Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 11 июня 2024 года Дело № 034/10/18.1-715... от 14 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

11 июня 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-715/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЭкоЛегал» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГАУ ВО «Мой бизнес» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплексной услуги по разработке проекта санитарно-защитной зоны/ инвентаризации отходов производства и потребления/ паспортов опасных отходов (извещение о проведении закупки № 32413601431 размещено на официальном сайте ЕИС 16.05.2024), с участием в заседании Комиссии:

от ООО «ЭкоЛегал» (посредством видеоконференцсвязи (онлайн-заседания)) – <…>,

от ГАУ ВО «Мой бизнес» (очное участие) – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) из ФАС России поступила жалоба ООО «ЭкоЛегал» на действия (бездействие) ГАУ ВО «Мой бизнес» от 03.06.2024 вх. № 5592-ЭП/24 путём проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплексной услуги по разработке проекта санитарно-защитной зоны/ инвентаризации отходов производства и потребления/ паспортов опасных отходов.

Извещение о проведении закупки № 32413601431 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) 16.05.2024.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «ЭкоЛегал» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 05.06.2024 исх. № АГ/4327/24).

Предметом обжалования является неправомерные и необоснованные действия Заказчика и комиссии Заказчика, выраженные в предъявлении требования к участнику закупки о наличии опыта в сфере оказания услуг по разработке экологической документации (проектов санитарно-защитной зоны, инвентаризации отходов производства и потребления, разработке паспортов опасных отходов).

Заявитель просит признать жалобу ООО «ЭкоЛегал» обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением, отменить принятый в ходе проведения закупки протокол подведения итогов запроса предложений № 32413601431 от 16.05.2024, передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАУ ВО «Мой бизнес» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «ЭкоЛегал».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путём принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиками самостоятельно путём принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Требования, указанные в техническом задании, предъявляемые к закупаемой продукции применяются в равной степени ко всем участникам закупки, не нарушают прав и законных интересов участников закупки, не обеспечивают победу в торгах конкретному поставщику и включены в документацию о проведении конкурса в интересах заказчика, в целях выявления участника закупки, наиболее полно соответствующего требованиям документации.

1. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.

Установление критерия о наличии у участника закупки контракта (договора), представленного в ЕИС, не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя.

По указанному критерию участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса, так, например, по критерию «цена договора».

Отсутствие у участника закупки контракта (договора), представленного в ЕИС, не ограничивает его право на участие в конкурсе.

Таким образом, критерий наличие контракта (договора), представленного в ЕИС, не противоречит требованиям документации о закупке, а также не противоречит Положению о закупке и не устанавливает ограничивающих конкуренцию условий участия в закупочной процедуре.

Согласно пп. 1 таблицы оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» (глава 2 Документации о закупке).

Расчёт рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника закупки» оценивается по следующим показателям:

Показатель

k

Описание показателей для оценки квалификации участника закупки

Кол-во баллов

(максимум 100)

1.

Наличие опыта участника закупки

 

1.1.

Наличие опыта по оказанию услуг (выполнению работ), аналогичных предмету закупки.

Аналогичным предмету закупки признается опыт в сфере оказания услуг по разработке экологической документации (проектов санитарно-защитной зоны, инвентаризации отходов производства и потребления, разработке паспортов опасных отходов).

Подтверждением опыта участника по оказанию услуг (выполнению работ), аналогичных предмету закупки, служат копии исполненных договоров (контрактов, соглашений), включая все листы, а также копии всех актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), подтверждающих их оказание (выполнение) в полном объеме в соответствии с условиями таких договоров (контрактов, соглашений).

Копии договоров (контрактов, соглашений), представленные без приложения копий, подписанных всеми сторонами договора (контракта, соглашения) актов сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ), при расчете критерия не учитываются.

Представленные участником закупки документы считаются подтверждающими опыт оказания аналогичных видов услуг (работ), если:

  1. Исполнителем по контракту (договору) выступает участник закупки.

  2. Контракт (договор), включая все приложения и дополнения к нему, документ (-ы), подтверждающий исполнение обязательств по контракту (договору) (акт выполненных работ (оказанных услуг) или иной документ) представлен в полном объеме без подчисток и скрытого текста (за исключением информации, носящей конфиденциальный характер).

  3. Текст контракта (договора) позволяет четко определить его предмет, сумму и объем.

  4. Текст документа, подтверждающего исполнение обязательств по контракту (договору), позволяет четко определить какие обязательства и по какому контракту (договору) исполнены.

  5. Контракт (договор) заключен не ранее 3 (трех) лет до даты размещения извещения о проведении настоящей закупки в единой информационной системе по адресу: www.zakupki.gov.ru.

  6. Контракт (договор) представлен в единой информационной системе по адресу: www.zakupki.gov.ru.

В случае несоответствия представленных документов хотя бы одному из условий, установленных выше, такие документы не будут рассматриваться закупочной комиссией как подтверждающие опыт аналогичных услуг и учитываться при оценке заявки участника закупки по данному подкритерию.

Максимальное количество контрактов (договоров), соответствующих требованиям настоящего подкритерия, равно 10 (десяти) контрактам (договорам).

Подтверждающие документы по настоящему подкритерию предоставляются в составе заявки на участие в закупке.

100

Критерии оценки показателя:

Баллы:

- максимальное количество баллов

100

- за каждый контракт (договор, соглашение), соответствующий требованиям подпункта 1.1 таблицы № 2

10

- отсутствие контрактов (договоров, соглашений), соответствующих требованиям подпункта 1.1 таблицы № 2

0

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики руководствуются, в том числе принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацией мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

В связи с тем, что договоры, предоставленные Заявителем не представлены в ЕИС по адресу: www.zakupki.gov.ru, то в соответствии с документацией о закупке, они не были рассмотрены закупочной комиссией как подтверждающие опыт аналогичных услуг и не были учтены при оценке заявки участника закупки по данному подкритерию.

Принцип равноправия, предусмотренный Законом о закупках, не может считаться нарушенным, поскольку указанные требования были размещены в составе документации, а заявитель до отклонения его заявки по соответствующему основанию необоснованность представления указанных документов не оспаривал.

Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надёжности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований, само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом о закупках, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.

2. Довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии опыта, связанного с предметом закупки также является необоснованным.

Так, согласно пп. б п. 25 Приложения № 1 к Положению о закупке товаров, работ, услуг

для нужд ГАУ ВО «Мой бизнес» показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов; опыт работы, связанный с предметом договора; деловая репутация (как количественный показатель); обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация)» может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма.

ГАУ ВО «Мой бизнес» не совершало действий, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении закупки, обеспечило в закупке добросовестную конкуренцию, поскольку при конкурентных процедурах поставщики снижают цены и улучшают качество товаров, работ или услуг в борьбе за потребителей.

Учитывая то обстоятельство, что полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, указанные в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, ограничены доводами, составляющими предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 указанного Закона в редакции, действующей с 09.01.2018), жалобу заявителя нельзя признать обоснованной.

Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В свою очередь заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Само по себе несогласие подателя жалобы с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.

Требования, установленные заказчиком в документации, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, которые изъявили намерение принять участие в закупке, указанные обстоятельства не привели к нарушению норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЭкоЛегал» (<…>) на действия заказчика ГАУ ВО «Мой бизнес» (<…>) путём проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание комплексной услуги по разработке проекта санитарно-защитной зоны/ инвентаризации отходов производства и потребления/ паспортов опасных отходов (извещение о проведении закупки № 32413601431 размещено на официальном сайте ЕИС 16.05.2024) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны