Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-238/2021 от 11 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-238/2021

11 июня 2021 года г. Волгоград

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления –

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела –

 

- ведущий специалист - эксперт –

рассмотрев дело № 034/05/5-238/2021/2019, возбужденное по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении OOO «Шелл Нефть» (ОГРН 1107746744038, ИНН 7743792870, КПП 997150001, адрес: 125196, г. Москва, ул. Лесная, д. 9),

с участием дистанционно представителей OOO «Шелл Нефть», заявитель уведомлен, не явился,

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе).

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила).

В соответствии с п. 13 Правил основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела являются: а) поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; б) представление прокурора; в) заявление о нарушении законодательства; г) собственная инициатива в случае обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление К.В.В. (вх. № 1068 от 05.02.2021), в котором сообщалось о распространении 03.02.2021 от «Shell ClubSmart» рекламы посредством писем на электронную почту (…@email.su) от ООО «Шелл нефть» следующего содержания: «Оплати по QR-коду и получи двойные баллы* Опережай реальность вместе с «Шелл». Чтобы стать участником акции: покажи на кассе свою карту лояльности; зайди в приложение своего банка и выбери функцию QR-оплаты; отсканируй QR-код; подтверди оплату; получи двойные баллы на свой счёт в программе лояльности. Сроки акции ограничены».

Заявитель указал, что заинтересовавшись предложением, 05.02.2021 прибыл на одну из АЗС «Shell» в Волгограде (ул. Ленина, 65Н) и попытался произвести оплату посредством QR-кода. Однако ему в этом было отказано. Расчёт был произведён наличными, дополнительные бонусные баллы не были начислены. Менеджер АЗС сообщила, как указывает заявитель, что клиентам ПАО «Сбербанк» данная услуга (оплата посредством QR-кода) недоступна.

Заявитель считает, что OOO «Шелл Нефть» распространяет недостоверную и недобросовестную рекламу, вводит в заблуждение потребителей услуг и товаров.

В рамках рассмотрения заявления сотрудниками Волгоградского УФАС России было установлено, что на АЗС ООО «Шелл Нефть» также распространяется наружная реклама с аналогичным указанному заявителем содержанием.

Так, по адресу: Волгоград, ул. Лимоновая, 16 расположена АЗС «Шелл». Слева от входной двери в магазин «Shell магазин Select» расположен рекламный баннер: /на желтом фоне/ Оплачивать безопасно – это выгодно /далее изображение QR –кода в виде подарочной коробки/ Оплати по QR – коду и получи двойные баллы* Общий срок проведения акции «Двойные баллы» Shell ClubSmart за оплату через СПБ» с 28 декабря 2020 года по 28 декабря 2021 года включительно. ** Информация об организаторе, правилах проведения Акции, количестве и видах призов, сроков, месте и порядке их получения на www.shell.com.ru/qpay /далее на фиолетовом фоне»/Опережай реальность вместе с «Шелл» (акт мониторинга наружной рекламы от 12.02.2021).

Определением от 16.03.2021 возбуждено производство по делу № 034/05/5-238/2021 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе в отношении OOO «Шелл Нефть» (ОГРН 1107746744038, ИНН 7743792870, КПП 997150001, адрес: 125196, г. Москва, ул. Лесная, д. 9).

Полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении OOO «Шелл Нефть» Волгоградское УФАС России было наделено письмом ФАС России от 09.03.2021 исх. № АК/16906/21.

05.05.2021 за вх. № 4839 поступили письменные объяснения от ООО «Шелл Нефть». Общество указало, что стремится максимально подробно доносить информацию о проводимых рекламных акциях. В рассматриваемом случае в Правилах проведения Акции «Двойные баллы Shell ClubSmart за оплату через СБП и WebMoney» (далее - Правила акции) был указан список банков, через которые можно осуществить оплату. Для целей устранения возможного недопонимания ООО «Шелл Нефть» сообщило, что Правила акции были дополнены ссылками на список банков, которые подключены к системе быстрых платежей и позволяют осуществить платежи через QR код в рамках рекламной акции (новые правила приобщены к письменным пояснениям).

ООО «Шелл Нефть» не смогло уточнить, по какой причине в электронном письме заявителя не открывалась ссылка на Правила акции. Технические специалисты Общества проверили ссылку и каких-либо сложностей при открытии Правил акции не выявили.

Период рекламной акции составляет: с 00 ч 00 мин 01 сек по московскому времени 28 декабря 2020 года по 23 ч 59 мин 59 сек по московскому времени 28 декабря 2021 года включительно. Территория распространения рекламной акции указана в приложении 2 к Правилам акции.

Дополнительно в письме от 28.05.2021 вх. № 5740 ООО «Шелл Нефть» сообщило, что распространение наружной рекламы акции о возможности оплаты через QR код, в том числе по адресу: Волгоград, ул. Лимоновая, 16, было временно прекращено. Устно на заседании комиссии представители Общества пояснили, что новые макеты наружной рекламы находятся в настоящее время в разработке.

Рассмотрев материалы дела № 034/05/5-238/2021, с учетом доводов сторон комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, которая была доведена посредством письма на электронную почту заявителя, а также информация, размещенная на наружном рекламной баннере у входа на АЗС «Шелл», в том числе по адресу: Волгоград, ул. Лимоновая, 16, содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой. Объект рекламирования - АЗС «Шелл» и акция «Двойные баллы» Shell ClubSmart за оплату через СПБ».

Согласно Правилам акции она действует на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В рекламе потребителю предлагается произвести оплату по QR–коду через СБП (систему быстрых платежей) и получить двойные баллы. При этом в рекламе, распространяемой посредством электронной почты потребителю предлагается показать на кассе карту лояльности и зайди в приложение своего банка. Указаны ограничения только в отношении сроков действия акции.

Система быстрых платежей (СБП) - система Банка России, позволяющая гражданам переводить средства по идентификатору (в настоящее время — по номеру телефона) получателя, даже если стороны перевода имеют счета в разных кредитных организациях.

Согласно информации, размещенной на сайте Банка России (https://cbr.ru/PSystem/sfp/) СБП - это сервис, который позволяет физическим лицам мгновенно (в режиме 24/7) переводить деньги по номеру мобильного телефона себе или другим лицам, вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя или получателя средств. Для этого необходимо, чтобы эти банки были подключены к СБП. Доступ к системе возможен через мобильные приложения банков, подключенных к СБП, как со смартфона или планшета, так и с компьютера. Чтобы сделать мгновенный перевод, нужно в мобильном приложении своего банка выбрать в меню перевод через СБП, счет, с которого надо сделать платеж, указать номер мобильного телефона получателя и сумму перевода. В течение нескольких секунд после подтверждения операции плательщиком деньги будут переведены и станут доступны получателю. Система быстрых платежей разработана Банком России и НСПК. На сайте Банка России также дается ссылка на сайт http://sbp.nspk.ru/, где размещен список банков, подключенных к Системе быстрых платежей.

В рассматриваемой в настоящем деле рекламе приведены сроки действия акции, а также ссылка www.shell.com.ru/qrpay. Однако указанная ссылка обозначена как источник получения информации об организаторе, правилах проведения акции, количестве и видах призов, сроков, месте и порядке их получения, т.е. информация, которая обязательна к размещению в рекламе, в случае если рекламируется стимулирующее мероприятие, которым по смыслу ст. 9 Закона о рекламе выступает конкурс, игра или иное подобного мероприятие, условием участия в котором является приобретение определенного товара.

Как разъяснено в п. 27 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – постановление Пленума № 58) нормы ст. 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.

Таким образом, рекламируемая ООО «Шелл Нефть» акция с разряду стимулирующих в смысле ст. 9 Закона о рекламе не относится.

На сайте компании и в Правилах акции на сайте была размещена ссылка на список банков-участников СПБ Банка России.

С Правилами акции возможно было ознакомиться на сайте компании при переходе по результатам поиска по запросу «акция двойные баллы от шелл» (подтверждающие скриншоты страниц сайта приобщены к материалам дела). При этом в «Ключевых разделах» на сайте были указаны только следующие ссылки: «Как работает оплата по QR-коду», «Правила акции», «Вопросы и ответы» (скриншоты от 08.02.2021).

Однако оценке в настоящем деле подлежит сама реклама, которая была доведена до потребителя в том виде и объеме информации, которую рекламодатель счел необходимым довести до потребителя.

Высший Арбитражный Суд в постановлении Пленума № 58 отметил, что оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

По состоянию на 08.02.2021 согласно данным сайта https://sbp.nspk.ru/participants/ из 211 банков - участников системы быстрых платежей (СПБ) только 39 банков (18% банков) производят отплату по QR-коду. Таким образом, у ряда потребителей отсутствует возможность участия в рекламируемой акции, в том числе у клиентов ПАО «Сбербанк», как указал заявитель.

Однако рассматриваемая реклама акции о возможности произвести отплату по QR-коду, привлекая внимание потребителя возможностью получить двойные баллы по карте лояльности, не содержит информацию о том, что существуют ограничения для участия в акции (потребитель должен быть клиентом банка, который использует в рамках СБП оплату по QR-коду).

Изучив правила акции, а также обстоятельства функционирования системы оплаты посредством QR-кода через Систему быстрых платежей специалисты УФАС пришли к выводу, что не только клиенты Сбербанка не могли на момент распространения рекламы воспользоваться рекламируемой акцией, но и клиенты большинства других банков также не имели технической возможности для этого. Для большинства потребителей на момент распространения рекламы отсутствовала техническая возможность участия в рекламируемой «Shell» акции.  

Из рекламы, полученной заявителем посредством электронной почты, а также наружной рекламы, которая распространялась на АЗС «Шелл», для потребителя, на внимание которого ориентирована реклама, не следует, что существуют какие-либо ограничения относительно Банков-участников СПБ. Данная информация, как подтверждается доводами заявителя, является существенной, её отсутствие вводит потребителей в заблуждение относительно условий приобретения товаров и самой возможности принять участие в рекламируемой акции и получить двойные бонусы по карте лояльности.

Реклама, привлекая внимание потребителя возможностью получить двойные баллы по карте лояльности «Shell», не содержала информацию о том, что существуют ограничения для участия в акции (потребитель должен быть клиентом только того банка, который уже использует в рамках СБП возможности оплаты по QR-коду). Данная информация является очень существенной, а ее отсутствие вводило потребителей в заблуждение относительно значимых условий приобретения товаров.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

В рассматриваемом случае в качестве рекламодателя выступило OOO «Шелл Нефть» (организатор акции), адрес: 125196, г. Москва, ул. Лесная, д. 9.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама «Двойные баллы» Shell ClubSmart за оплату через СПБ», которая была доведена посредством письма на электронную почту заявителя 03.02.2021 от «Shell ClubSmart», а также информация, размещенная на наружных рекламных баннерах у входа на АЗС «Шелл», в том числе по адресу: Волгоград, ул. Лимоновая, 16, является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела № 034/05/5-238/2021 ООО «Шелл Нефть» не представлено доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы. Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе, в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу «Двойные баллы» Shell ClubSmart за оплату через СПБ», которая была доведена посредством письма на электронную почту заявителя 03.02.2021 от «Shell ClubSmart», а также рекламы, размещаемой на наружных рекламных баннерах в феврале 2021 годау входа на АЗС «Шелл», в том числе по адресу: Волгоград, ул. Лимоновая, 16, распространявшуюся в период 13.02.2019 – 05.04.2019 на территории нескольких субъектов Российской Федерации, поскольку в ней нарушены требования п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать OOO «Шелл Нефть» (ОГРН 1107746744038, ИНН 7743792870, КПП 997150001, адрес: 125196, г. Москва, ул. Лесная, д. 9) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны