Решение б/н РЕШЕНИЕ 25 ноября 2020 года Волгоград Де... от 25 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) жалобу индивидуального предпринимателя <…>
вх. № 11420 от 17.11.2020 на действия заказчика – федерального бюджетного учреждения <…> при закупке посредством проведения запроса предложений на право заключения контракта на поставку строительных материалов для нужд <…> (извещение о проведении закупки № 32009620339 размещено на официальном сайте ЕИС 27.10.2020),

с участием в заседании комиссии (посредством использования систем видеоконференцсвязи):

от заказчика: <…> по доверенности <…>;

в отсутствие представителя заявителя, извещённого в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, Волгоградское УФАС России) поступила жалоба                     ИП <…> на действия заказчика – ФБУ <…> при закупке посредством проведения запроса предложений на право заключения контракта на поставку строительных материалов для нужд <…> (извещение о проведении закупки № 32009620339 размещено на официальном сайте ЕИС 27.10.2020) (далее – закупка).

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ИП <…> соответствует требованиям части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем, принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 19.11.2020 исх. № 04-10/8255).

В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с отклонением заказчиком заявки ИП <…> на участие в запросе предложений.

В направленной жалобе заявителем указано, что его заявка на участие в закупке № 32009620339 отклонена ввиду того, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1.2.2. части 3.1 раздела 3 документации заявка на участие в закупке должна содержать полученную не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или копию такой выписки заверенную нотариально. ИП <…> предоставлена нотариально незаверенная копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

По мнению заявителя, поскольку в составе заявки им представлена выписка из ЕГРИП от 03.11.2020 № ИЭ9965-20-208612028, сформированная с использованием сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», размещенного на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» по адресу: https//service.nalog.ru/vyp, и подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, следовательно, предоставленную в составе заявки выписку ЕГРИП возможно приравнять к оригиналу выписки.

Таким образом, по мнению ИП <…>, заявка подана в полном соответствии с требованиями заказчика и закупочной документацией. Действия заказчика нарушили права заявителя, препятствуя участию в запросе предложений.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ФБУ <…> указывает на необоснованность доводов
ИП
<…>.

Рассмотрев доводы жалобы, представленные заказчиком и заявителем сведения и документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие  с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.

Для участия в закупке поданы заявки следующими участниками:
<…>, <…>, <…>, <…>.

По результатам рассмотрения заявок участников заявки трех участников – <…>, <…> и <…> были признаны соответствующим требованиям закупочной документации.

Участником, предложившим лучшее сочетание условий исполнения договора, явилось <…>.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

ФБУ <…> как организатор закупки, осуществляет свою закупочную деятельность на основании требований Закона о закупках, а также Положения о закупках товаров, работ услуг для нужд <…> (утв. и.о. руководителя <…>, далее - Положение о закупках).

Согласно пункту 9 части 10, статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу подпункта 3 пункта 5.4.2.2. части 5.4 Положения о закупке и подпункта 3 пункта 3.1.2.2. части 3.1 раздела 3 документации заявка на участие (для индивидуального предпринимателя) в закупке должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в ЕИС и сайте заказчика извещения о проведении закупки выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (в случае подачи заявки несколькими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенные копии таких выписок для каждого лица).

Волгоградским УФАС России установлено, что заявителем в составе заявки на участие в запросе предложений на бумажном носителе представлена выписка из ЕГРИП от 03.11.2020 на бумажном носителе, представляющая собой распечатанный электронный документ, сформированный посредством функционала сервиса на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет», с отметкой о наличии на электронном документе, с которого заявителем выполнена бумажная копия, электронной подписи с указанием сертификата электронной подписи, владельца сертификата, а также срока действия данного сертификата, однако без соответствующего засвидетельствования в нотариальном порядке.

Кроме того данная выписка заверена печатью и подписью ИП <…> с содержанием зрительной надписи «копия верна», на представленной выписке отсутствуют подпись сотрудника налогового органа и печать подразделения налогового органа, выдавшего справку.

Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Пунктом 1 статьи 2 Закона об электронной подписи определено, что электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Кроме того, пунктом 5 статьи 2 Закона об электронной подписи установлено, что для создания электронной подписи используется ключ электронной подписи, представляющий собой уникальную последовательность символов.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что электронный документ, как и электронная подпись, присоединенная к такому документу, являются информацией в электронном виде, которая предназначена для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи.

Таким образом, документ на бумажном носителе не может быть заверен электронной подписью, исходя из факта ее неосязаемости и самого понятия такой подписи как вида шифрования информации посредством специальных кодов в электронном информационном пространстве, а также исходя из специфичности ее создания, неприменимом для физического исполнения непосредственно на бумажном носителе.

В связи с изложенным, документ на бумажном носителе, полученный в результате преобразования электронного документа посредством вывода электронной информации, является копией электронного документа на бумажном носителе, к которой не могут быть применены нормы Закона об электронной подписи, поскольку такая копия физически не может являться носителем электронной подписи, выполняющей в частности функцию контроля за целостностью и изменениями электронного документа во избежание подделки. Однако к такой копии на бумажном носителе применяются требования законодательства к порядку надлежащего засвидетельствования копий документов.

Распечатанная выписка из ЕГРИП, представленная ИП <…> в составе заявки и представляющая собой электронный документ, преобразованный в документ на бумажном носителе, несмотря на распечатанную отметку налогового органа, технически не может иметь электронную подпись ввиду ее специфического применения и происхождения.

Следовательно, представленная заявителем копия выписки из ЕГРИП не является оригиналом выписки из ЕГРИП (оригиналом является непосредственно сам электронный документ), а также не является нотариально удостоверенной копией, в связи с чем не соответствует положениям действующего законодательства и документации о закупке.

Вместе с тем, согласно Административному регламенту предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по представлению сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2015 № 5н, зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.05.2015 № 37242, копия выписки из ЕГРИП должна быть заверена печатью и подписана должностным лицом налогового органа.

В соответствии с подпунктом 3.1.3.8. пункта 3.1. документации невыполнение требования к оформлению заявок, предусмотренных пунктом 3.1 участником закупки при оформлении заявки на участие в закупке, является основанием для отклонения такой заявки ввиду несоответствия ее требованиям документации о закупке.

Таким образом, в соответствии с подпунктами 1 пункта 5.2. раздела 5 документации запроса предложений, а также подпунктом 1 пункта 5.6.3 раздела 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Федерального бюджетного учреждения <…> заявка заявителя была не допущена к участию в запросе предложений. Заявка ИП <…> отклонена правомерно.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Учитывая вышеуказанное, а также, то обстоятельство, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в части 10 статьи 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования, жалобу заявителя нельзя признать обоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> вх. № 11420 от 17.11.2020 на действия заказчика – федерального бюджетного учреждения <…> при закупке посредством проведения запроса предложений на право заключения контракта на поставку строительных материалов для нужд <…> (извещение о проведении закупки № 32009620339 размещено на официальном сайте ЕИС 27.10.2020) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны