО «Мегадента» (далее - заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» (далее – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), путём проведения запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов (реестровый номер <...> ),

с участием в заседании комиссии:

от ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» - К. Л.В. в соответствии с приказом № 248-К от 24.08.2020,

от уполномоченного органа комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области – З. Е.Н. по доверенности № 13 от 08.11.2019,

в отсутствие представителей от заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ЗАО «Мегадента» на действия ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» от 17.08.2020 вх. № 7923 при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов.

Извещение о проведении закупки № 32009363367 размещено 30.07.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ЗАО «Мегадента» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 20.08.2020 исх. № 04-10/5925).

В жалобе заявителем указано на то, что заказчик незаконно отклонил заявку ЗАО «Мегадента» по причине: «несоответствие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме». Обоснование принятого решения: «На основании п. 15.18 Положения о закупке заявка не соответствует требованиям, установленным пп.2 п.17 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, так как в составе заявки участника закупки представлен товар, характеристики которого не соответствуют требованиям, установленным в Таблице Приложения № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно:

- Заказчику требуется товар: п. 9 Воск базисный, наименование страны производителя - Украина.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 9 Беловакс-Б, наименование страны производителя - Россия;

- Заказчику требуется товар: п. 23 Детартрин Z с характеристиками, в том числе: упаковка 45 гр., наименование страны производителя - Франция

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 23 Паста «Mira Zr», Наименование страны производителя - Россия; с характеристиками, в том числе: упаковка 50 гр., наименование страны производителя - Россия

- Заказчику требуется товар: п. 60 Эндометазон набор, наименование страны производителя - Франция.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 60 Тиэдент, наименование страны производителя - Россия;

- Заказчику требуется товар: п. 61 Эндометазон порошок, наименование страны производителя - Франция.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 61 Тиэдент, наименование страны производителя - Россия»

Также ЗАО «Мегадента» указано, что приложением № 2 к извещению о проведении закупок в электронной форме утверждено техническое задание, в котором содержится описание предмета закупки. В техническом задании поименованы указаны конкретные наименования товаров, подлежащих закупке с указанием на страну происхождения каждого их указанных товаров без указания слови «или эквивалент», что не соответствует требования, установленным п. 2,3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках. Данных в техническом задании свидетельствующих об исключительности закупаемых товаров и применении «исключительных случаев», императивно установленных пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, не имеется.

В ходе рассмотрения дела заказчиком, а также уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7», уполномоченный орган указывает на необоснованность доводов ЗАО «Мегадента».

1. Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Извещение (номер извещения 32009363367) о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов размещено в ЕИС 30.07.2020, начальная (максимальная) цена договора – 2 217 630,00 рублей, заказчик ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7».

На участие в запросе котировок в электронной форме было подано 4 заявки от участников.

В соответствии с итоговым протоколом № 610/ЗК от 10.08.2020 заявки трех участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, заявка № 1580152 ЗАО «Мегадента» признана несоответствующей требованиям извещения.

Согласно п. 25 «Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме» Извещения, закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктом 17 настоящего извещения о проведении запроса котировок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

При этом участник запроса котировок несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в запросе котировок.

Как указано в п. 17 «Документы, входящие в состав заявки на участие в запросе котировок» извещения, Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия договора (в произвольной форме), указанные в извещении о проведении запроса котировок;

2) наименование и характеристики поставляемого товара, соответствующие требованиям извещения о проведении запроса котировок, в случае осуществления закупки на поставку товара;

3) предложение о цене договора;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Участник закупки предоставляет свою заявку на участие в запросе котировок в соответствии с формой котировочной заявки (Приложение № 3 к настоящему извещению о проведении запроса котировок).

Согласно итоговому протоколу № 610/ЗК от 10.08.2020, заявка № 1580152 ЗАО «Мегадента» признана несоответствующей требованиям извещения на основании п. 15.18 Положения о закупке заявка не соответствует требованиям, установленным в пп. 2 п. 17 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, так как в составе заявки участника закупки представлен товар, характеристики которого не соответствуют требованиям, установленным в Таблице Приложения № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно:

- Заказчику требуется товар: п. 9 Воск базисный, наименование страны производителя - Украина.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 9 Беловакс-Б, наименование страны производителя - Россия;

- Заказчику требуется товар: п. 23 Детартрин Z с характеристиками, в том числе: упаковка 45 гр., наименование страны производителя - Франция

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 23 Паста «Mira Zr», Наименование страны производителя - Россия; с характеристиками, в том числе: упаковка 50 гр., наименование страны производителя - Россия

- Заказчику требуется товар: п. 60 Эндометазон набор, наименование страны производителя - Франция.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 60 Тиэдент, наименование страны производителя - Россия;

- Заказчику требуется товар: п. 61 Эндометазон порошок, наименование страны производителя - Франция.

Участник в своей заявке предлагает товар: п. 61 Тиэдент, наименование страны производителя - Россия».

Требования к характеристикам необходимого к поставке товара установлены в Таблице Приложения № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащих количество, характеристики и описание необходимых к поставке расходных материалов.

Участник закупки ЗАО «Мегадента» с номером заявки 1580152, в нарушение пп. 2 п. 15.4 Положения о закупке, пп. 2 п. 17 Извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в своей заявке предложил к поставке расходные материалы, по наименованию и характеристикам товара не соответствующие требованиям извещения о проведении запроса котировок.

В соответствие с п. 15.18 Положения о закупке участник запроса котировок в электронной форме не допускается к участию в нем в случае не предоставления информации (наименования и характеристик) о поставляемом товаре, соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, в случае осуществления закупки на поставку товара.

Таким образом, заявка участника закупки с номером 1580152 ЗАО «Мегадента» в указанной части обоснованно признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме на основании п. 15.18 Положения о закупке, пп. 2 п. 17 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, так как в составе заявки участника закупки представлен товар, характеристики которого не соответствуют требованиям, установленным в Таблице Приложения № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме.

На основании изложенного, комиссией ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» принято обоснованное решение об отклонении заявки ЗАО «Мегадента» при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов (реестровый номер <...> ).

2. В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не допускается включение в предмет закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с пунктом 6.1 положения в извещении о проведении конкурентной закупки, наряду с требованиями, указанными в подпунктах 1-8 пункта 6.1 положения, содержит иные сведения, не противоречащие требованиям положения и действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 4 извещения о проведении оспариваемой закупки описание предмета закупки приведено в Приложении № 2 «Техническое задание» к настоящему извещению о проведении запроса котировок.

В приложении № 2 к извещению приведена таблица, содержащая наименования товаров, конкретные характеристики товаров с указанием состава, формы выпуска, требования к упаковке, а также указаны страны происхождения товара.

Таким образом, комиссией установлено указание заказчиком в извещении наименований, характеристик, а также стран происхождения конкретных товаров, а также отсутствие слов «или эквивалент» в описании предмета закупки.

В представленных в заседание комиссии Управления письменных пояснениях от 25.08.2020 № 159 заказчик ссылается на приоритет потребности заказчика при определении требований к предмету закупки, а также на то, что закупка осуществляется из средств приносящих доход деятельности для оказания качественных, высокотехнологических стоматологических платных услуг.

Кроме того, по мнению заказчика, им не допущено ограничение конкуренции, поскольку являющиеся предметом закупки товары предлагаются к поставке неограниченным кругом лиц.

Данные доводы заказчика отклоняются комиссией ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 частью 3 статьи 3 Закона о закупках необходимым условием осуществления конкурентных закупок является описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1.6 положения под конкурентной закупкой понимают закупку, осуществляемую одновременно с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путём размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке, которые предусмотрены статьёй 3.5 Закона о закупке, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В пункте 2.1.1 положения указаны конкурентные способы закупок, к числу которых относится запрос котировок в электронной форме.

Данный способ закупки является конкурентным также в силу пункта 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках.

Требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках распространяется на все конкурентные закупки, независимо от конкретной формы такой закупки.

Предложенное заказчиком ограничительное толкование вышеуказанных норм Закона о закупках не применимо и противоречит принципам и требованиям Закона о закупках.

Указанный в пункте 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках запрет, исходя из буквального толкования пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действует во всех случаях, за исключением следующих:

- не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

- несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

- закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Ни одно из вышеуказанных исключительных обстоятельств при рассмотрении комиссией Управления жалобы ЗАО «Мегадента» не нашло своего подтверждения, не обосновано и не подтверждено соответствующими документами и материалами.

Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности закупки товаров иных производителей, а также подтверждений того что при описании предмета закупки используются исключения, указанные в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, комиссия приходит к выводу о нарушении ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» пункта 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов (реестровый номер <...> ), комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности жалобы ЗАО «Мегадента», а также о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования оспариваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ЗАО «Мегадента» на действия заказчика - ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» (ИНН: 3442003331) при проведении запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов (реестровый номер <...> ) обоснованной.

2. Признать заказчика ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» нарушившим пункт 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём аннулирования запроса котировок в электронной форме по поставке расходных материалов (реестровый номер <...> ).

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны