Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-903/2024 И НАЗНАЧЕ... от 8 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-903/2024 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ
08 июля 2024 года Волгоград
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, …. рассмотрев поступившие из ФАС России материалы,
установил:
ФАС России в Волгоградское УФАС России письмом от 08.05.2024 исх. № 08/39728/ было перенаправлено обращение гр. … с жалобой на распространение 12.04.2024 в мессенджере «Телеграмм» в паблике «Кемерово № 1» рекламы франшизы компании «Ёбидоёби». Обращение было зарегистрировано в Волгоградском УФАС России 08.05.2024 вх. № 4713-эп/24.
При перенаправлении обращения ФАС России сослалась на п. 6, п. 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила).
Так, в соответствии с п. 7 Правил Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация, распространённая 12.04.2024 в мессенджере «Телеграмм» в паблике «Кемерово № 1», обладает всеми юридически значимыми признаками рекламы, а именно:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к сети суши и роллы «…», а также франшизе ООО «…», способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, к рекламе относится и определённая неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определённого объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Решением Волгоградского УФАС России от 29.10.2021 по делу № 034/05/5-943/2021 была признана ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе наружная реклама сети доставки суши и роллы с изображением одного из сетов сети и текстом: «Не материмся и вкусно готовим. Набор «…» 2 кг. Ёбидоёби Sushi &Rolls», распространявшаяся в Волгограде, в том числе в связи с тем, что в рекламе было использовано слово «Ёбидоёби», которое может быть значительной частью потребителей воспринято как образованное от нецензурного слова.
Указанное решение Волгоградского УФАС России было поддержано Арбитражным судом (дело № А12-35564/2021).
Кроме того, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23
по Красноярскому краю обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к ООО «Ёбидоёби» о возложении обязанности изменить фирменное наименование юридического лица на иное фирменное наименование, соответствующее пунктам 3, 4 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.04.2023 по делу № А33-31075/2022, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2023 и постановлением Суда по интеллектуальным правам от 09.10.2023 заявленные требования удовлетворены
частично: суд обязал Общество изменить фирменное наименование юридического лица путём внесения изменений в учредительные документы и представления в
регистрирующий орган документов, предусмотренных ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю, суды согласились с доводами инспекции о том, что фирменное наименование ответчика может быть воспринято средним российским потребителем как нецензурное бранное слово.
Несмотря на состоявшиеся судебные акты, в рассматриваемой рекламе в тексте, а также в прикреплённых фотографиях, при продвижении сети суши и ролл, а также франшизы указанной сети использовано обозначение «Ёбидоёби».
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Рассматриваемая реклама, распространённая 12.04.2024 в мессенджере «Телеграмм» в паблике «Кемерово № 1», содержит признаки нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
В качестве рекламодателя выступило ООО «Ёбидоёби» (ОГРН: 1162468066298, дата присвоения ОГРН: 25.03.2016, ИНН: 2465142629, КПП: 130001001, адрес регистрации: ул. Промышленная, 1-Я, д. 23, пом. 12Б, г. Саранск, Р. Мордовия).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-903/2024 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Ёбидоёби» (ОГРН: 1162468066298, дата присвоения ОГРН: 25.03.2016, ИНН: 2465142629, КПП: 130001001, адрес регистрации: ул. Промышленная, 1-Я, д. 23, пом. 12Б, г. Саранск, Р. Мордовия);
3. Назначить дело № 034/05/5-903/2024 к рассмотрению на 08 августа 2024 года в 09 часов 00 минут по адресу: Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО «Ёбидоёби» представить на заседание Комиссии:
- письменные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела с приложением подтверждающих доводы документов;
- информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Заместитель руководителя управления И.Б. Никуйко